При разработке норм здание и его техническое оборудование будут рассматриваться в совокупности

Вниманию читателей СиН предлагается статья A. Lucke — директора Генеральной ассоциации немецкой отопительной индустрии (BHD), секретаря Экономической комиссии Европейской ассоциации производителей отопительного оборудования (EHI).

В декабре 2002 г. была утверждена Директива ЕС по энергетическим показателям зданий. К 2006 году эту директиву 25 государств — участников ЕС должны преобразовать в национальный закон. Тем самым создаются законодательно обязательные границы минимальных требований для энергоэффективных зданий, действительные на всей территории сообщества — от Атлантики до внешних границ России.

Политическое основание директивы
Европейская комиссия и Европейский парламент вплотную занялись вопросом увеличения эффективности использования энергии в зданиях не ранее, чем 10 лет назад. До сих пор все подобные вопросы концентрировались лишь вокруг проблематики энергосбережения на транспорте и в промышленности. Четыре года назад комиссия ЕС задалась вопросом: как Европа зависит от импорта энергетических ресурсов? Уполномоченный комиссар комиссии г-жа де Палацио инициировала соответствующее исследование, которое дало тревожные результаты: в то время как в 2000 г. зависимость ЕС от импорта энергетических ресурсов составляла около 50%, к 2030 г. прогнозируется повышение этого показателя до 70%. Результатом указанного исследования явилась так называемая Зеленая декларация «Европейская стратегия надежного обеспечения энергетических поставок», которая может рассматриваться в качестве путеводной нити в европейской политике энергообеспечения и сохранения окружающей среды.

Документ 1 «Конечное потребление энергии» указывает на значение отдельных областей потребления энергии. Согласно этому документу, в промышленности потребляется 28,2%, на транспорте — 31% энергии, в то время как не принимавшаяся до сих пор во внимание область потребления энергии в быту и в сфере услуг составляет в общей сложности 40,7% всего потребления энергии. В документе 2 «Потребление энергии в жилых зданиях стран Европейского Союза» еще раз дается эта цифра — 40,7%. Как ни странно, 84% потребляемой в зданиях энергии идет на отопление и обеспечение горячей водой. Это означает, что на эти цели тратится более трети энергии, потребляемой в странах ЕС. Если, кроме того, принять во внимание результаты национальных, региональных исследований, станет очевидно, что как минимум 75% европейских зданий нуждаются в модернизации с целью снижения своего энергопотребления. С технической стороны реально достижимый потенциал экономии оценивается на уровне 50%, с экономической — на уровне 30%. Этот впечатляющий потенциал экономии энергии и снижения выделения СО2 и является основой новой европейской директивы.

Принципы и базис директивы ЕС
Директива ЕС обязывает государства-участники до января 2006 г. определить минимальные энергетические стандарты для новостроек, а также выявить здания, имеющие чрезвычайно высокий потенциал снижения выделения СО2 и экономии энергии. В области нового строительства директива указывает на необходимость использования при энергетическом планировании современного уровня техники. В частности, новостройки должны проектироваться из расчета максимального годового потребления приблизительно 7 л мазута или 7 м3 газа на 1 м2. Этот показатель потребления является усредненной величиной. Фактически это требование варьируется в зависимости от отношения внешнего объема корпуса к внутреннему объему здания.

Авторы директивы приводят примеры национальных законов Франции, Голландии и Германии, которые они по большей части использовали в своей работе. В частности, Еврокомиссия и Европарламент переняли идею так называемого интегрального подхода к определению параметров корпуса здания и технического оборудования в этом здании. Такой интегральный подход отличается от существовавшей до этого практики, согласно которой энергетические параметры рассматриваются отдельно: либо только для здания, либо только для оборудования. Этот устаревший принцип не позволяет производить надлежащую оптимизацию характеристик здания и оборудования, обязательную для энергоэффективного здания.

Европейские институты переняли также идею так называемой оптимизационной компенсации. Согласно этой идее, проектировщику, архитектору и владельцу здания предоставляется полная свобода выбора способов обеспечения ими минимальных требований. Например, разработчик проекта может запланировать использование дорогой теплоизоляции, позволяющей снизить потребление тепла. В этом случае он может заложить в проект менее энергоэффективное оборудование. Правда, применение оборудования с лучшими характеристиками обеспечивает лучший показатель «эффективность- стоимость», чем при улучшенной теплоизоляции. При использовании самого современного оборудования снижается нагрузка на окружающую среду. Это возможно благодаря применению современных приборов — таких, как технические устройства контроля сгорания, солнечные тепловые установки, а также системы контроля вентиляции помещений при помощи устройств утилизации теплоты. Очень важно: в директиве рассматриваются вопросы не только вентиляции, отопления и горячего водоснабжения, но и обеспечения необходимых климатических условий внутри помещений, искусственного освещения. Энергоэффективность здания должна определяться согласно гармонизированной методике, которая должна быть внедрена на всем европейском пространстве.

При преобразовании национальных законов большое значение будет иметь вопрос, конечное или первичное энергопотребление следует рассматривать при определении эффективности использования энергии в здании? В Голландии, Франции и Германии после оживленных политических и экономических дебатов в качестве критерия оценки было выбрано первичное энергопотребление. Этот выбор был сделан исходя из того обстоятельства, что при объективном рассмотрении решающее значение имеет не конечная энергия (в виде подводимых к месту потребления кубических метров газа, литров мазута или киловатт электроэнергии), а фактическое потребление первичной энергии, которая потребовалась для производства соответствующего количества конечной энергии. Следовательно, это означает, что должны учитываться потери в цепи доставки поставщика энергии. Здесь можно говорить о КПД использования первичной энергии или об эффективности использования первичной энергии отдельных поставщиков. Например, если говорить о немецкой системе обеспечения электроэнергии, можно отметить, что в ее ЛЭП теряется около двух третей передаваемой от электростанций энергии, поэтому эффективность использования первичного тока составляет 33%. Иное положение характерно для потребления газа и мазута, для которых эффективность использования первичной энергии превышает 90%. Если для определения эффективности энергопотребления выбирается первичная энергия, то при указанных показателях немецкой системы обеспечения электроэнергии газовые или мазутные отопительные установки имеют преимущество перед простыми электрическими системами (такими, как системы непосредственного отопления или аккумулирующие системы отопления). В Германии это выражается в предписаниях по энергосбережению, использующих различные коэффициенты затрат для отопительных систем или их компонентов, учитывающие затраты первичной энергии включая потери. Чем ниже коэффициент затрат, тем выше эффективность использования первичной энергии в отопительной системе. А чем выше эта эффективность, тем меньшие требования предъявляются к системам теплозащиты.

Для большинства стран ЕС является революционным требование учета состояния зданий. Еврокомиссия и Европарламент совершенно справедливо видят большой потенциал снижения выделений СО2 и экономии энергии в улучшении состояния зданий. Этому могут способствовать регулярные осмотры больших зданий и однократные обследования небольших отопительных установок или установок кондиционирования воздуха. Такие осмотры служат также для информирования конечных пользователей и инвесторов о мерах увеличения эффективности использования энергии. Конечным итогом осмотра является энергетический паспорт здания, в который заносится показатель энергоэффективности, который может принимать значения от А (очень большая эффективность) до G (крайне неэффективное использование энергии). Улучшение указанного в этом паспорте показателя может послужить стимулом для повышения энергоэффективности здания и его рыночной привлекательности. Кроме этого, энергетический паспорт предоставляет владельцу объективную информацию о фактических затратах энергии в здании.

Внедрение европейской директивы предполагает разработку соответствующей нормы, и такая разработка в настоящее время уже ведется. Ожидаемая евронорма будет касаться и новостроек, и старых зданий. В первый раз за всю историю разработки норм здание и техническое оборудование будут рассматриваться в совокупности. С точки зрения Европейской ассоциации производителей отопительного оборудования (EHI) представляется разумным инициировать диалог между российскими и западноевропейскими специалистами о директиве, а также о соответствующем применении российских энергоресурсов, о политике сохранения окружающей среды, а также о проекте создания общей российской и европейской нормы. В этой связи EHI высоко ценит доказавшую свою необходимость и становящуюся все более интенсивной совместную работу НП «АВОК» и EHI.

По материалам www.abok.ru подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2005 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость