Правила производства работ по благоустройству территорий с покрытием из плит бетонных тротуарных (ТКП 45-3.02-7-2005)

Сообщение, сделанное 10 ноября 2005 г. главным специалистом РУП «Стройтехнорм» Мариной Крупиной на семинаре «Новые нормативно-технические правовые акты в области проектирования, устройства и эксплуатации дорожных одежд пешеходных зон с покрытиями из мелкоштучных бетонных плит».

В настоящее время при благоустройстве городских территорий широкое применение нашли бетонные тротуарные плиты. Разработанный Технический кодекс установившейся практики ТКП 45-3.02-7-2005 «Благоустройство территорий. Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных. Правила устройства» устанавливает технические требования к конструктивным элементам дорожной одежды и регламентирует технологические правила производства работ. Вышеназванным техническим кодексом вводится термин «пешеходная зона с покрытием из тротуарных плит». Пешеходная зона с покрытием из тротуарных плит — это часть территории населенного пункта с покрытием из тротуарных плит, предназначенная для передвижения пешеходов и включающая тротуары, посадочные площадки общественного транспорта, пешеходные площади, улицы и бульвары, пешеходные переходы через транспортные пути, а также садово- парковые дорожки. Данная часть территории выделяется путем обозначения соответствующими дорожными знаками, разметкой или бортовым камнем, а также другими видами ограждений. Требования, установленные Техническим кодексом к видам работ и конструктивным элементам дорожной одежды с покрытием из тротуарных плит, являются обязательными. Параметры, которые необходимо контролировать при производстве работ по благоустройству, изложены в четвертом разделе ТКП. При этом для отдельных параметров 5% результатов определений могут отличаться от допускаемых отклонений проектных значений.

В Минске массовое благоустройство пешеходных зон с покрытием из мелкоразмерных тротуарных плит стали осуществлять с 1995-1996 гг. Наблюдения за объектами благоустройства, выполненными по проектам, разработанным институтами республиканского и городского подчинения, разными подрядными организациями, анализ поведения конструкций дорожной одежды пешеходных зон в течение ряда лет и состояние этих конструкций после 5-10 лет эксплуатации позволили разработать вышеназванный технический нормативный правовой акт. В своем сообщении г-жа Крупина рассмотрела ряд минских объектов благоустройства и проанализировала выбранное проектное решение и объем выполнения подрядчиками положений проекта. Кроме того, она остановилась на соблюдении подрядными организациями технологической дисциплины в процессе производства работ и выполнении технических требований к конструктивным элементам дорожной одежды.

Земляное полотно является одним из основных конструктивных элементов дорожной одежды. Чем выше его прочность и устойчивость, тем больше срок службы дорожной одежды и тем надежнее работает вся конструкция дорожной одежды, обеспечивая требуемые эксплуатационные характеристики при заданных проектировщиком нагрузках. Прочностные характеристики связаны с плотностью грунтов, что в значительной степени сказывается на ровности покрытий. Плотность грунта характеризуется коэффициентом уплотнения. Коэффициент уплотнения грунта — это отношение плотности скелета грунта в конструкции к максимальной плотности скелета того же грунта при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733-77 «Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности». Для повышения надежности дорожных одежд при сооружении земляного полотна предусматривают регулирование его водно- теплового режима с целью уменьшения инфильтрации и поступления подземной воды. Наиболее эффективный способ подобного регулирования — повышение плотности грунтов. Чем выше плотность грунтов, тем меньше влажность, а следовательно, меньше морозное пучение. При этом модуль упругости, наоборот, выше. При сооружении земляного полотна нужно добиваться, чтобы влажность его верхней части не превышала оптимального значения в течение всего года.

Проект благоустройства территории по улице В. Хоружей от Комаровского рынка до торгового центра «Импульс» (часть объекта «Реконструкция благоустройства территории, прилегающей к Комаровскому рынку в границах ул. Куйбышева — ул. Кульман — Я. Коласа — В. Хоружей») включал первый и второй пусковые комплексы (проектный институт «Минскпроект»). Подрядчики первого пускового комплекса — ОАО «Трест №15 «Спецстрой» и «Стройтрест №1». Подрядчики второго пускового комплекса — ряд неустановленных организаций, выполнивших благоустройство от угла магазина «Мебель» до подземного пешеходного перехода. При устройстве корыта для конструкции дорожной одежды специалистами треста №15 было выявлено, что грунты земляного полотна на отдельных участках не соответствуют проектным данным и имеют торфяные включения. При уплотнении земляного полотна виброкатком массой 10 т требуемый коэффициент уплотнения (0,98) не достигался. По согласованию с проектной организацией была произведена замена грунтов земляного полотна на песок и гравийно-песчаную смесь, после чего требование проектной документации было выполнено, и коэффициентом уплотнения земляного полотна было достигнуто значение, равное 0,98. Опыт строительства объектов в центре Минска показал, что грунты земляного полотна в основном неоднородные и имеют различные, в том числе и гумусовые, включения, остатки бывших строений. Такие грунты даже при уплотнении тяжелой виброуплотняющей техникой с поливом не достигают требуемого коэффициента уплотнения — их необходимо заменять. Если имеют место пучинистые грунты, то их необходимо заменять на глубину промерзания. Часто проектная организация не имеет возможности провести гидрогеологические исследования в полном объеме, и решать вопрос о замене грунтов приходится после разрытия корыта во время строительства. Основание на всем объекте «Реконструкция благоустройства территории, прилегающей к Комаровскому рынку в границах ул. Куйбышева — ул. Кульман — Я. Коласа — В. Хоружей» запроектировано из смеси оптимального состава, замены по материалу основания не производились. Выравнивающий слой выполнен из песка. Благоустройство данной пешеходной зоны производилось в 2001-2002 гг. Работы на вышеупомянутом втором пусковом комплексе выполнялись в 2002 г. По состоянию на сентябрь 2005 г. дорожная одежда, срок эксплуатации которой не превысил трех лет, в ряде мест деформирована. Причины деформации дорожной одежды — неуплотненное земляное полотно, наличие пучинистых или торфяных грунтов в земляном полотне, попадающих в зону промерзания и не замененных при разработке выемки под конструкцию дорожной одежды, а также неуплотненное основание (основной и дополнительный слой). Кроме того, материал основания не соответствует требованиям ГОСТ 25607-94 и требованиям проекта. Нарушения подрядчиками технологических правил проведения работ и требований проекта через три года эксплуатации привели конструкцию дорожной одежды пешеходной зоны в аварийное состояние, которое требует ремонта. Просадки и пучения дорожной одежды, которые наблюдаются на объекте в настоящее время, в течение зимнего периода приведут тротуарные плиты к разрушению от действия внешней нагрузки (уборочных машин), так как схема работы всей конструкции дорожной одежды и тротуарных плит покрытия не соответствует расчетной схеме. Данный пример говорит о том, что от правильности выполнения работ по устройству земляного полотна зависит состояние всей конструкции дорожной одежды. Следует обратить особое внимание на пешеходные зоны, расположенные в центре Минска и других больших городов с интенсивным пешеходным движением, с развитой системой подземных коммуникаций, а также с ежедневной уборкой улиц поливочной и уборочной техникой, с возможным заездом строительных вышек для ремонта фасадов зданий и другой тяжелой техники. Грунты земляного полотна должны обладать несущей способностью, превосходящей удельную нагрузку, передающуюся от воспринимаемых покрытиями внешних усилий.

Работы по благоустройству проспекта Независимости в районе магазина «Спорт Юниор» выполнялись в 2001 г. Эти работы выполнены подрядчиком в соответствии с проектом и с соблюдением технологии производства работ — согласно типовым технологическим картам. После разрытия корыта грунт земляного полотна уплотнялся катками до коэффициента уплотнения 0,98. Контроль плотности грунта осуществлялся в процессе уплотнения и при приемке земляного полотна по акту на скрытые работы. Дополнительный (дренирующий) слой основания выполнен из песка толщиной 0,35 м и уплотнен до коэффициента уплотнения 0,98. При уплотнении слой песка увлажнялся до оптимальной влажности. Контроль плотности дополнительного слоя основания производился во время процесса уплотнения и при его приемке по акту на скрытые работы. В соответствии с Техническим кодексом ТКП 45-3.02-7-2005 материал дополнительного слоя основания, который выполняет функцию дренирующего и морозозащитного слоя, должен иметь коэффициент фильтрации не менее 1 м/сутки. Коэффициент фильтрации материала определяется по ГОСТ 25584-90 «Грунты. Метод лабораторного определения коэффициента фильтрации». Величина этого коэффициента должна быть указана в документе о качестве, сопровождающем материал дополнительного слоя. Заказчиком материала это требование должно быть оговорено в заказе. На данном объекте основание выполнено из смеси оптимального состава С6 по ГОСТ25607-94. Толщина основания — 0,25 м (при указании номера смеси и нормативного документа нельзя давать свой гранулометрический состав материала — это нарушение ТНПА). Качество уплотнения основания из смесей оптимального состава следует проверять штамповыми испытаниями. При использовании одной техники можно воспользоваться схемой пробного уплотнения, то есть определить количество проходов, необходимое для уплотнения слоя определенной толщины определенного материала. Косвенным признаком окончательного уплотнения основания служит отсутствие на поверхности уплотняемого слоя следа после прохода катка массой не менее 13 т и отсутствие волны перед вальцом. При проектировании дорожных одежд с покрытием из тротуарных плит в условиях городской застройки с большим количеством коммуникаций наиболее эффективны смеси оптимального состава. Что же касается объекта, о котором идет речь, то выравнивающий слой в данном случае был выполнен из песка, стабилизированного цементом (10% массы смеси). Сегодня конструкция не нуждается в ремонте.

Цемент, входящий в состав выравнивающего слоя, не является определяющим для прочности и несущей способности конструкции дорожной одежды. Как было сказано выше, возле Комаровского рынка (подрядчики — трест №15, трест №1) тротуарные плиты укладывались на выравнивающий слой из песка; дорожная одежда в прекрасном состоянии и не требует ремонта. Введение цемента в выравнивающий слой создает более плотную структуру материала непосредственно под плитами покрытия. При отсутствии уклона и наличии просадок покрытия поверхностная вода, проникая под плиты, будет там задерживаться. В летний период это не принесет особых осложнений, но зимой создаст дополнительные условия для разрушения плит. Вниманию проектировщиков: наличие заданного уклона при устройстве дорожных одежд с покрытием из тротуарных плит увеличит длительность эксплуатации покрытия. В разделе 7 ТКП 45-3.02-7-2005 «Устройство слоев оснований» рассматривается устройство оснований из разных материалов, применяемых в конструкциях дорожных одежд с покрытием из тротуарных плит. Указывается толщина уплотняемого слоя в зависимости от материала основания и вида уплотняющего механизма, объем рассыпаемого материала с учетом коэффициента запаса на уплотнение в зависимости от вида материала. В техническом кодексе в части устройства оснований приводится ссылка на СТБ 1521-2005 «Материалы, укрепленные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований автомобильных дорог. Технические условия», который вводится в действие с 1 января 2006 г. В части, касающейся устройства выравнивающего слоя, дана ссылка на ГОСТ23558-94 «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия». При подборе состава укрепленного материала основания и выравнивающего слоя для дорожных одежд с покрытием из тротуарных плит следует пользоваться рекомендациями настоящего технического кодекса, уточняя состав смеси после испытания материала. При проектировании конструкции дорожной одежды пешеходных зон важным является назначение материала основания и соблюдение подрядчиком требований проекта. Если производится реконструкция объекта, необходимо принимать решение об использовании существующего основания, особенно бетонного.

При благоустройстве площади Я. Коласа на отдельных участках было использовано старое бетонное основание, прослужившее 20 лет. После того, как были сняты плиты старого покрытия, автор проекта пришел к выводу, что можно использовать прежнее бетонное основание. При принятии решения об использовании существующего основания следует произвести его обследование путем штампового испытания и получить заключение аккредитованной лаборатории о его прочности и несущей способности. Названный объект благоустройства не требует ремонта, просадок и других деформаций на покрытии не наблюдается. Архитектурное решение площади предусматривало сложную подрезку и укладку архитектурного рисунка площади. Подрезка выполнена очень качественно. Если благоустройство пешеходной зоны производится в новых районах застройки, грунты обычно бывают более однородными, и проектная организация имеет полную информацию о гидрогеологических условиях строительства. Следующий пример — благоустройство территории жилых домов по ул. Одинцова. Дома сданы в 2003-2005 гг. Работы по благоустройству выполнены с отступлением от проектных вертикальных отметок. Лоток для стока воды заложен, а уклона к лотку нет. Грунты земляного полотна смешаны с материалом основания и недостаточно уплотнены. Пешеходная дорожка не имеет транспортных нагрузок, кроме таковых от детских колясок, тем не менее, отдельные плиты покрытия имеют трещины. Швы между плитами не соответствуют требованиям нормативного документа, что позволяет поверхностной влаге проникать в конструкцию дорожной одежды и сокращать срок службы плит покрытия.

В разделе 8 Технического кодекса ТКП 45-3.02-7-2005 регламентируются правила установки бортового камня и устройства сборного покрытия из тротуарных плит. Обязательно следует обращать внимание на характеристики бетона для устройства основания под бортовой камень. В местах сопряжения тротуаров с проезжей частью высота поднятия борта не должна превышать 0,05 м. Для качественного выполнения работ по выполнению сопряжений тротуаров с проезжей частью необходимо применять аппарельные бортовые камни и дорожные низкие бортовые камни. При устройстве сборного покрытия из тротуарных плит следует обращать внимание на устройство выравнивающего слоя. Толщина выравнивающего слоя, особенно из цементно- песчаной смеси, не должна превышать 40 мм. В Техническом кодексе на проектирование указывается оптимальная толщина выравнивающего слоя для оснований из различных материалов. К сведению подрядчиков и проектировщиков: если вся конструкция дорожной одежды выполнена в соответствии с требованиями ТНПА, выравнивающий слой из цементно-песчаной смеси не может оказать влияние на прочность и надежность дорожной конструкции, но песок естественной влажности, смешанный с цементом, может повлиять на ровность сборного покрытия. Если привезенный материал пойдет в работу через какой-то промежуток времени, то цемент может схватиться с влажным песком. Тогда произвести осадку плит будет сложнее. Требования к ровности покрытия и перепадам высот между смежными элементами не изменились по сравнению с ранее действовавшими. В разделе 9 Технического кодекса ТКП 45-3.02-7-2005 регламентируется устройство узлов примыканий и сопряжений сборного покрытия с люками смотровых колодцев, фундаментами зданий, декоративными камнями. Наиболее часто разрушения наблюдаются у люков смотровых колодцев. Основной их причиной является морозное пучение дорожной одежды при промерзании земляного полотна. В процессе оттаивания грунт деформируется, и образуются просадки. Дополнительно имеет место инфильтрация влаги из соединений трубопроводов. В разделе 9 Технического кодекса регламентируется устройство дорожной одежды вокруг колодца с учетом глубины промерзания грунта земляного полотна.

УП «ЦНТУС» разработаны рабочие чертежи серии Б 3.020.1-2.99, выпуск 4.04 на плиты обрамления люков колодцев, которые позволяют исключить подрезку плит по радиусу. Главное при устройстве примыканий сборного покрытия пешеходной зоны к фундаментам зданий — обратить внимание на гидроизоляцию фундаментов, иначе все подвалы будут залиты водой. Отмостку следует выполнять обязательно с уклоном не менее 30% и с устройством гидроизоляции. Порядок устройства примыканий к фундаментам зданий приведен в подразделе 9.2. При устройстве примыканий декоративных камней к сборному покрытию необходимо обращать внимание на то, что земляное полотно и подстилающий слой пешеходной зоны включают размеры основания для декоративных камней. К устройству бетонного основания под декоративный камень следует приступать после сооружения и принятия земляного полотна и дополнительного слоя основания дорожной одежды. В разделе 10 Технического кодекса ТКП 45-3.02-7-2005 излагаются правила технического содержания дорожных одежд. Покрытия дорожных одежд должны иметь сопротивляемость износу и сохранять ровность поверхности, необходимую для удобства пешеходов, а также шероховатость или фрикционные свойства, обеспечивающие требуемый коэффициент сцепления в любую погоду. О том, что поверхность плит в зимний период не обладает фрикционными свойствами, известно всем. С гололедом следует бороться, но не разрушая плит покрытия. К сожалению, качество плит покрытий очень часто не соответствует требованиям нормативного документа СТБ 1071-97 «Плиты бетонные и железобетонные для тротуаров и дорог».

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 48 за 2005 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость