О выгодах, которые сулят Беларуси различные виды транзита

14 июня 2005 г. под председательством премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского состоялось заседание президиума Совмина Беларуси, на котором был рассмотрен проект Комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Беларуси на 2006-2010 гг. Программа разработана в соответствии с протоколом поручений главы государства от 8 сентября 2004 г. №28 и поручением Совмина Беларуси от 22 сентября 2004 г. №04/31/102-739. Цель программы — дальнейшее развитие и совершенствование правовых, организационных, экономических и технических условий для обеспечения эффективного использования транзитных возможностей страны. В качестве приоритетных направлений обеспечения эффективного использования транзитных возможностей железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, а также электрических сетей Республики Беларусь в программе определены следующие:

. совершенствование нормативной и правовой базы различных видов транспорта, регламентирующей условия осуществления транзитных перевозок грузов и пассажиров;
. совершенствование системы сборов с транзитного перевозчика;
. обеспечение преференциальных условий проезда транзитом через Республику Беларусь по сравнению с условиями проезда через территории сопредельных государств;
. развитие, реконструкция и строительство новых объектов приграничной инфраструктуры необходимой пропускной способности;
. развитие и реконструкция автомобильных дорог, по которым осуществляются транзитные автомобильные перевозки, до международных требований; . развитие объектов дорожного и приграничного сервиса на автомобильных дорогах, имеющих международное значение;
. развитие комбинированных перевозок грузов по II и IX трансъевропейским транспортным коридорам;
. совершенствование технологии таможенного контроля и оформления на основе применения современных технических средств;
. совершенствование структуры и системы эксплуатации, реконструкция и капитальный ремонт объектов магистральных трубопроводов;
. комплексная техническая диагностика газовых объектов и продление сроков их эксплуатации;
. совершенствование нормативной базы, повышающей надежность трубопроводной системы;
. дальнейшая автоматизация и телемеханизация производственных процессов транспортировки нефти и газа;
. внедрение современных информационных технологий сопровождения транспортных процессов и других систем информатизации;
. проведение единой с Российской Федерацией транспортной политики.

По каждому из них разработаны конкретные мероприятия, сгруппированные по следующим направлениям: совершенствование нормативной правовой базы; организационно-технические мероприятия; мероприятия по совершенствованию налоговой и тарифной политики; развитие инфраструктуры; развитие международного сотрудничества; научно-исследовательские работы. Поэтапная реализация указанных мероприятий должна способствовать гармонизации транспортной нормативной правовой базы Беларуси с российской и европейской законодательной системой в этой области, созданию инфраструктуры для обеспечения высокоэффективного транспортного обслуживания участников перевозочного процесса, созданию отвечающих требованиям международных договоров для роста транзитных перевозок внутригосударственных условий, росту валютных поступлений в Беларусь на 7-8% за счет увеличения транзитных перевозок через территорию страны, а также созданию отечественным перевозчикам благоприятных условий для работы на международном рынке транспортных услуг. Выступивший на заседании президиума заместитель премьер-министра Беларуси Василий Гапеев сообщил, что увеличение транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом на 2,5% в год позволит ежегодно привлекать в национальный бюджет около $48 млн. Рост транзитных перевозок авиационным транспортом на 2,5% пополнит бюджет на $30 млн. Вследствие увеличения транзита природного газа на 5% прибавка составит $41 млн. От увеличения сбора за проезд по дорогам общего пользования на 0,3% может быть получено $7 млн. Самая большая прибавка ожидается от использования дорожного сервиса. Если доходы в этой сфере возрастут в среднем на 4% в год, то отчисления в национальный бюджет составят $72 млн. В целом транзит через Беларусь всеми видами транспорта должен увеличиться до 2010 г. по сравнению с 2004 г. на 14-18%. При этом за счет реализации мероприятий программы в среднем в год планируется получать $690 млн. Это позволит производить ежегодные отчисления в национальный бюджет в размере не менее $260 млн.

При составлении программы было тщательно проанализировано состояние транзитных грузоперевозок через белорусскую территорию в 2001-2004 гг. Как отметил Василий Гапеев, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. наметилась тенденция снижения грузовых перевозок по железной дороге. Их объем составил 33,2 млн т, что на 12,6% меньше, чем в 2003 г. Это объясняется изменениями на рынке транспортных услуг. Россия переключила часть своих транзитных грузов на морские порты Дальнего Востока и сухопутные маршруты через пограничные переходы с Китаем. Таким образом, при благоприятных условиях объем транзитных железнодорожных перевозок через Беларусь к 2010 г. может составить не более 40 млн т в год. Автомобильные грузоперевозки через Беларусь осуществляются достаточно интенсивно и имеют положительную динамику роста. Основной объем транзитных перевозок приходится на транспортников России, Польши, Литвы. Прогнозируется, что в ближайшей перспективе российский транзит на белорусских дорогах будет расти. По авиаперевозкам ежегодный прирост предусматривается на уровне 3%. К 2010 г. число транзитных полетов увеличится по сравнению с 2004 г. на 19,8%. Такие параметры определены в соответствии с прогнозом Европейской организации обеспечения аэронавигации на 2005-2025 гг. На данный период рост интенсивности воздушного движения в государствах Европы по пессимистическим прогнозам составит не более 2,5%, по оптимистическим — 4,9%.

Перспективным для Беларуси является также развитие трубопроводного транспорта. В настоящее время транзит российского газа через территорию страны в Европу осуществляется по белорусскому участку газопровода «Ямал — Европа», принадлежащего российскому «Газпрому». Его мощность составляет 24,8 млрд м3 в год. По газовым сетям транспортной системы «Белтрансгаза» (мощностью 51 млрд м3 в год) в 2010 г. объем транзита составит 47 млрд м3 и по сравнению с 2004 г. возрастет на 34,5%. Предусматривается строительство новой системы транзита российского газа через Беларусь. Транзит нефти через территорию страны осуществляется по нефтепроводу «Дружба». Проектная производительность нефтепровода на участке Унеча — Мозырь составляет 81 млн т в год. В 2004 г. по нему транспортировано 80,6 млн т. За счет реконструкции нефтепровода в 2005 г. предполагается довести ежегодный объем транспортировки нефти на этом участке до 84 млн т. Транзит электроэнергии по электрическим сетям Беларуси осуществляется из России в Литву и Польшу и из Литвы в Россию и Польшу. Его суммарный объем в 2004 г. составил 2 млрд кВтч. В связи с выводом из эксплуатации 1 января 2005 г. одного из блоков Игналинской АЭС, а также с учетом запланированного в конце 2005 г. ввода в эксплуатацию Калининградской ТЭЦ пока трудно определить дальнейший объем транзита электроэнергии. Поэтому, по словам Василия Гапеева, конкретные данные по этому направлению будут внесены в программу в первой половине 2006 г.

По материалам www.government.by


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2005 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость