Необходим диалог с материалом, чтобы не только ты его, но и он тебя понимал

Продолжение презентации Михаила Белкина, сделанной им на семинаре «Современные технологии финишной отделки помещений профессиональными материалами компании Semin (Франция)».

На самом деле все материалы, о которых идет речь, а также их аналоги всегда измерялись в объемных единицах. Когда произошла замена их на весовые, никто в точности не заметил, но сегодня даже профессиональные строители (не говоря уже о домашних мастерах) оперируют мешками, на которых указан, разумеется, их вес. Весовая единица появляется тогда, когда появляется понятие плотности. Но если мы располагаем одним и тем же весом двух совершенно разнородных материалов, то заполнить ими удастся разные объемы. А ведь, отделывая поверхность, мы ничего иного и не делаем — только заполняем объемы. Именно поэтому мы обязаны оперировать именно объемными единицами. Речь идет о внутренних работах. Поэтому температурный режим эксплуатации по определению всегда является только плюсовым. Теоретически колебания температуры имеют место, но не имеют существенного влияния. Учитываются же только влажностные колебания. Можно перебрать множество производителей, но вес шпаклевки, нанесенной на площадь 1 м2 толщиной 1 мм, всегда будет примерно равен 1,2 кг. Для материалов же Semin этот показатель равен 0,8 кг.

Итак, если перед нами два мешка стоимостью 10 и 15 ценовых единиц соответственно, то на самом деле стоят они одинаково, хотя формально разница составляет 50%. Известно также, что чем меньше зерно заполнителя, используемого при внутренних отделочных работах, тем больше объем усадки. Данный параметр имеет большое значение для отделочных материалов, особенно для шпаклевок и штукатурок. Считается, что зерна самого тонкого слоя (если сделать его вертикальный срез) должны составлять элементарные пирамиды: 2 зерна внизу, одно вверху. Размер зерна самой тонкой фракции — 200-250 микрон. То есть 2 зерна заполнителя составляют 0,5 мм, и уложить его более тонким слоем уже невозможно. Если, растворив частицу, превратить ее в пасту и таким образом добиться еще более тонкого слоя, то при высыхании поверхности эта частица просто обратится в пыль, выкрошится, отшелушится. Иными словами, такой материал, теряющий адгезию, уже не может являться заполнителем. Обращаясь же вновь к Semin, не лишним будет отметить, что размер зерна самой мелкой фракции этих аналогов может составлять и 80 микрон. А это уже 300-процентная разница. С учетом этого можно считать, что суммарная разница в удельном расходе материалов составляет 350%. Поэтому нельзя, не произведя подобных тщательных расчетов, просто сравнить два мешка ССС и сказать: этот дешевле, этот дороже.

Абсолютно безусадочных материалов не бывает. Бывают материалы с различным содержанием пластичной фракции. Если это содержание значительно, то, высыхая в заполненном, например, шве, такой материал образует пластичное, гелеобразное заполнение шва, что сводит трещинообразование при усадке к минимуму. В различных материалах Semin доля полимерных добавок, специальных связующих компонентов может быть различной. В любом случае процент этот настолько велик, что добавка превращает всю влагу, попадающую в материал в момент затворения, в гель. Естественно, это является и косвенным ответом на вопрос, почему эти материалы дороже аналогичных материалов других производителей. Другая химическая база! Технология получения этих материалов включает ноу-хау, с помощью которых решаются задачи, которые обычно не удается решить.

При разливании цементной стяжки по деревянной поверхности адгезия является ограниченной. Во-первых, за счет отсоса влаги древесиной контактный слой обезвоживается. Во-вторых, отсутствие специального грунта является причиной и диффузии влаги из древесины. Все же, что связано с колебаниями, ведет к разрушению строительных материалов и конструкций. Перепады температур, напряжений, влажности, ультрафиолетового воздействия, — все это такие изменения состояния массива, которые не могут не влиять на его целостность. Общеизвестна идея так называемого бета- контакта — полимер, содержащий кварцевый песок. Это одна из наиболее грамотных идей. Что дает применение кварцевого песка? Увеличение шероховатости способствует увеличению угла внутреннего трения материала, который вследствие этого лучше держится. Проникновения материалов не происходит, и это позитивный фактор. Итак, вот Prim-parquet — грунтовка для обработки основ из дерева при внутренних и наружных работах. Этот праймер специально разработан для применения по основам из дерева, он незаменим для усиления адгезии при реставрации старого паркета самовыравнивающейся смесью для пола Kedoplan fibre от Semin. Праймер повышает сцепляемость самовыравнивающихся смесей с деревянной основой. Помимо всего прочего, такая ССС высокого качества всегда имеет в своем составе фунгициды, которые всегда должны находиться там, где встречаются древесина и влага и где таким образом создаются благоприятные условия для гниения. Такая смесь должна регулировать и нормировать паропроницаемость, диффузию водяного пара вверх и вниз для того, чтобы материал не разрушался в месте контакта. А еще всегда должна присутствовать достаточная шероховатость для обеспечения сцепления.

Всем этим требованиям и отвечает Prim-parquet. Время жизни (иными словами, гарантийный срок хранения) Prim-parquet — 12 месяцев, гласит каталог Semin. Что происходит с этим материалом через 12 месяцев? Да, со временем отделочные материалы теряют часть своих свойств. Но если свойства эти таковы, что утрата эта не смертельна, то можно просто взять больше материала. Любая поверхность шероховата, строительная — тем более. Фатальным образом на сцепление грунта с поверхностью влияет пыль. Не обязательно использовать супердорогой грунт. Можно просто подготовить поверхность (так, как это делалось испокон веков). Но это должно быть не просто мытье, а очень часто — и обезжиривание, тщательнейшая очистка поверхности. Открываем французские, вообще любые западноевропейские нормы. Нигде не написано, что для того, чтобы обеспечивалось надежное сцепление гипсокартона и отделки, стыки гипсокартонных листов непременно должны грунтоваться. Почему? Там всюду (относительно советских и постсоветских условий) идеальная чистота на стройплощадках… Если предварительно не удалять грязь, не поможет и самая дорогая шпаклевка. Правильный материал должен быть еще и уложен в правильном месте и по правильной технологии. Различаются поверхности непористые, слабопористые, нормальной пористости и высокой пористости. Любая крайность — проблема. Поверхность должна обладать нормальной пористостью. Активное зерно должно попасть в пору и там расклиниться. Тогда, и только тогда будет обеспечено надежное сцепление грунта с основанием. По-настоящему праймер должен нормировать пористость основания. Если пор слишком много — плохо, если слишком мало — тоже плохо. Потому-то и рекомендуется использовать материалы одной системы, от одного производителя. По крайней мере, элементы системы протестированы на нормальную взаимную работу.

Итак, грунт готовит поверхность. Он играет роль своего рода нивелира. В гранулометрическом аспекте у всех грунтов независимо от их производителя есть два важных параметра. Это размер молекулы и уровень поверхностного натяжения. Еще один важный параметр — степень пленкообразования. Абсолютная пленка сыграет против производителя работ. Внешне уложенный на поверхность грунт должен напоминать шагреневую кожу. Должны быть блестки на манер слюдяных, говорящие о том, что имеет место обволакивание праймером неровностей основания с тщательным повторением всех особенностей рельефа. Требуемая пятнистость, свидетельствующая о том, что поверхность загрунтована с оптимальным качеством, и достигается изменением соотношения влаги и полимера. Чем плотнее поверхность, тем больше нужно полимера, потому что он схватывается с поверхностью только за счет своей адгезивной способности. Чем меньше пористость поверхности, тем жиже должен быть грунт, чтобы лучше в нее впитываться. Как правило, на 1 м2 пористой поверхности вполне достаточно 200 мл грунта Semin. При этом считается, что на самом деле это 100 г, так как на 50% грунта приходится 50% воды. Саморастекающиеся смеси для пола — одни из наиболее высокотехнологичных современных стройматериалов. В случае повышения уровня механических, температурных, влажностных нагрузок в уложенной стяжке, скорее всего, образуются микротрещины. Но эти микротрещины есть признак не хрупкости, а псевдохрупкости. Пластификатор Flex обволакивает твердый заполнитель, практически каждое его зерно в отдельности, уменьшая угол внутреннего трения и обеспечивая хорошую пластичность. Вот пластификатор прежних лет (на основе стирола) лишь увеличивал скольжение жидкости во время укладки смеси (повышая водоцементное соотношение и, следовательно, удобоукладываемость бетона). А современный пластификатор (на основе латексного полимера) — одновременно и модификатор. Он включается в работу готовой конструкции, значительно улучшая ее эксплуатационные свойства. Что бывает, когда воды введено слишком мало? Нет растекаемости. А когда много? Покрытие расслаивается. Желателен же компромисс — достижение такого состояния стяжки, когда она еще не расслаивается, но уже хорошо растекается. А дальше работает та строительная химия, которая лежит в основе продвинутого материала. Быстрые цементы являются катализаторами схватывания, обеспечивающими экспресс-реакцию. Реакция протекает с выделением тепла, что само по себе активизирует ее протекание. Для обеспечения адгезии в условиях усадки вводятся различные компоненты. Но все цементные саморастекающиеся смеси характеризуются значительными внутренними напряжениями. Пластифицированный цементный состав с повышенным содержанием воды обязательно имеет внутренние напряжения. Если в таком материале развиваются микротрещины, это нормальное явление, адгезия обеспечена. Чем толще слой, тем усадка больше, чем слой тоньше, тем она меньше. И очень большое значение имеют условия эксплуатации, будущие нагрузки.

Есть три типа смесей. И есть три класса нагрузки в соответствии с евронормами: Р2, Р3 и промнагрузки. Р2 — это нагрузки на полы частных, жилых помещений. Р3 — это нагрузки на полы общественных зданий, уже гораздо более внушительные. Разумеется, ни те, ни другие полы не годятся для применения на промобъектах. Имеется в виду следующее: даже устраивая стяжку в собственном гараже, следует иметь в виду нагрузки, которые ей придется воспринимать. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, время подвижной жизни смеси — 15 минут, с другой — ей нужно дать постоять. Полимеры-пластификаторы находятся в составе ССС, разумеется, также в сухом виде, следовательно, им нужно время для того, чтобы набухнуть и раствориться. Ни в коем случае не следует добавлять воду после начала схватывания. В этом случае полимер начнет собираться на поверхности на манер пенки вскипяченного молока. Перемешивание же приведет лишь к тому, что полимер начнет присутствовать в теле стяжки в виде случайных тел — беспорядочно изорванных клочьев. Таким образом, он необратимо потерян, исключен из работы конструкции. Применять шипованный валик для устранения воздуха путем прокатывания уложенной самонивелирующейся смеси можно, но осторожно. Излишнее число прокатываний принесет скорее вред, чем пользу. Так как вследствие постоянной вибрации смесь расслаивается, верхняя часть стяжки получается наименее плотной, нижняя — наиболее плотной. При этом прежде чем уложить саморастекающуюся смесь на бетонную (цементно-песчаную) основу, обязательно нужно выполнить пескоструйную, дробеструйную обработку для того, чтобы удалить с поверхности отслаивающийся цемент. И обязательно использовать грунт. При заливке самонивелиром больших площадей обязательно нужен проект производства работ с организацией работы звена или бригады по захваткам с привлечением необходимых механизмов. Тогда-то и будет обеспечиваться ровное бесстыковое покрытие. Кстати, о механизмах. При перемешивании материала с помощью дрели перемешивающая насадка должна быть как можно больше, скорость вращения вала — как можно меньше. Иначе в приготавливаемую смесь вовлекается много лишнего воздуха — она взбивается, как сливки. Должно же быть именно перемешивание, а не взбивание. Грунт обеспечивает равномерное впитывание стяжки в разных местах пола. По статистике нормальная стяжка у трети строителей не получается никогда, у трети строителей — сразу, треть строителей можно научить в процессе выполнения ими пробных заливок.

Kedoplan platre — это cамовыравнивающаяся гипсовая смесь, предназначенная для укладки толщиной 2-20 мм в помещениях класса P2. Она быстро сохнет, быстро набирает прочность, образует гладкую, плотную, прочную поверхность, готовую к настилке любого гибкого напольного покрытия. Используется в случае необходимости срочного выравнивания бетонных полов, при ремонте цементных и ангидритных стяжек, а также при реставрации старых деревянных основ. Материал безусадочен, не требует шлифовки, характеризуется отсутствием внутренних напряжений и высокой способностью к самовыравниванию. В отличие от Kedoplan super не применяется в сырых помещениях. Недостаток дощатых полов, укладываемых по лагам, в том, что они воспринимают нагрузку локально. Лаги — это поддерживающий элемент каркаса, передавать же нагрузку на соседние лаги, распределять ее они не могут. Таким образом, вся нагрузка сконцентрирована на едином пятне пола. Когда же заливается стяжка, общие колебания и деформации не устраняются, но влияние их становится незначительным. Если на какое-то место пола устанавливается, например, тяжелый шкаф, то подобное увеличение нагрузки вызывает просадку лаг — стяжка трескается. Если уложенная стяжка может быть описана расчетной схемой «плита, жестко защемленная по контуру», то это довольно хрупкая конструкция. Иное дело — плита, свободно опертая по контуру. Поэтому грамотные производители работ не «приклеивают» стяжку к стенам — она всегда отбивается какими-либо прокладками. Плиты перекрытия настолько тяжелы, что искусственно устраиваемый из подручных материалов стык этих плит при их взаимном перемещении не будет держаться ни в каком случае. Иное дело — использование такого материала, как шпаклевка Semin.

Армирование сеткой, наклеивание ее на шпаклевку, — все это годится лишь для того, чтобы усилить саму шпаклевку, если прочность ее самой недостаточна, если шпаклевка усадочна и трескается. Материал Kedoplan platre по всем характеристикам превосходит цемент — он легче, удобнее, комфортнее и, к тому же, позволяет не столь жестко регулировать водоцементное отношение (можно чуть-чуть ошибиться). Он не так чувствителен к перепадам отметок от 1-2 мм до 3 см. Обратимся к устройству теплого пола. На бетонную стяжку уложен электрокабель, который необходимо залить. Вариантов заливки множество (при этом не обязательно использовать фольгу — поскольку бетонная плита надподвального перекрытия гораздо толще конструкции теплого пола, тепло в основном будет отводиться вверх, а не в подвал). Кабель залит саморастекающейся цементной стяжкой. Она треснет под ним? Обязательно. Но величина микротрещин будет минимальной. А вот дальше предстоит наклеить плитку пола. Эластичный клей остается эластичным и после высыхания, после набора прочности. Вот почему какой-то клей может стоить 100 единиц, и это дорого, а другой — 1000 единиц, и это дешево. Необходимо, чтобы между термодеформирующимся теплым полом и жесткой плиткой, слабо реагирующей на температуру, находился некий гибкий буфер. Роль этого буфера играет клей. Система Flex — это система, обеспечивающая передачу нагрузки без образования и распространения трещин. Модуль упругости этого материала выше, чем у прочих клеев, выше и его деформативность относительно положения равновесия. Сложенные вместе три листа бумаги порвать просто, те же три листа, скомпонованные на манер гофрокартона — значительно сложнее. А если вместо гофрированного слоя — соты? Практически невозможно! Аналогично у продукта Flex — другая кристаллическая решетка. Как следствие и характеристики его сильно отличаются от характеристик других клеев. Да, этот клей дорог. Но кто же приклеивает дорогую плитку дешевым клеем?

Расход материала определяется через его объемный вес и через объем, который нужно заполнить — в кубических метрах с перерасчетом в килограммы. Число килограммов делится на количество мешков. Для того, чтобы залить пол помещения площадью 20 м2, нужно примерно 5 мешков. При более выраженных перепадах потребуется 6. Но если по расчету нужно 5, а имеется 4, можно даже не начинать работу. Оптимальная толщина слоя — 4 мм. Если стяжка предназначена для применения в зонах категории Р3, это означает возможность ее использования в бытовых, а также средненагруженных (административно-бытовых) помещениях. Это не залы супермаркетов, но проход людей через помещения достаточно интенсивен. А вот смесь Express позволяет начать ходить по стяжке уже через 3 часа после ее укладки (скажем, назавтра предстоит сдача объекта).

В любом случае необходим диалог с материалом, чтобы не только ты его, но и он тебя понимал.

Продолжение лекции Михаила Белкина — в следующих номерах СиН.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2005 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость