БЖД: вчера, сегодня, завтра

Белорусская железная дорога является одним из основных звеньев транспортного комплекса страны, занимая важное место в ее жизнеобеспечении. Железнодорожники продолжают наращивать свой потенциал, реконструировать и совершенствовать производственную базу, строить жилье, оставаясь верными своим традициям, богатому производственному опыту. Как сообщил на пресс-конференции, посвященной профессиональному празднику — Дню железнодорожника, начальник БЖД Владимир Жерело, на долю железнодорожного транспорта общего пользования в последнее десятилетие приходится около 75% всех выполняемых в Беларуси грузовых и более 50% пассажирских перевозок.


Белорусская железная дорога — это современная, хорошо развитая транспортная система протяженностью 5,5 тыс. км. Общая протяженность электрифицированных линий составляет 874 км. Наиболее крупные железнодорожные узлы дороги — Минск, Брест, Гомель, Орша, Барановичи, Жлобин, Калинковичи, Могилев, Витебск, Полоцк. На Белорусской железной дороге работают 112.173 человека, в том числе по основной деятельности 83.203 человека и 28970 человек — по неосновной деятельности. Белорусская магистраль также является важным звеном в системе обеспечения международной торговли между странами Европы и Азии. По территории страны проходят два общеевропейских транспортных коридора: II коридор: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород; IX коридор — Александруполис — Раздельная — Нежин — Гомель — Витебск — Санкт-Петербург — Хельсинки; IX в ответвление: Гомель — Жлобин — Минск — Гудогай — Вильнюс — Калининград. За 6 месяцев 2005 года целевые показатели, доведенные правительством Республики Беларусь, Белорусской железной дорогой выполнены на следующем уровне. Целевой показатель по перевозке грузов выполнен на уровне 108,2%, что выше установленного задания на 3,2 процентных пункта; по энергосбережению на уровне 6,0% при задании 6,0%; по пассажирообороту выполнение по отношению к прошлому году составит 100,1%, что ниже установленного задания на 1,9 процентных пункта. Грузооборот составил 20569,6 млн. т-км и увеличился к прошлому году на 5,8%. Объем пассажирооборота составил 6465,6 млн пасс-км и увеличился к уровню 2004 года на 0,1%, в том числе: в пригородном сообщении снижен на 1,8%, в местном — возрос на 4,6%, в прямом — на 3,8%. Освоенный Белорусской железной дорогой в I полугодии 2005 г. объем инвестиций в основной капитал в размере 181,7 млрд рублей позволил выйти на темп роста 93,3% при доведенном задании 116%.

Развитие маршрутной сети

Белорусской железной дорогой принимаются меры по наращиванию объемов пассажирских перевозок — во внутриреспубликанском сообщении курсирует 27 поездов, в международном — 46, пригородное сообщение обслуживает 46 составов электропоездов, 104 — дизель-поезда. В настоящее время пассажирское железнодорожное сообщение связало Республику Беларусь с Брюсселем, Берлином, Кельном, Варшавой, Прагой, Братиславой, Варной, Бухарестом, Веной, а также столицами и административными центрами России, Украины, Литвы, Латвии, Казахстана. В 2005 году 5 поездов связывают город Минск с Крымским полуостровом. Произошли изменения и в скоростях движения поездов. Так, на участке Гродно — Молодечно сокращено время в движении всех пассажирских поездов. Это позволило сократить время нахождения в пути, например, фирменному поезду Гродно — Москва «Неман» на 40-45 минут. В 2005 году на 19 станциях Белорусской железной дороги организована продажа проездных документов через автоматизированную систему «Экспресс». Кроме того, впервые на дороге появилась возможность приобретения проездных документов в фирменный поезд Минск — Москва «Белоруссия» с учетом мужских и женских купе. В случае положительного результата этот опыт будет распространен на другие поезда.

Состояние приписного парка и его обновление

Приписной парк Белорусской железной дороги составляет 1734 пассажирских вагонов. Для поддержания парка пассажирских вагонов в технически исправном состоянии Белорусская железная дорога осуществляет все необходимые виды ремонта. В целях продления срока службы проводится капитально- восстановительный ремонт вагонов на Минском и Гомельском вагоноремонтных заводах. В 2005 году приобретено 13 плацкартных вагонов с системой кондиционирования воздуха, которые задействованы в южном направлении. Согласно Программе развития Белорусской железной дороги до 2010 года планируется приобретение 145 пассажирских вагонов, из них 33 купированных, 104 плацкартных, 2 вагона-ресторана, 2 служебных и 4 багажных. В настоящее время Белорусской железной дорогой организовано курсирование 14 фирменных поездов, из них 8 — в международном сообщении и 6 — во внутриреспубликанском.

Перевозка грузов

Важнейшими для Белорусской железной дороги являются перевозки транзитных грузов. По удельному весу от общего количества перевезенных объемов транзит составляет 34%. За 6 месяцев 2005 г. дорогой по территории страны было перевезено 19,7 млн тонн транзитных грузов, что по сравнению с аналогичным периодом 2004 года составило 117,0%. В структуре транзитных перевозок главное место занимают нефтегрузы (удельный вес — 37,4%), уголь и кокс (24,2%); черные металлы (10,6%); удобрения (5,5%); руда (4,3%). На территории Беларуси сложился ряд устойчивых железнодорожных направлений транзитных грузопотоков. Определяющие для дороги маршруты проходят из регионов России, Казахстана через порты Балтийского моря (Калининград, Вентспилс и Клайпеда) и в сообщении со странами Центральной и Западной Европы по II Трансъевропейскому транспортных коридору. Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие транзитных перевозок по территории Республики Беларусь, является реализация Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 годы), утвержденной правительством России в декабре 2002 года. Белорусская железная дорога является важнейшим связующим звеном в обеспечении экономических связей Калининградской области с другими регионами России. Удельный вес транзитных грузоперевозок в калининградском направлении благодаря мероприятиям, проводимым Белорусской железной дорогой совместно с ОАО «Российские железные дороги», в последние годы неуклонно увеличивается и в 2005 году достиг 41% в общем объеме транзита дороги (до 2000 года он не превышал 15%). В рамках развития транспортных коридоров, проходящих через Республику Беларусь, особое внимание уделяется совершенствованию технологии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами, прежде всего контейнерными. В настоящее время этими поездами организованы перевозки по следующим маршрутам: Находка (порт Восточный) — Брест — Западная Европа; Брест — Илецк — Улан-Батор (поезд «Монгольский вектор»); Брест — Актобе (Казахстан); Берлин — Минск — Москва (поезд «Восточный ветер»); Роттердам — Бременхафен — Брест — Бекасово (поезд «Содружество»); Берлин — Москва (поезд «Россия-Экспресс»); Москва — Берлин (поезд «Европа-Экспресс»). В 2005 г. проведена работа по организации новых ускоренных поездов. В марте организованы перевозки грузов в контейнерах из Китая и Монголии назначением в страны Западной Европы. Первый контейнерный поезд по маршруту Китай (Хух-Хото) — Монголия — Россия — Беларусь — Польша — Германия (Дуйсбург) был отправлен в этом году из Китая 1 марта и прибыл в Германию 15 марта. Общее время в пути с учетом всех операций на пограничное и таможенное оформление составило чуть больше 14 суток, что позволило доставить груз более чем в 2 раза быстрее, чем морским транспортом. С марта уже проследовало 4 таких поезда, перевезено 458 контейнеров в 20-футовом эквиваленте. Белорусская железная дорога совместно с ОАО «РЖД» и АО «Литовские железные дороги» участвует в проекте по организации контейнерного поезда «Меркурий» по маршруту Калининград — Клайпеда — Минск — Москва (станция Кунцево- 2).

Перспективы развития

Большое значение придается развитию инфраструктуры II и IX трансъевропейских транспортных коридоров. В настоящее время УП «Белжелдорпроект» разрабатывает проект «Организация скоростного движения поездов по магистрали Москва — Минск — Брест. Участок Красное — Минск — Брест». В целях совершенствования сети передачи данных на участке «Орша — Борисов — Минск» уложено 264 км волоконнооптических линий связи, планируется продолжение работ по главному ходу с выходом на Барановичи и Брест, а также участки Барановичи — Лида и Витебск — Полоцк. Одним из важнейших направлений стратегии развития транзитных перевозок являются вопросы тарифной политики. В рамках Тарифного соглашения железнодорожных администраций государств — участников Содружества Независимых Государств согласованы единые принципы формирования тарифов в странах СНГ. Для наиболее массовых транзитных грузов (более 80% от объема всего транзита), перевозимых дорогой, предоставлены достаточно конкурентоспособные тарифы — стабильные фиксированные ставки по конкретным маршрутам. Немаловажное значение в развитии транзитных перевозок занимает также разработка конкурентоспособных логистических схем, оптимизации плана формирования поездов и связанное с этим переключение транзитных грузопотоков с альтернативных маршрутов железных дорог соседних государств на маршруты с участием Белорусской железной дороги. Благодаря этой работе начиная с марта 2005 г. удалось привлечь транзитный грузопоток каменного угля с Западно-Сибирской дороги через порты Латвии по маршруту Заольша — Бигосово (ежемесячный объем — до 1,3 млн тонн). С августа 2005 г. планируется перевозка сырой нефти со станции Жеча Московской железной дороги в порты Балтии: Вентспилс, Клайпеда, Бутинге, Калининград и Мажейкяйский НПЗ. Мощности введенного в конце мая 2005 г. нефтяного терминала на станции Жеча рассчитаны на перевалку 5 млн тонн сырой нефти в год с возможностью увеличения мощности до 7 млн тонн к 2007 году.

Техническое состояние

Для обеспечения перевозочного процесса ключевое значение имеет техническое состояние и оснащенность локомотивного хозяйства. В настоящее время хозяйство имеет возможность осуществлять все виды ремонта тягового подвижного состава для железных дорог и транспортных предприятий стран СНГ и Балтии. На дороге созданы мощные, оснащенные современным оборудованием и технологиями предприятия по ремонту дизель-поездов в депо Лида и электропоездов в депо Барановичи, цех по капитальному ремонту колесных пар в депо Молодечно. Продолжаются работы по созданию базы заводского ремонта тепловозов ТЭП-70 в депо Орша. Планируется создание базы заводского ремонта тепловозов 2М62 в депо Волковыск. Безопасность перевозочного процесса и увеличение объемов перевозок во многом определяется техническим состоянием вагонного и локомотивного хозяйства. В настоящее время проведена реконструкция Витебского, Могилевского, Жлобинского, Полоцкого вагонных депо. Все они оснащены современным оборудованием, которое позволяет решать все задачи, возникающие при восстановлении работоспособности вагонов. Имеющаяся вагоноремонтная база позволяет производить не только деповской и капитальный ремонты вагонов всех типов, но и их модернизацию. Планируется реконструкция Брестского, Барановичского, Минского, Гомельского вагонных депо.

Согласно Программе развития Белорусской железной дороги до 2010 года, в ближайшие годы подвижной состав пополнится как новыми, так и модернизированными вагонами и локомотивами. В 2005 году планируется приобрести 200 цистерн и 700 полувагонов. На 01.07.2005 г. закуплено 258 цистерн и 250 полувагонов. В 2005 году в вагонном депо Осиповичи планируется изготовление 350 единиц новых большегрузных контейнеров. На 01.07.2005 изготовлено 40 контейнеров. В плане модернизации грузовых вагонов в Минском вагонном депо в 2005 году планируется переоборудование 200 универсальных платформ в платформы для перевозки большегрузных контейнеров. В Оршанском вагонном депо в 2005 году планируется переоборудовать 93 универсальные платформы для перевозки лесоматериалов. Продолжается реконструкция грузовых вагонов путем проведения капитального ремонта с продлением полезного срока службы. В 2005 году капитальный ремонт с продлением полезного срока службы (далее КПР) будет проведен платформам в Минском вагонном депо, полувагонам в Молодечненском вагонном депо, крытым вагонам в Оршанском вагонном депо, хоппер- цементовозам в Барановичском вагонном депо, вагонам-цистернам в Витебском вагонном депо. В локомотивном хозяйстве дороги также постоянно проводится работа по обновлению парка локомотивов, модернизации и улучшению системы технического обслуживания, текущего и капитального ремонта тягового подвижного состава. В 2005 году осуществлена закупка 14 вагонов дизель-поезда с кабиной управления, что позволяет обеспечить полный объем перевозок пассажиров в пригородном сообщении дизель-поездами со значительной экономией дизельного топлива (до 10%).

В ближайшие годы планируется ежегодное приобретение по пяти пассажирских тепловозов ТЭП70 и по нескольким дизель-поездов, а также изготовление в депо Лида мини- дизель-поездов в двух-трехвагонном исполнении для работы на малодеятельных участках. Одним из важных направлений деятельности дороги в 2005 году является практическое развертывание работ по проекту создания САИПС — системы автоматической идентификации подвижного состава. Эта система позволяет более полно, с высокой оперативностью и достоверностью устанавливать место дислокации и время прохождения любых подвижных единиц, оснащенных датчиком. Большое внимание на дороге уделяется переоснащению железнодорожных узлов цифровыми автоматическими телефонными станциями. За период действия Программы развития Белорусской железной дороги до 2010 г. начиная с 1999 г. произведена замена 8 АТС дорожного пользования, заменена электрическая централизация на 36 станциях, каблировано 1319,3 км воздушных линий связи, заменена новыми моделями автоблокировка на 381,3 км. Дальнейшие работы по модернизации продолжаются. От состояния путевого хозяйства, мощности его обустройств в значительной степени зависят пропускная способность дороги, безопасность движения и допускаемые скорости движения поездов. Ежегодно на дороге производятся капитальный ремонт путей в объеме 130-150 км, средний ремонт 500-534 км, а также замена 310-350 стрелочных переводов.

На предприятиях страны организовано производство деревянных и железобетонных шпал, большинство элементов скреплений, некоторые машины и механизмы с перспективой полного обеспечения потребностей дороги в этих материалах. В 2005 году запланировано выполнить 175 км капитального ремонта пути с заменой плетей бесстыкового пути, среднего ремонта 534 км, подъемочного ремонта 210 км, заменой 350 комплектов стрелочных переводов, 500 комплектов переводных брусьев. На 01.07.2005 г. от годового плана выполнено: капитального ремонта — 71 км; уложено плетей бесстыкового пути — 51,1 км; среднего ремонта — 211 км; подъемочного ремонта — 84 км; заменено 83 комплекта стрелочных переводов: переводных брусьев — 258 комплектов. Дорогой приобретено 14 современных высокопроизводительных путевых машин австрийской фирмы «Плассер и Тойрер», а также современные средства малой механизации. Этой техникой были дооснащены имеющиеся на дороге комплексы путевых машин, что позволило существенно усовершенствовать технологию производства работ, прежде всего, в части ресурсосбережения, повышения качества работ и обеспечения безопасности движения поездов.

Направления развития

Основными направлениями развития хозяйства электроснабжения являются модернизация устаревшего оборудования на линиях и подстанциях, кабельных линий и контактной сети, внедрение новейшей аппаратуры диагностики электротехнического оборудования. В настоящее время переведено на электрическую тягу грузовое движение на участке Осиповичи — Молодечно IX транспортного коридора, электрифицирован обход Минского
железнодорожного узла на участке Помыслище — Крыжовка. В перспективе планируется продолжить электрификацию участков Осиповичи — Жлобин — Гомель и Молодечно — Гудогай, что позволит создать единый полигон функционирования электрифицированной транспортной сети и условия для эффективной эксплуатации электровозов в грузовом и пассажирском движении.

Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 30 за 2005 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость