Новые маршруты и новые скорости Белорусской железной дороги

Для Белорусской железной дороги 2005 год был годом целенаправленной работы по модернизации, реконструкции и развитию всех хозяйств. Об этом сообщил 13 января в национальном пресс-центре начальник БЖД Владимир Жерело. По его словам, основной целевой показатель «перевезено грузов», доведенный дороге правительством Республики Беларусь в 2005 г., выполнен и составил 125,1 млн тонн, или 112,5% к уровню 2004 г. В том числе: местное сообщение — 34,9 млн тонн, или 109,9%, ввоз — 11,2 млн тонн, или 111,2%, вывоз — 35,6 млн тонн, или 98,3%, транзит — 43,5 млн тонн, или 130,6%. Основной целевой показатель «пассажирооборот железнодорожным транспортом» за 2005 год по предварительным данным выполнен на 98,1% к уровню 2004 года, что составит 13629 млн пасс./км. В международном сообщении выполнение установленного показателя составит 104,4% к уровню 2004 года, в местном — 106,8%.

Инвестиции в отрасль


Объем инвестиций в основной капитал, освоенный Белорусской железной дорогой в 2005 г., по предварительным данным, составит 446 млрд руб., или 100,1% к заданию на 2005 год (442,6 млрд руб.). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых условиях объем инвестиций в основной капитал составит 107,0% (задание на год — 107,0%). Выполнение целевого показателя по энергосбережению за 2005 год ожидается на уровне 8,5% при задании 8,5%. В рамках инвестиционного проекта «Обновление и восстановление подвижного состава Белорусской железной дороги» в 2005 году капитальные вложения составили 165,8 млрд руб. Приобретено 815 полувагонов, 500 цистерн, 13 пассажирских вагонов, 14 прицепных вагонов с кабиной управления дизель-поезда ДДБ1 и 1 дизель-поезд ДР1Б, 1 тепловоз ТЭП70.

Задачи 2006

Основными целевыми показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год для Белорусской железной дороги утверждены следующие показатели:
1. доходы от перевозок грузов и пассажиров — 115% к 2005 году;
2. платные услуги — 101-102% к 2005 году в сопоставимых условиях;
3. экспорт услуг — 108,5-109,5%;
4. импорт услуг — 106,5-107,5%;
5. показатель по энергосбережению — 9,0%.

Согласно Программе развития Белорусской железной дороги, до 2010 года планируется приобретение 145 пассажирских вагонов, из них 33 купированных, 104 плацкартных, 2 вагона-ресторана, 2 служебных и 4 багажных. На 2006 год запланировано закупить 700 новых грузовых вагонов, в том числе 600 полувагонов и 100 вагонов-цистерн. Показателей качественных перемен в организации пассажирских перевозок Белорусской железной дороги много: новые маршруты, новые виды сервиса, новые скорости, новый уровень комфорта. В 2005 году отправлено на 1643 пригородных поездов больше, чем в 2004. Белорусской железной дорогой принимаются меры по увеличению размеров движения и развития маршрутной сети независимо от направлений, обозначенных государственными программами. Для обеспечения пассажирских перевозок в 2005 году было приобретено 13 плацкартных вагонов, оснащенных системой кондиционирования воздуха, отремонтировано плановыми видами ремонта 1039 пассажирских вагонов, из них в объеме: ДР — 653 вагона, КР-1 — 301 вагон, КР-2 — 85 вагонов. В целях обеспечения радиосвязи машинист — начальник поезда — проводник хвостового вагона приобретено 135 носимых радиостанций. В 2006 году планируется приобрести 20 новых пассажирских вагонов, из них 7 купейных, 13 плацкартных; отремонтировать плановыми видами ремонта 1104 пассажирских вагонов, из них в объеме: ДР — 730 вагонов, КР-1 — 317 вагонов, КР-2 — 57 вагонов. Пяти вагонам габарита РИЦ, курсирующим в страны Западной Европы, будет проведен ремонт в объеме КР-2 с модернизацией. Планируется приобретение 96 носимых радиостанций. В 2005 году продолжилась работа, направленная на повышение качества обслуживания пассажиров в пути следования. В этой связи особое внимание было уделено работе обслуживающего персонала, его профессиональной подготовке, умению применять полученные навыки на практике. В 2005 году аттестационными комиссиями аттестовано 587 проводников на право обслуживания фирменных поездов.

Произошли изменения в скоростях движения пассажирских поездов. Так, на участке Гродно — Молодечно ускорены все пассажирские поезда. Это позволило сократить время нахождения в пути, например, фирменному поезду Гродно — Москва «Неман» на 40-45 минут. Проведена работа по сертификации системы менеджмента качества услуг, предоставляемых пассажирам на вокзале ст. Могилев и при перевозке в поездах 39/40 Полоцк — Москва, 78/77 Гродно — Москва, 106/105 Брест — Минск, предусмотренная Планом-графиком подготовки предприятий Белорусской железной дороги к приведению системы качества к требованиям, изложенным в стандартах ИСО 9000:2000. Введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение билетно-кассовых операций АСУ «Экспресс-3». Принято в эксплуатацию терминальное оборудование АСУ «Экспресс» на станциях Микашевичи, Лиозно, Негорелое, Степянка, Помыслище, Бобр, Рось, Свислочь, Скидель, Доманово, Тевли, Брест-Полесский, Высоко-Литовск, Радошковичи, Дубравы, Новосады, Осиновка, Богданов, Полочаны, Лепель, Микашевичи, Белоозерск, Зябровка, Мышанка, Новобелицкая, Тереховка. Планируется на 2006 г организация продажи проездных документов в пассажирские поезда на линейных станциях с указанием номера места. В 2005 году произведена реконструкция пассажирских платформ на 18 станциях и остановочных пунктах, введены в эксплуатацию новые остановочные пункты Дзержинск, Любашево. При подготовке объектов станции Слуцк для проведения республиканского фестиваля-ярмарки «Дажынкi-2005» выполнена реконструкция железнодорожного вокзала на ст. Слуцк с благоустройством прилегающей территории (1-я и 2-я очередь). Будет продолжена реконструкция вокзальных комплексов станций Барановичи-Полесские, Пинск, пассажирских платформ станции Гродно.

Перевозка грузов

В целях увеличения объемов перевозок грузов и установления тесного взаимодействия с основными грузоотправителями страны в 2005 году дорогой регулярно проводились маркетинговая работа и совместные совещания с грузоотправителями. Наиболее эффективной была работа с предприятиями концернов «Беллесбумпром», «Белнефтехим», агропромышленного комплекса, министерств промышленности, архитектуры и строительства, лесного хозяйства. На экспорт в Польшу, Венгрию, Словакию, страны Балтии совместно с иностранными железными дорогами разработана технология оперативного согласования приема экспортных грузов на пограничные переходы и припортовые станции. Организована и налажена перевозка в контейнерах тракторов «Беларус», а также отгрузка экспортной продукции Нововополоцкого «Полимира» через порты Клайпеда и Ильичевск назначением в страны дальнего зарубежья. Важнейшими для Белорусской железной дороги являются перевозки транзитных грузов. Оказание транспортных услуг по транзиту грузов — это важнейший источник доходов для дороги и валютных поступлений в целом для страны. По удельному весу от общего количества перевезенных объемов транзит составляет 35%. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста объемов транзитных перевозок и доходов от них. В структуре транзитных грузов главными являются: уголь и кокс (удельный вес — 33%), нефтепродукты (32%), удобрения (5%), черные металлы. Наибольшие объемы транзитных перевозок за 2005 год осуществлялись в следующие страны и их порты:

1. Россия — 34,3 млн тонн, или 136% к аналогичному периоду прошлого года, в том числе Калининградская область — 15,4 млн тонн, или 103%; 2. Латвия — 15,6 млн тонн, или 222%;
3. Литва — 5,9 млн тонн, или 132%;
4. Украина — 4,9 млн тонн или 99%;
5. Казахстан — 1,6 млн тонн или 108%.

Реализация преимуществ удобного географического расположения нашего государства в части осуществления транзитных перевозок грузов требует проведения эффективной транспортной политики, способствующей развитию приграничной инфраструктуры, совершенствованию таможенного
законодательства и внедрению современных технологий. Все это предусмотрено в «Комплексной программе обеспечения эффективности транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006-2010 годы», принятой в 2005 году правительством страны. Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие транзитных перевозок по территории Беларуси, является реализация Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», утвержденной правительством России в декабре 2002 г. Главной задачей этой программы является переключение российских внешнеторговых грузопотоков (в основном экспортных) из портов сопредельных стран на порты России. Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что Белорусская железная дорога является важнейшим связующим звеном в обеспечении экономических связей Калининградской области с другими регионами России, следует: для Республики Беларусь наиболее перспективным является развитие транзитных перевозок на Калининградском направлении.

Развитию этих перевозок способствует реализация как российской программы, так и политика, проводимая Белорусской железной дорогой, направленная на увеличение объемов перевозок в Калининградскую область включая ее порты. Удельный вес транзитных грузоперевозок на Калининградском направлении благодаря мероприятиям, проводимым Белорусской железной дорогой совместно с ОАО «Российские железные дороги», в последние годы неуклонно увеличивается и в 2005 году в общем объеме транзита дороги достиг 36% (до 2000 года не превышал 15%). Реализация российской программы развития собственных портов, а также переключение в перспективе значительной части российских грузопотоков (удобрения, металлургическая продукция др.) с балтийских портов на порты Дальнего Востока и сухопутные пограничные переходы с Китаем и Монголией объективно вызовет снижение транзитных перевозок через Беларусь. В этих условиях Белорусской железной дороге необходимо компенсировать неизбежные потери транзитных объемов. Учитывая географическое положение Беларуси в центре Европы как связующее звено между Востоком и Западом, Севером и Югом достаточно перспективным является привлечение грузопотоков по II и IX трансъевропейским транспортным коридорам. В рамках развития транспортных коридоров, проходящих через Беларусь, особое внимание уделяется совершенствованию технологии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами — прежде всего, контейнерными. В настоящее время с их помощью организованы перевозки по следующим маршрутам:

— Находка (порт Восточный) — Брест — Западная Европа;
— Брест — Илецк — Улаанбаатар, поезд «Монгольский вектор»;
— Брест — Актобе (Казахстан);
— Берлин — Минск — Москва, поезд «Восточный ветер»;
— Роттердам — Бременхафен — Брест — Бекасово, поезд «Содружество»;
— Берлин — Москва, поезд «Россия— Экспресс»;
— Москва — Берлин, поезд «Европа-Экспресс».

Кроме того, в 2005 году к уже существующим добавились новые ускоренные поезда. В марте были организованы перевозки грузов в контейнерах из Китая и Монголии назначением в страны Западной Европы. Первый контейнерный поезд по маршруту Китай (Хух-Хото) — Монголия — Россия — Беларусь — Польша — Германия (Дуйсбург) был отправлен в этом году из Китая 1 марта и прибыл в Германию 15 марта. Общее время в пути с учетом всех операций на пограничное и таможенное оформление составило чуть больше 14 суток — это позволило доставить груз более чем в 2 раза быстрее, чем морским транспортом. В целях дальнейшего расширения трансконтинентальных связей стран Скандинавского полуострова и стран бассейна Черного моря по маршруту Ильичевск — Минск (Колядичи) — Клайпеда с 2003 года еженедельно курсирует поезд комбинированного транспорта «Викинг», в состав которого включаются платформы с крупнотоннажными контейнерами, специализированные платформы с автопоездами, автоприцепами, пассажирские вагоны для водителей и проводников грузоотправителей. Белорусской железной дорогой совместно с ОАО «Российские железные дороги» и АО «Литовские железные дороги» организован контейнерный поезда «Меркурий» по маршруту Калининград/Клайпеда — Минск — Москва (станция Кунцево-2). С 22 июля 2005 г. началось его регулярное курсирование по вышеуказанному маршруту.

Пилотный проект

Примером применения новых логистических подходов к грузовым перевозкам в рамках 2 Международного транспортного коридора является реализация совместного пилотного проекта железных дорог России, Германии, Польши и Беларуси по организации в ноябре 2005 г. демонстрационного опытного поезда по маршруту Берлин — Варшава — Брест — Москва. Для увеличения объемов перевозок в коридоре Берлин — Москва одной из первостепенных задач является сокращение сроков доставки грузов. Для этого Белорусской железной дорогой разработана технология обработки ускоренного поезда, которая предусматривает максимальную концентрацию всех грузовых и коммерческих операций на станции Брест-Северный. Белорусской железной дорогой постоянно проводится работа по увеличению перевозок грузов ускоренными контейнерными поездами. Если в 2000 году в составе контейнерных поездов транзитом через нашу страну проследовало 4,5 тыс. ДФЭ (контейнеров в 20-футовом эквиваленте), то за 2005 год — 34,3 тыс. ДФЭ, что более чем в 7 раз больше по сравнению с 2000 годом.

Стратегия развития

Одним из важнейших направлений стратегии развития транзитных перевозок являются вопросы тарифной политики. В рамках Тарифного Соглашения железнодорожных администраций государств — участников СНГ согласованы единые принципы формирования тарифов в странах СНГ. Для наиболее массовых транзитных грузов (более 80% от объема всего транзита), перевозимых дорогой, предоставлены достаточно конкурентоспособные тарифы — стабильные фиксированные ставки по конкретным маршрутам. Главным критерием при этом являются привлечение дополнительных объемов, обеспечение баланса интересов железной дороги и экспедиторов или грузовладельцев, тарифные условия на альтернативных направлениях в объезд белорусской территории. Немаловажное значение в развитии транзитных перевозок занимает также работа по разработке конкурентоспособных логистических схем, оптимизации плана формирования поездов и связанное с этим переключение транзитных грузопотоков с альтернативных маршрутов железных дорог соседних государств на маршруты с участием Белорусской железной дороги. В 2005 году благодаря этой работе удалось привлечь транзитом через Беларусь новый дополнительный объем — порядка 11 млн тонн каменного угля с Западно-Сибирской дороги в порты Латвии по маршруту Заолыпа — Бигосово.

Важное место занимают также вопросы совершенствования таможенных процедур. Привлечению объемов перевозок транзитных грузов в направлении Запад — Восток — Запад препятствует сложность таможенного законодательства нашей страны и случаи конфискации грузов. Сложность существующего законодательства Республики Беларусь в области таможенного дела не позволяет создать режим наибольшего благоприятствования для транзитных перевозок, а практика таможенного оформления транзитных грузов не отвечает условиям возросшей в настоящее время конкуренции на рынке транспортных услуг. Решение этих проблем предусмотрено в мероприятиях комплексной Программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Большое значение в 2005 году придавалось БЖД поддержанию путевого хозяйства, от состояния которого зависит пропускная способность дороги, безопасность движения и допускаемые скорости движения поездов. В течение 2005 года на дороге выполнено 152,6 км капитального ремонта пути, 584,3 км среднего ремонта, уложено 294 комплекта новых стрелочных переводов, 804 комплекта новых переводных брусьев и произведен ряд других работ. В 2006 году планируется ввод в эксплуатацию выправочно-подбивочно-рихтовой машины 09-ЗХ. Использование данной машины позволит значительно улучшить состояние пути и обеспечить условия для повышения скоростей движения до 140 км/час и большей комфортности для пассажиров. Продолжатся и работы по закупке другой техники, направленной на повышение качества путевых работ, что в конечном итоге существенно влияет на конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

Основными направлениями развития хозяйства электроснабжения за период 2001-2005 гг. являлись модернизация устаревшего оборудования, внедрение новейшей аппаратуры. Так, электрифицированы дополнительные пути на ст. Осиповичи, ст. Молодечно, а также на промежуточных станциях участка Осиповичи — Молодечно для организации движения грузовых поездов на электротяге. Электрифицирован обход Помыслище — Крыжовка, произведена реконструкция тяговой подстанции нового поколения на станции Олехновичи с заменой оборудования на современное, блочно-модульного исполнения. Проведены работы по модернизации силового оборудования на других тяговых подстанциях. В 2006 и последующих годах продолжатся работы по дальнейшему развитию электрификации Белорусской железной дороги на участках Осиповичи — Жлобин — Гомель, Осиповичи — Жлобин — Калинковичи, Молодечно — Гудогай, проведению работ по организации скоростного движения на участке Красное — Брест и др. В хозяйстве сигнализации и связи в 2005 г. модернизированы ЭЦ на 6 станциях: Адамово, Василевичи, Свольно, Каледине, Рейтанов, Темный Лес. Каблировано 415 км воздушных линий связи с применением волоконнооптического кабеля на участках Полоцк — Бигосово — госграница, Орша — Минск, Осиповичи — Слуцк. Реализована 1-я очередь Единой сети передачи данных Белорусской железной дороги с введением в эксплуатацию 10 узлов: ЦУ Минск, Орша, Барановичи, Брест, Витебск, Полоцк, Могилев, Гомель, Молодечно, ГВЦ и др.

Подготовил по материалам пресс-конференции Александр ПАНИЧ
обсуждение статьи

Смотрите также: автомобильные перевозки грузов.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2006 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость