Чудеса света: топ-рейтинг 2005

Лондонские архитекторы из бюро Eric Kuhne & Associates собрались строить в Кувейте небоскреб высотой больше километра. 1001-метровое здание должно будет почти вдвое превзойти нынешнего рекордсмена мира, «Тайпей-101» в столице Тайваня, высота которого составляет 509 м. И даже затмит «Бурж Дубай», еще только строящийся в Дубае, который, как ожидают, к 2008 году вытянется на 700-800 м.

Британцы пока ведут переговоры с кувейтским правительством, которое как будто заинтересовано построить 250-этажную башню в Кувейт Сити — она должна стать центральным объектом проекта Madinat Al Hareer, то есть «Города шелка». В небоскребе могли бы поселиться около 700.000 человек, правда, на строительство ушло бы 84 млрд фунтов стерлингов и продлилось бы оно не менее четверти века.
Но, главное, это вполне реально.

Древний мир изумлялся всего семью чудесами, а сегодня топ-десятка очередных архитектурных чудес радикально обновляется едва ли не ежегодно.

Так, в преддверии Нового года, мировые издания повсеместно стали публиковать свои архитектурные рейтинги. По версии американского журнала Business week, в десятку самых показательных зданий, построенных в уходящем году (плюс-минус несколько месяцев), вошли: штаб-квартира компании Bloomberg в Нью-Йорке, комплекс управления спутниками в Сьютлэнде штата Мэриленд, центральное здание завода BMW в Лейпциге, центр цифровых искусств в Сан-Франциско, бутик Chanel в Токио, виадук Мийо во Франции, комплекс правительственных коммуникаций в британском Челтенхеме, третий терминал международного аэропорта Бен Гурион в Тель-Авиве, «Тайпей-101» и офис компании Hearst в Нью-Йорке.

Эти здания, по мнению экспертов Business week соответствуют самым современным критериям. Правда, если римлянин Витрувий, заложивший основы классической архитектуры, считал, что здание всего-то должно быть «прочным, удобным и красивым», то сегодня, в свете терроризма и энергетической дороговизны, список требований к архитекторам несколько расширился.

Чем же сегодня чудо архитектуры отличается от просто здания?

«Трио Витрувия» по-прежнему никто не отменял. Но при проектировании и строительстве лучших зданий еще должны использоваться самые передовые технологии и материалы. Сокращение потребления энергии и «вписанность» в пейзаж теперь уже не просто пожелания, а необходимость.

А поскольку каждый более менее заметный объект сегодня автоматически становится террористической мишенью, то и обеспечение безопасности таких зданий без ущерба их символическому значению требует дополнительных усилий.

Наконец, любая постройка становится более значимой, если она увязана со средой, культурными традициями. А в эпоху глобализации обеспечить здание «смыслом места» гораздо труднее, чем прежде, особенно если речь идет об аэропортах, например.
Не каждое здание в списке Business week является примером инноваций по всем перечисленным пунктам, но каждое наилучшим образом отвечает, по крайней мере, одному из этих критериев.

Так, штаб-квартира компании Bloomberg, спроектированная Studios Architecture, Pelli Clarke Pelli Architects и Pentagram Design больше походит на бутик-отель, чем на офис компании, поставляющей финансовую информацию. Но броскость и эффекты помогли проектировщикам должным образом преподнести корпоративный брэнд. Bloomberg предпочитает тратиться не на рекламу, а на здания и окружающую среду, которые становятся для их клиентов наилучшим доказательством конкурентоспособности.

Другой нью-йоркский небоскреб, офис журнала Hearst, будет построен по проекту знаменитого британца Нормана Фостера летом грядущего 2006 года. На Манхэттене появится «зеленое» чудо. Стали на строительство сетчатой 46-этажной структуры потребуется на 20% меньше, чем в любом другом случае. Освещением будут управлять специальные датчики. Большую часть года для отопления и вентиляции будет использоваться воздух с улицы. В результате энергопотребление и эмиссия углекислого газа будет на 22% меньше, чем в любом другом нью-йоркском офисном здании сопоставимого размера. Небоскреб будет настолько безвреден для окружающей среды, что уже сейчас ему пророчат «золотой» рейтинг американского Совета «зеленых» зданий.

Станция метеорологической службы США в Сьютлэнде была спроектирована лауреатом премии Прицкера нынешнего года Томом Мейном и его фирмой Morphosis и должна быть достроена уже в январе. Похоже, это серьезный вклад в новое понимание функциональности архитектуры — нечто среднее между операционным бункером и офисом.

Большая часть участка выглядит как газон, поскольку основные площади здания расположены под землей, но при этом сохранено естественное освещение благодаря окнам в крыше и внутренним дворам. Только «мозг» станции, пункт наблюдения за спутниками, поднят над землей и увенчан множеством антенн. При этом от претензий на эффектность внешнего силуэта похожего на авианосец здания его авторы открещиваются — дескать, это была просто самая подходящая оболочка.

Центральное здание лейпцигского завода BMW по проекту Захи Хадид, открывшееся в этом году, это парад автомобилей на разных стадиях их производства. Машины двигаются по конвейеру за прозрачными стенами на виду у служащих и посетителей. Разместив административную и фабричную зоны в равной близости к центральному ядру, архитектор бросила вызов традиционной концепции организации заводского пространства.

Джордж Лукас с ловкостью строит на киноэкране иные миры. Но когда он решил объединить на бывшей американской военной базе в пригороде Сан-Франциско в центре Letterman свои компании Lucasfilm, LucasArts и Industrial Light & Magic, то пригласил на роль «концептуального проектировщика» бюро Gensler. В результате — не только золотой сертификат экологов, но и самый выдающийся в мире цифровой медиа-центр.

В прошлом году Gensler построили также комплекс правительственных коммуникаций — британский эквивалент ЦРУ. Хотя коллеги Бонда переехали на новую квартиру только нынешней весной. Это стало первым в истории случаем, когда 4000 служащих, ранее разбросанных в пятидесяти разных зданиях, разместились в одном-единственном.

Похожий на огромный круглый космический корабль, комплекс получил смешное прозвище — «Пончик» — но система безопасности там нешуточная. Этакая крепость эпохи терроризма. Укрепленные внешние стены позволяют обитателям видеть мир, но совершенно непроницаемы для любопытствующих взглядов снаружи.

Стены бутика Chanel, построенном в фешенебельном токийском районе Гинза по проекту бюро Петера Мариино, благодаря 700.000 светодиодам также могут на выбор становиться то прозрачными, то непрозрачными. Важнее другое — сложная система из 65.000 микрокомпьютеров, которые могут обрабатывать более 32 триллионов команд в секунду, превращают это здание в гигантский экран.

Виадук в Мийо, спроектированный бюро Фостера, самый высокий и самый длинный подвесной мост в мире, стал олицетворением изящества не только архитектуры, но и технического мастерства. Благодаря заводскому производству 2000 стальных пролетных секций, на строительство моста потребовалось всего три года. Новейшие технологии минимизировали воздействие на окрестности, освободили живописную долину от транспорта и соединили дорожные системы Франции и Испании.

Дух места был важен и для проектировщиков (Skidmore, Owings & Merrill, Moshe Safdie & Associates, Karmi Architects) третьего терминала аэропорта Бен Гурион в Тель-Авиве. Аэропорты это не только архитектура, но еще и своеобразный механизм. Но третий терминал Бен Гуриона — продолжение израильского ландшафта, где безопасность достигается благодаря не тяжелым стенам и кордонам, а открытости, предполагающей контроль.

Наконец, тайваньский «Тайпей-101», спроектированный CY Lee & Partners и открытый в канун прошлого нового года. В здании, пока удерживающем титул «самого высокого в мире», расположилась Тайваньская фондовая биржа. Там самый быстрый в мире лифт, который доносит пассажиров до площадки наблюдения на 89-м этаже всего за 37 секунд.

Архитекторы оснастили гигантский небоскреб гигантским же металлическим шаром, который весит 606 т. При сильных тайфунах шар действует как гаситель колебаний, уменьшая движение башни до 40%. Вместо того, чтобы скрыть этот технический элемент, архитекторы, напротив, выставили его напоказ.

Елена РЫБАЛТОВСКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 2005 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость