В Совете Министров РБ прошло заседание, посвященное проблемам ЖКХ

Под председательством премьер-министра Республики Беларусь Сергея Сидорского 17 марта 2005 г. прошло заседание президиума Совета Министров Республики Беларусь, на котором рассмотрен вопрос о работе жилищно-коммунальных служб по обеспечению надлежащего учета расхода тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда, вскрытых фактах нарушений и ответственности Минжилкомхоза, других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома за проведение указанной работы.

Согласно указу президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. №285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» регулирование тарифов на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги осуществляется Советом Министров Республики Беларусь. Основными критериями регулирования тарифов в 2004 году являлись:
— обеспечение уровня возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг в размере 60% (как предусмотрено Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»);
— недопущение роста тарифов на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги более чем на 4-5 долларов США в год в эквиваленте по курсу Национального банка (протокол поручений главы государства от 15 декабря 2003 г. №44);
— снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг не менее чем на 20%;
— снижение удельного веса оплаты жилищно-коммунальных услуг в доходах населения.

В целях выполнения установленных параметров организациями жилищно-коммунального хозяйства в 2004 году особое внимание уделялось снижению затрат на оказание услуг. По данным Минжилкомхоза, за счет экономии материальных, топливно-энергетических ресурсов, сокращения непроизводительных издержек снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг в среднем по стране за 2004 год составило 20,2%. В результате индексации тарифов и повышения платы за техническое обслуживание жилых домов платежи за жилищно-коммунальные услуги (с учетом газа и электроэнергии) семьи из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире общей площадью 48 м2, в декабре 2004 г. по сравнению с декабрем 2003 г. в среднем по республике увеличились на 10,8 тыс. рублей (13,4%), или на 4,99 доллара США, что соответствует требованиям главы государства. Опережающий рост доходов населения в 2004 году по сравнению с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги позволил обеспечить снижение удельного веса платежей за жилищно-коммунальные услуги в доходах населения. Так, если в январе 2004 г. удельный вес платежей за жилищно-коммунальные услуги в доходах семьи, состоящей из трех человек, проживающей в двухкомнатной квартире, при двух работающих и получающих заработную плату на уровне среднереспубликанской составлял с учетом отопления 14,3%, то в декабре 2004 г. данный показатель составил 10,4%, при двух работающих в бюджетной сфере — соответственно 14,5% и 11,2%. Для семьи из двух пенсионеров, проживающей в двухкомнатной квартире, удельный вес платежей за жилищно- коммунальные услуги снизился за указанный период с 30,7% до 22,9%.

Вместе с тем проверками, проведенными Комитетом государственного контроля и прокуратурой в организациях жилищно-коммунального хозяйства, установлены серьезные нарушения в расчетах с населением за отопление жилых помещений и горячее водоснабжение. На дату проверки в целом по стране из 21 тыс. установленных приборов учета тепловой энергии 8,3% находились в неисправном состоянии. Имели место факты прямого обсчета населения со стороны жилищно-эксплуатационных организаций.

Вопросы упорядочения системы расчетов с населением рассмотрены на заседаниях облисполкомов, Минского горисполкома, коллегии Минжилкомхоза. Приняты меры по устранению выявленных нарушений и их недопущению в дальнейшем. Рабочими группами с выездом на места оказана практическая помощь в устранении имеющихся недостатков. Минжилкомхозом совместно с Минэнерго и по согласованию с Минэкономики разработан и утвержден временный порядок взаиморасчетов между энергоснабжающими и жилищно-эксплуатационными организациями, а также внедрены формы бланков первичного учета расхода тепловой энергии. Вопросы установки, эксплуатации, проверки и ремонта приборов группового учета, договорных отношений между участниками процесса производства и эксплуатации данных приборов, поставщиками и потребителями тепловой энергии рассмотрены на республиканском семинаре. По данным облисполкомов, на 15 марта 2005 г. из 1817 приборов, находившихся на момент проверок в неисправном состоянии, отремонтировано и принято на коммерческий учет 1015. К дисциплинарной ответственности привлечены 124 виновных должностных лица, в том числе 4 руководителя организаций жилищно-коммунального хозяйства освобождены от занимаемых должностей. Принятые Минжилкомхозом, Минэнерго, облисполкомами и Минским горисполкомом меры позволили при начислении платежей за оказанные в феврале 2005 г. жилищно-коммунальные услуги практически исключить перерасчеты с населением.

Как сообщил в ходе заседания президиума Совета Министров Республики Беларусь заместитель премьер-министра Республики Беларусь Василий Гапеев, в 2004 году в стране в основном осуществлен переход на оплату тепловой энергии в жилом фонде по показаниям счетчиков. В жилых домах в настоящее время установлено 21.500 счетчиков тепловой энергии. Это значит, что приборами учета расхода тепла оснащено 96% домов с количеством квартир более 80 и 70% домов с количеством квартир от 20 до 80. По словам Василия Гапеева, основной причиной недовольства граждан стало неравномерное начисление платежей за отопление и подогрев воды в домах, где нет счетчиков, и начисления коммунальных платежей осуществлялись по нормативам местных органов. Несовершенство этих нормативов привело к тому, что в теплом январе за отопление жильцам пришлось заплатить большие суммы, чем если бы тепло подавалось в сильные морозы. По этой причине в феврале был сделан перерасчет. Переплаченные суммы людям возвращены. В марте уже произведен расчет за фактически потребленные услуги в феврале.

Как отметил Василий Гапеев, система расчетов за потребленные услуги по теплу и горячей воде постоянно совершенствуется. И сейчас она значительно упрощена. Заплатить за эти услуги можно без платежных документов, назвав только фамилию. По словам заместителя премьер-министра Республики Беларусь, к будущему отопительному сезону выявленные проблемы не должны повториться. По итогам заседания президиума Совета Министров Республики Беларусь обращено внимание руководителей облисполкомов, Минского горисполкома и Минжилкомхоза на неудовлетворительный контроль за утверждением местными исполнительными и распорядительными органами норм и нормативов потребления коммунальных услуг, недостаточную разъяснительную работу с населением по месту жительства о внедрении приборного учета и особенностях расчетов за потребленные услуги, а также на имевшие место факты формального подхода при приемке объектов к эксплуатации в зимних условиях. Облисполкомам, Минскому горисполкому, Минжилкомхозу и Минэнерго поручено принять дополнительные меры по исключению посредников из процесса эксплуатации, ремонта и проверки приборов учета и регулирования тепловой энергии, а также сокращению просроченной задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Комэнергоэффективности и Проматомнадзору поручено активизировать проверки состояния источников теплоснабжения, тепловых сетей в целях выявления сверхнормативных потерь тепловой энергии с принятием оперативных мер по устранению недостатков и привлечением виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

В целях повышения ответственности, улучшения сбора платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги, рационального распределения указанных средств, дополнительной социальной защиты малообеспеченных слоев населения местным исполнительным и распорядительным органам рекомендовано создавать расчетно-кассовые центры по сбору и обработке жилищно-коммунальных платежей. В целях информирования населения о характеристиках домового хозяйства Минжилкомхозу поручено до 1 апреля 2005 г. утвердить типовую форму паспорта жилого дома и совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом до 1 июля 2005 г. обеспечить оснащение такими паспортами жилых домов.

По материалам сайта www.government.by


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2005 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость