В Гомеле прошел семинар "Техника и технология бестраншейного строительства"

В г. Гомеле в помещении проектного института «Гомельгражданпроект» 26 января текущего года состоялся семинар на тему «Техника и технология бестраншейного строительства подземных инженерных коммуникаций методом горизонтального направленного бурения» (ГНБ).

Организатором семинара выступило минское строительное предприятие ИП «Классикстройкомплект». Все участники семинара, среди которых — представители гомельских филиалов «Белгипрогаз», «Белгипродор», ПО «Белоруснефть», института «Гомельгражданпроект», ОАО «Буровая компания «Дельта», «Гомельпромстрой», «Рогачевгазстрой», Мозырской СПМК №50 и других предприятий области, связанных с проведением строительных работ по прокладке подземных инженерных коммуникаций, в ходе открытых дискуссий выясняли преимущества того или иного способа. Плюсы бестраншейного строительства подземных инженерных коммуникаций очевидны, ведь для прокладки подземных инженерных коммуникаций в нашей стране традиционно применяется открытый способ строительства. А это, в первую очередь, внешняя экскавация грунта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Технология ГНБ позволяет делать весь комплекс строительных работ не нарушая поверхностного слоя, что особенно важно при проведении работ под памятниками архитектуры, жилыми массивами, транспортными развязками, железнодорожным
полотном.

Со вступительным словом выступил генеральный директор компании «Классикстройкомплект» Геннадий Голуб. Он поблагодарил всех за участие в семинаре и пожелал плодотворной работы. С историей развития технологии горизонтального направленного бурения (ГНБ) присутствующих познакомил руководитель отдела маркетинга предприятия Александр Шевчук:

— Метод прокладки коммуникаций, известный сегодня в Беларуси как горизонтально направленное бурение (ГНБ), официально был основан в США в 1972 году Мартином Черрингтоном, в то время являвшимся президентом строительной компании «Титан Костракторз», в штате Калифорния. Метод возник как альтернатива траншее, дающая наименьший экологический ущерб окружающей среде и не влияющая на водное препятствие. В ряде случаев он экономически более выгоден по отношению к традиционной укладке. Предыстория этого события берет начало в середине 60-х годов прошлого века во время первого знакомства Черрингтона с управляемым бурением. Оно стало предпосылкой для создания небольшой буровой установки и сотрудничества с электрослужбами в области работ по укладке бытовых коммуникаций под дорогами. Первое предложение по укладке трубы под рекой поступило ему в 1971 году. Это было строительство газопровода диаметром 115 мм и длиной 231 м под р. Паджеро в Калифорнии. Газопровод был уложен, но трудности при работах по управлению буром наталкивали на мысли о незрелости этого метода для таких объектов. В результате работники компании «Титан» вернулись к своим «дорогам». Немалую роль в возвращении к этому вопросу сыграла статья в журнале с описанием работ на реке, которая вышла в начале 1972 года и тем самым привлекла заказчиков, которых не испугали возможные трудности. В дальнейшем по мере развития нефтяной промышленности проекты по пересечению рек методом ГНБ заняли важное место на рынке строительства. Так, к 1992 году было построено уже 2400 переходов. При этом диаметр возрос до 1200 мм, максимальная длина перехода достигла 1800 м, а суммарная длина превысила 800 км. Методы прокладки непрерывно менялись и совершенствовались. Не всегда труба укладывалась посредством затягивания буровой установкой, до 1978 г. это производилось только методом проталкивания. В 1980 году в одну скважину впервые осуществили протяжку пучка из трех труб. Значительно расширилась география распространения метода: США, Австралия, страны Европы, Азии и Южной Америки. При этом прокладка трубопроводов осуществлялась через крупные реки мира: Миссисипи, Миссури, Ганг и др. Расширился круг компаний, освоивших производство буровых установок, и сегодня поставщиками на рынок оборудования ГНБ, помимо США, являются Германия, Франция, Голландия. Парк буровых установок разнообразен и включает в себя установки с тягово-толкающими усилиями от 1 тонны и до 450 тонн.

В чем заключается метод строительства коммуникаций с применением метода ГНБ? В сущности, идея красива и проста: по заданной траектории под препятствием бурится скважина, в которую укладывают трубопровод. Строительство, осуществляемое таким образом, имеет ряд преимуществ перед траншейным методом. Во-первых, в отличие от традиционной укладки, ГНБ дает возможность выполнения работ в стесненных условиях, что актуально при строительстве как в городских условиях, так и в полевых в существующем техническом коридоре коммуникаций. Во-вторых, это более сжатые сроки строительства. В-третьих, это независимость от вида препятствия без оказания какого-либо влияния на само препятствие, будь то здание, автомобильная или железная дорога, водная преграда, дамба, набережная стенка или же другие коммуникации. В любом случае независимо от вида препятствия метод обеспечивает надежную защиту трубопровода от внешних механических повреждений, возникающих в результате человеческой деятельности или действия природных сил. С 1992 года метод вышел на широкую международную арену. Диаметры прокладываемых коммуникаций приблизились к 1200 мм, расстояния — до 1800 м без выхода на поверхность, глубина — до 20 м. С 1992 года он начал широко применяться в России, где сегодня уже существуют сотни фирм, использующих технологию горизонтального направленного бурения.

В Беларуси пионером этого направления является ИП «Классикстройкомплект». Предприятие занимается горизонтальным направленным бурением уже более трех лет, имеет уникальный опыт, освоило технологии и технику. С практикой выполнения работ по бестраншейной прокладке подземных коммуникаций и магистральных трубопроводов методом горизонтального направленного бурения всех присутствующих познакомил главный инженер «Классикстройкомплект» Николай Савицкий:

— На сегодняшний день предприятие располагает пятью современными буровыми комплексами, позволяющими производить строительство подземных инженерных коммуникаций диаметром от 50 до 1050 мм и длиной до 800 м. Перед началом работ тщательно изучаются свойства и состав грунта, дислокация существующих подземных коммуникаций, оформляются соответствующие разрешения и согласования на производство подземных работ. Осуществляется выборочное зондирование грунтов, при необходимости — шурфление особо сложных пересечений трассы бурения с существующими коммуникациями. Следующий этап работы — бурение пилотной скважины при помощи породоразрушающего инструмента буровой головки со скосом в передней части и встроенным излучателем. Буровая головка соединена посредством полого корпуса с гибкой приводной штангой, что позволяет управлять процессом строительства пилотной скважины и обходить выявленные на этапе подготовки к бурению подземные препятствия в любом направлении в пределах естественного изгиба протягиваемой рабочей нити. Буровая головка имеет отверстия для подачи специального бурового раствора, закачиваемого в скважину и образующего суспензию с размельченной породой. Контроль за местоположением буровой головки осуществляется с помощью приемного устройства локатора, принимающего и обрабатывающего сигналы встроенного в корпус буровой головки передатчика. Строительство пилотной скважины завершается выходом буровой головки в заданной проектной точке. Затем следует второй этап — расширение скважины. При этом буровая головка отсоединяется от буровых штанг, и вместо нее присоединяется риммер-расширитель обратного действия. Приложением тягового усилия с одновременным вращением риммер протягивается через створ скважины в направлении буровой установки, расширяя пилотную скважину до необходимого для протаскивания трубопровода диаметра. На противоположной от буровой установки стороне скважины располагается готовая к протягиванию плеть трубопровода. К переднему концу плети крепится оголовок с воспринимающим тяговое усилие вертлюгом и риммером. Вертлюг позволяет вращаться буровой нити и риммеру и в то же время не передает вращательное движение на трубопровод. Таким образом, буровая установка затягивает в скважину плеть протягиваемого трубопровода по проектной траектории.

Отличительная черта метода ГНБ — возможность изменения направления бурения в ходе процесса, что позволяет осуществить проходку скважин для прокладки труб по заданной траектории с огибанием подземных препятствий и их выход в заданной точке с оптимальной точностью. А образование твердой оболочки вокруг коммуникации за счет проявления тиксотронных свойств суспензии после ее прокладки полностью исключает проседание вышележащего грунта и увеличивает степень защиты коммуникаций от агрессивного воздействия окружающей среды. Техника и технология ГНБ может применяться для бестраншейного строительства и ремонта газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, напорной, самотечной, ливневой канализации, электрических кабелей и футляров для них, телефонных и оптоволоконных кабельных линий связи, мультисервисных сетей и линий кабельного телевидения, причем под реками, озерами, лесными массивами, сельхозобъектами, в охранных зонах высоковольтных воздушных линий электропередач, магистральных газо-, нефте-, продуктопроводов, в условиях плотной жилищной застройки, под автомагистралями, скверами, парками, действующими железными и автомобильными дорогами, взлетно-посадочными полосами аэропортов и т.п. Метод ГНБ позволяет существенно сократить объем работ, принося около 30% экономии финансовых средств. После него не нужно платить за восстановление поврежденных участков автомобильных и железных дорог, предметов городской инфраструктуры. Работы, на которые при траншейном методе уходят месяцы, проводятся в считанные дни. Поэтому и востребованы сегодня услуги ИП «Классикстройкомплект» как в Минске, так и в других городах Беларуси. И везде получают самую высокую оценку заказчиков.

Учитывая преимущества применяемых технологий и возрастающий при этом спрос на метод горизонтального направленного бурения при строительстве подземных инженерных коммуникаций, корреспондент газеты «Строительство и недвижимость» попросил Николая Савицкого подробнее рассказать о новой технологии.

— В последние годы бурный рост наших городов, а как следствие — развитие всей инфраструктуры ставит перед строительной отраслью все более сложные задачи. Чтобы успешно решать их, нам необходимо развивать в нашей стране новые строительные технологии, которые позволили бы справляться со всем комплексом проблем в кратчайшие сроки и на высоком инженерном уровне. Наше предприятие имеет успешный более чем трехлетний опыт прокладки наружных сетей и трубопроводов под автомагистралями, действующими железными дорогами, ВПП аэропортов, трамвайными путями, в стесненных условиях; в сложных грунтах: под реками, озерами, каналами, а также в местах, где отсутствует возможность выполнения работ открытым способом. Замена или новое строительство коммуникаций методом траншейной экскавации грунта влечет за собой затраты не только на обратную засыпку, но и на последующее восстановление дорог, насаждений, газонов, планировку участков. Современные технологии, к которым относят бестраншейную прокладку подземных коммуникаций методом горизонтального направленного бурения (данный метод в Беларуси начали применять всего около четырех лет назад), позволяют решить эту проблему с меньшими затратами.

— Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о технологии горизонтального направленного бурения.

— Технология использования метода горизонтального направленного бурения (ГНБ) состоит в следующем. Перед началом работ особо тщательно изучаются свойства и состав грунта, расположение существующих коммуникаций, оформляются соответствующие разрешения и согласования на производство подземных работ. Применяется шурфление особо сложных пересечений участков трассы бурения с существующими коммуникациями. Затем производится бурение пилотной скважины по заданной проектом траектории. Бурение — особо ответственный этап работы, от которого зависит конечный результат. Современные локационные системы позволяют осуществлять пилотное бурение с большой точностью. На мониторе локатора отображается информация о местоположении, уклоне и азимуте бурового инструмента. Строительство пилотной скважины завершается выходом бурового инструмента в заданной проектом точке (допустимые отклонения не превышают 10 см). После пилотного бурения осуществляется последовательное расширение скважины. При этом буровая головка отсоединяется от буровых штанг и заменяется на расширитель обратного действия. С помощью тягового усилия и одновременного вращения расширитель протягивается через скважину в направлении буровой установки, тем самым расширяя пилотную скважину до необходимого диаметра. Заключительный этап — протягивание трубопровода. Протягивание трубопроводов в пробуренную скважину возможно в количестве от одной до шести труб. Буровая установка затягивает с определенным усилием в скважину плеть трубопровода по ранее пробуренной траектории.

— В каких случаях применяется метод горизонтального направленного бурения?

— С помощью метода ГНБ можно производить прокладку, монтаж, реконструкцию и ремонт большинства типов магистральных, наружных инженерных сетей и подземных коммуникаций (стальных и пластиковых трубопроводов для водопроводных, канализационных, газовых и отопительных систем, кабельных линий, футляров для коммуникаций). Поэтому он применяется при проведении всех вышеописанных работ. Но не только. Этот метод позволяет прокладывать горизонтальные системы водопонижения — лучевого и прифундаментного дренажа заболоченных и подтопляемых земель и территорий, а также линий ливневой канализации в застроенных (особо стесненных) городских условиях. При этом происходит общее понижение уровня грунтовых вод до отметок минус 15 м от уровня земли на площадях до 20 га единомоментно и исключается возникновение пустот в грунтах, что обеспечивает глобальное осушение и защиту от подтопления подвалов домов, зданий и сооружений.

— Длина и диаметр трубопровода, проложенного бестраншейным методом, имеют ограничения?

— Да, имеют. Управляемые буровые системы, применяемые нами, позволяют прокладывать трассы без промежуточных колодцев длиной до 800 м, при этом максимальный диаметр прокладываемой трубы может достигать 1220 мм. В городских условиях мы используем модели установок горизонтального направленного бурения с уменьшенными техническими характеристиками. При этом рекомендуемая длина бестраншейног участка достигает 400-600 м, а диаметр прокладываемых трубопроводов — до 630 мм.

— У ГНБ, кроме вышеупомянутых, есть еще преимущества по сравнению с традиционными траншейными методами?

— Способ горизонтального направленного бурения позволяет в 5-8 раз снизить временные затраты на прокладку и ремонт трубопроводов, в 8-10 раз повысить производительность труда, а при монтаже труб из полимерных материалов в 10-15 раз увеличивается срок их службы по сравнению со стальными.

Подготовил Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2006 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость