Проектировать и строить жилье можно дешевле

Вопросы снижения стоимости проектирования и строительства жилья волнуют большинство наших сограждан и находятся в центре внимания
руководства страны. Удешевить проектирование и строительство жилья возможно, например, путем оптимизации противопожарных требований в строительстве, снятия бесполезных и давно устаревших ведомственных запретов и ограничений. Так считает ответственный разработчик СНБ 2.02.02-01 «Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре», один из разработчиков СНБ 3.02.04-03 «Жилые здания» и ряда других
нормативных документов, кандидат технических наук Сергей Татарников.


В затраты на строительство жилого дома входят стоимость земельного участка, стройматериалов, инженерной инфраструктуры, оплата труда проектировщиков и строителей и др. При этом инженерно-технические вопросы обеспечения пожарной безопасности красной нитью проходят через все стадии проектирования и строительства. Так принято во всем мире, и мы не исключение. Строительство любого здания невозможно без соответствующей проектно-сметной документации, являющейся комплексным результатом труда многих специалистов-проектировщиков (конструкторов и инженеров различных областей знаний). Для того чтобы запроектировать жилое здание, необходимо учесть требования пожарной безопасности, изложенные более чем в 30 технических нормативных правовых актах, подведомственных Министерству архитектуры и строительства, а также в многочисленных национальных стандартах и технических условиях, устанавливающих пожарно-технические показатели продукции и материалов, и нормах пожарной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям. Много или мало у нас норм проектирования, устанавливающих противопожарные требования к жилым зданиям? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, т.к. все познается в сравнении. Если оценивать по нормативной базе бывшего СССР, то количество технических нормативных правовых актов значительно возросло, усложнились также отдельные противопожарные требования. Вопрос необходимо поставить несколько иначе: какова необходимость и достаточность противопожарных требований, установленных в ныне действующих нормах проектирования? Что можно реально сделать для оптимизации требований пожарной безопасности в строительстве без снижения уровня обеспечения пожарной безопасности людей?

Для оценки состояния пожарной безопасности в стране обратимся к статистике. Наряду со снижением количества пожаров в Беларуси произошел значительный рост гибели людей: с 1992 по 2002 годы жертвами пожаров стали 8772 человека, за 10 лет гибель людей на пожарах увеличилась в 4,7 раза. Если сравнить с другими странами, то Беларусь является одним из лидеров в мире по числу погибших в результате пожаров по отношению на миллион населения (в 2004 году — 122 человека). По статистическим данным, в жилом секторе ежегодно происходит до 90% всех пожаров, в которых погибает свыше 80% людей (жертв пожаров). При этом количество погибших в областных центрах, где преобладает многоэтажное жилье, в 2004 году не превысило 10%. Поэтому проблемы обеспечения пожарной безопасности являются актуальными, главным образом, для небольших городов и сельской местности, где осуществляется малоэтажное строительство. Среди причин возникновения пожаров и гибели людей ключевую роль играет человеческий фактор (не менее 80% от всех пожаров). В этой связи имеющая место у нас тенденция увеличения количества инженерно-технических мероприятий, предусматриваемых на стадии проектирования многоэтажных зданий, не всегда оправдана, т.к. существенно не влияет на состояние пожарной безопасности и ведет лишь к удорожанию строительства.

На общем фоне роста тяжелых последствий от пожаров в зданиях в нашей стране осуществляется постепенный переход на новую систему технического нормирования и стандартизации, принятую в ведущих странах мира. Такой переход сопровождается пересмотром требований нормативной базы, доставшейся в наследство от бывшего СССР, и разработкой национальных норм проектирования. При проектировании и строительстве жилых зданий существует ряд острых проблемных вопросов в области пожарной безопасности, связанных с разработкой технических нормативных правовых актов в области строительства и практическим применением этих документов. Решение проблем соблюдения противопожарных требований в области строительства следует начинать уже с создания норм проектирования, т.е. «правил игры» в данной области. Действующие ныне требования пожарной безопасности основаны на межгосударственной классификации зданий, строительных конструкций и материалов, установленной в основном нормативном документе по пожарной безопасности — СНБ 2.02.01-98 «Пожарно-техническая классификация зданий, строительных конструкций и материалов» и в ряде межгосударственных стандартов. В целом принципиальные отличия национальных норм проектирования от ранее действовавших СНиПов заключаются в использовании пожарно-технической классификации, базирующейся на новых отдельных методах испытаний, не соотносимых со старой испытательной базой. Это вызывает необходимость проведения дорогостоящих огневых испытаний строительных конструкций по двум обязательным показателям: огнестойкости и горючести. Понятно, что новую классификацию невозможно сразу ввести в действие: для этого требуется некоторый переходный период. Необходимо подготовить соответствующую испытательную базу, накопить достаточное количество результатов испытаний и переработать все нормы проектирования, что и реализуется с середины 90-х годов прошлого столетия.

Однако получилось так, что «телегу поставили впереди лошади»: старая (ныне отмененная) огромная информационная база огневых испытаний строительных конструкций оказалась неприменимой для проектирования по новым нормам, а новая информационная база огневых испытаний еще слаба и пока не удовлетворяет потребностям строительного комплекса страны. Поэтому выбор конструктивных решений у проектировщиков очень ограничен. В то же время использование в Беларуси аналогичной российской нормативной информационной базы огневых испытаний строительных конструкций административно сдерживается нашими органами государственного пожарного надзора. Наличие в строительной конструкции хотя бы одного горючего или трудногорючего компонента (утеплителя, отделки или отдельного слоя многослойной конструкции) является серьезным препятствием для ее применения ввиду отсутствия подобных испытаний в нашей стране (по показателю горючести). Поэтому на практике вынужденно используются такие выходы, как завышение (по сравнению с требованиями норм проектирования) фактических требований и нормативов пожарной безопасности или «приравнивание» результатов испытаний схожих конструкций, но испытанных по несоотносимым огневым методам. Если нельзя применять дешевые строительные конструкции с неиспытанными пожарно-техническими показателями по новым методам испытаний (но известные по старым методам испытаний), то применяются только негорючие строительные конструкции (пусть даже и более дорогие). С инженерной или экономической точки зрения это, как минимум, несостоятельно. В то же время строительные нормы, устанавливающие основные противопожарные требования, необходимые для проектирования здания любого функционального назначения (требуемая степень огнестойкости, допустимые нормативы этажности и площади), пока отсутствуют. Так необходимый для проектирования документ СНБ «Пожарные отсеки» значительно запаздывает — как минимум, на четыре года. Поэтому проектирование зданий, в том числе жилых, по новой (действующей) классификации по огнестойкости пока невозможно, хотя из проекта СНБ 3.02.04 «Жилые здания» указанные выше требования были исключены именно по требованию центрального органа государственного пожарного надзора. Отсутствие нормативных требований или неправильное понимание требований действующих норм нередко используется органами государственного пожарного надзора для создания различных препятствий или запретов с использованием предоставленных прав или предложения дополнительных противопожарных мероприятий, не предусмотренных нормами проектирования, что неизбежно отражается на стоимости строительства.

Оценить стоимость мероприятий по пожарной безопасности конкретного жилого дома достаточно сложно из-за многофункциональности инженерно- технических требований. Например, строительные конструкции и их элементы выполняют много других не менее значимых функций, не связанных с пожарной безопасностью: конструктивная устойчивость, теплозащита, шумозащита и пр. Другое дело, когда противопожарные мероприятия предусматриваются отдельно от других требований — в частности, для жилых зданий повышенной этажности (высотой примерно свыше 9 этажей) требуется устройство дополнительных противопожарных мероприятий, существенно удорожающих строительство: систем противодымной вентиляции, внутреннего противопожарного водопровода, автоматической пожарной сигнализации и др. Отдельные требования действующих норм проектирования устарели и уже не соответствуют современному высокому уровню активной противопожарной защиты, т.е. профессиональным, обученным и технически оснащенным современным оборудованием и пожарной техникой подразделениям МЧС Республики Беларусь. Вот наиболее яркий пример. При проектировании жилых зданий повышенной этажности для обеспечения безопасной эвакуации людей требуется устройство незадымляемых лестничных клеток — с входами в них из этажей через воздушные зоны (переходы). В режиме эксплуатации здания эти отапливаемые лестничные клетки практически не используются жильцами и являются пристанищем для бомжей. Требование об устройстве таких лестничных клеток, традиционно содержащееся в нормах проектирования уже более 40 лет, было обусловлено отсутствием в подразделениях советской пожарной охраны в необходимом количестве специальных пожарных автолестниц для спасения людей, а также слабой надежностью технических средств противодымной защиты зданий. Теперь же ситуация в корне изменилась — почти в каждом подразделении МЧС областных центров страны имеются на вооружении пожарные автолестницы или автоподъемники. Возросла номенклатура, технические возможности и надежность современных технических средств противопожарной защиты, функционирует также разрешительная система применения этих средств (лицензирование, сертификация и др.). Примеров согласований органами государственного пожарного надзора устройства в зданиях повышенной этажности обычных лестничных клеток по г. Минску имеется немало, поэтому опыт эксплуатации таких зданий накоплен достаточный. Несмотря на очевидные и аргументированные доводы, предложение о допустимости устройства в жилых зданиях высотой примерно 12-13 этажей обычных лестничных клеток не было согласовано МЧС. В отличие от белорусских спасателей, в России пожарные ослабили подобный нормативный пресс и разрешили устройство в жилых зданиях высотой не более 17 этажей обычных лестничных клеток. При реализации такого предложения в нашей стране ожидаемый эффект очевиден.

Таким образом, одним из важнейших резервов снижения стоимости проектирования и строительства является пересмотр установленных нормами требований пожарной безопасности с учетом их необходимости и достаточности. Не вызывает сомнений, что любое изменение требований и нормативов в сторону их ужесточения или смягчения должно быть обосновано результатами отечественных или зарубежных научных исследований или сопровождаться аргументированным технико-экономическим обоснованием. Сложившееся положение свидетельствует, что возложение только на МЧС работ по созданию технических нормативных правовых актов по пожарной безопасности в области строительства, к сожалению, привело к ужесточению противопожарных требований, срывам намеченных планов разработки и иным проблемам. Поэтому очевидно, что для преодоления перестраховки и имеющихся ведомственных перекосов в техническом нормировании и стандартизации необходимо установить более строгий контроль над противопожарным нормированием в области строительства, в том числе за вновь вводимыми противопожарными требованиями и нормативами, необоснованно увеличивающими стоимость проектирования и строительства зданий. Правовая база для этого имеется. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2004 г. «О техническом нормировании и стандартизации» реализация единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации, в том числе по пожарной безопасности (как составной части этой области), возложена на Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (как на надведомственный орган). Технические комитеты по нормированию и стандартизации в строительстве, созданные при РУП «Стройтехнорм» как разработчики технических нормативных правовых актов, нуждаются в кадровом усилении, поскольку в них не предусмотрены штатные специалисты по пожарной безопасности. Целесообразно и создание подразделения в структуре Министерства архитектуры и строительства, специализирующегося на вопросах противопожарного нормирования стандартизации.

В заключение хотелось бы отметить, что от качества проектирования и строительства зависит уровень пожарной безопасности будущих зданий, а значит, и снижение тяжелых последствий от пожаров.

От редакции.Мнение, изложенное С.Татарниковым, кому-то, возможно, покажется небесспорным. Редакция с удовольствием предоставит возможность заинтересованным специалистам высказать свою точку зрения на страницах нашей газеты.

Сергей ТАТАРНИКОВ, к.т.н.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 2005 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость