Жилищное строительство в Беларуси

Отношение государства к вопросам жилищного строительства — один из главных показателей социальной ориентированности его политики. Именно поэтому обсуждение итогов и перспектив строительной отрасли в области возведения доступного жилья вызывает живой интерес и специалистов, и журналистов, и, конечно же, граждан. Круглый стол на тему "Жилищное строительство в республике, реализация адресных программ, пути кредитования", проходивший 13 января 2005 г., не стал исключением.

Итоги ввода в строй жилья в прошлом году, перспективы отрасли на 2005 год и новые подходы к обеспечению отдельными благоустроенными квартирами нуждающихся обсуждали компетентные и заинтересованные лица. Участниками круглого стола стали: заместитель председателя Постоянной комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Палаты представителей Национального собрания РБ Иван Мычко, заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания РБ Татьяна Голубева, начальник Управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства РБ Владимир Подволоцкий, начальник Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства экономики РБ Александр Сочивко, начальник отдела коммерческих финансовых инструментов Главного управления регулирования банковских операций Национального банка РБ Алексей Назаров, заместитель директора УКС Мингорисполкома Сергей Винников.

Все выступавшие с удовлетворением отмечали положительную динамику развития отрасли в прошедшем году. Так, в 2004 году было предусмотрено ввести в эксплуатацию 3500 тыс. м2 общей площади жилья, в том числе в сельской местности и малых городах — 960 тыс. м2. Фактически по итогам года этот показатель составил 3501 тыс. м2. При этом в сельской местности и малых городских поселениях введено 1485 тыс. м2, что составляет 155% от запланированного. Предполагалось обеспечить кредитование строительства жилья на льготных условиях путем выдачи кредитов сельскохозяйственным организациям через ОАО "Белагропромбанк" в объеме 252 млрд рублей, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, через АСБ "Беларусбанк" в объеме 500 млрд рублей. Однако постановлением АСБ "Беларусбанк" за 2004 г. фактически выдано кредитов на сумму 297 млрд рублей, что составляет 59,4% от годового задания. Наилучшие показатели по освоению льготных кредитов АСБ "Беларусбанк" в Брестской (86,7% от годового задани), Витебской (81,2% от годового задания) и Гродненской (82,4% от годового задания) областях, наихудшие — в г. Минске (35,8% от годового задания) и Минской области (48,9% от годового задания). Низкий уровень освоения льготных кредитных ресурсов при осуществлении жилищного строительства населением, по мнению выступавших, вызван недостаточной организацией процесса жилищного строительства облисполкомами и Минским горисполкомом, в частности, проблемами с формированием ими организаций граждан-застройщиков. Вместе с тем, по информации органов управления областных центров, в списки для льготного кредитования уже включаются граждане, ставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2002-2004 годах. В то же время в городе Минске при самом низком по стране уровне освоения льготных кредитных ресурсов, согласно постановлению Мингорисполкома от 18 марта 2004 г. №586, в списки льготного кредитования включаются граждане, ставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по общей очереди до 1 января 1992 г.

Конкретные шаги по совершенствованию законодательства позволяют оперативно регулировать сложившуюся ситуацию. Так, вследствие принятия Указа от 14 июня 2004 г. №281 "О дополнительных мерах по обеспечению строительства и приобретению жилья на селе в 2004 году", которым сняты ограничения по объемам предоставляемых облисполкомами гарантий при кредитовании строительства жилья в неплатежеспособных сельхозорганизациях, а также иных мер, направленных на ликвидацию сдерживающих факторов при кредитовании строительства жилья на селе, во втором полугодии значительно увеличился объем выданных ОАО "Белагропромбанк" льготных кредитов, что и позволило по итогам года почти полностью освоить запланированный объем кредитования. В итоге для льготного кредитования жилищного строительства в соответствии с постановлением ОАО "Белагропромбанк" за 2004 год фактически выдано кредитов на сумму 237,0 млрд рублей, что составляет 94% от годового задания. Наилучшие показатели по освоению льготных кредитов ОАО "Белагропромбанк" в Гродненской области — 99,8% от годового задания, Могилевской области — 98,4% от годового задания, наихудшие — в Витебской области — 89,3% от годового задания. Кроме того, в течение 2004 года был подписан еще целый ряд документов о внесении изменений в Указ "О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений", цель которых — сделать льготные кредиты на улучшение жилищных условий более доступными для широких слоев населения. В соответствии с Указом с 1 января 2005 г. льготные кредиты выдаются в размере до 90% стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств с платой за пользование кредитами в размере 5% годовых, а для многодетных семей и граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, — в размере до 95% под 3% годовых. Особое внимание было уделено оказанию государственной поддержки социально уязвимым категориям граждан — в частности, жителям малых городов, сельчанам, многодетным семьям. Первым шагом в этом направлении было утверждение облисполкомами и Мингорисполкомом списков состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку многодетных семей включая семьи, в которых по состоянию на 3.03.2004 г. имелось трое и более несовершеннолетних детей. При этом статус многодетной семьи сохраняется за включенными в списки многодетными семьями, в которых на дату заключения кредитных договоров или принятия решения о предоставлении субсидии не менее трех детей находятся в возрасте до 23 лет, не вступили в брак и проживают совместно с родителями. Кроме того, предусматривается оказание финансовой помощи в погашении задолженности по льготным кредитам многодетным семьям при наличии трех несовершеннолетних детей в объеме 30%, четырех — 50%, пятерых и более — 100% от суммы задолженности по выданным кредитам на дату ввода объектов в эксплуатацию, а по объектам, сданным в эксплуатацию до 3.03.2004, — исходя из суммы задолженности на дату представления кредитополучателями АСБ "Беларусбанк" документов, необходимых для получения финансовой помощи.

Особое внимание уделяется улучшению жилищных условий на селе. Так, срок погашения льготных кредитов, предоставленных колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям, а также организациям независимо от форм собственности (в т.ч. фермерским хозяйствам), осуществляющим строительство жилья на селе для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, а также работающих на предприятиях агропромышленного производства, был увеличен до 40 лет, а процентная ставка по таким кредитам снижена с 5 до 3 процентов годовых. Следует также отметить, что если в 2004 году освобождались от платы за создание жилищной инфраструктуры в пределах нормируемого законодательством размера общей площади строящегося жилого помещения только граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, то в 2005 году данная норма распространена на всех граждан по договорам на строительство жилья, заключенным после 1 января 2005 г., а размер платы за создание жилищной инфраструктуры сверх нормируемого законодательством размера общей площади будет устанавливаться не облисполкомами и Мингорисполкомом, а Министерством архитектуры и строительства по согласованию с Министерством экономики.

Сегодня строительство жилья в РБ объявлено приоритетной задачей, но существующие объемы строительства пока не достигли даже уровня 1990 года. По данным Минстата, в 1970 году в Беларуси было построено 4,3 млн м2 жилья. Пик жилищного строительства пришелся на 1987 год и составил 5,9 млн м2. В 1990 году несмотря на начавшийся спад в экономике еще было построено 5,3 млн м2 жилья, а в период с 1996 по 2003 годы темпы спада стали просто обвальными — строилось всего от 2,6 до 3,6 млн м2 жилья в год. Если в 1990 году в Беларуси строилось 85 квартир на 10.000 населения, что превышало аналогичный показатель во Франции, США и Германии соответственно на 42, 63 и 113 процентов, то в 2000 году в стране было построено 39 квартир на 10.000 населения (во Франции, США и Германии — соответственно 60, 57 и 51), а в 2002 году — только 29 квартир на 10.000 населения. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. установлено задание по вводу в 2005 году в эксплуатацию 3,5-4,0 млн м2 общей площади жилых помещений, в том числе в сельской местности и малых городских поселениях — 1050-1200 тыс. м2. Предусмотрено обеспечить кредитование строительства жилья на льготных условиях в 2005 году путем выдачи кредитов сельскохозяйственным организациям через ОАО "Белагропромбанк" в объеме 235 млрд рублей, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, через АСБ "Беларусбанк" — в объеме 605 млрд рублей. Кроме того, если в 2004 году аналогичным постановлением предусматривалось предоставление всеми банками кредитов на строительство жилья на рыночных условиях в объеме 42,6 млрд рублей, то на 2005 год данный показатель увеличен до 260 млрд рублей, а количество банков, предоставляющих указанные кредиты в соответствии с постановлением, увеличено соответственно с 9 до 20.

Несмотря на самые высокие на всем постсоветском пространстве и достаточно высокие даже на фоне благополучной Европы темпы жилищного строительства строительная отрасль все еще не в состоянии быстро обеспечить всех нуждающихся современным качественным жильем. С 01.01.1991 по 01.01.2004 количество семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, уменьшилось с 670 тыс. до 522 тыс., или в среднем на 11,4 тыс. в год. Легко подсчитать, что при сохранении подобных темпов для обеспечения всех нуждающихся жильем в соответствии с сегодняшними социальными стандартами потребуется свыше 45 лет. Ускорение этого процесса, по мнению представителей Нацбанка РБ, возможно благодаря изменению подходов к кредитованию жилищного строительства. Национальный банк Республики Беларусь в декабре 2004 года внес в Министерство экономики ряд предложений о новых подходах к кредитованию строительства жилья, которые могут заключаться в снижении удельного веса льготного кредитования в общем объеме кредитования строительства жилья всеми банками Республики Беларусь. Данный подход может предполагать, с одной стороны, более жесткие критерии к определению Советом Министров условий отнесения граждан к категории малообеспеченных, имеющих право на получение льготных кредитов, что обеспечит усиление адресности государственной поддержки строительства жилья. С другой стороны, необходимо формирование альтернативных внебюджетных источников и механизмов финансирования жилищного строительства: расширение участия банков в кредитовании жилищного строительства и развитие ипотеки. Однако это требует решения ряда проблем. Во-первых, расширение участия банков в кредитовании жилищного строительства сдерживается тем, что банки (кроме "Беларусбанка") не могут оформить в залог строящиеся (реконструируемые) жилые помещения. Как следствие, оценка лимитов кредитования на строительство жилья ведется банками, как правило, только исходя из текущих доходов застройщика и выданных ему гарантий и поручительств. В то же время опыт работы АСБ "Беларусбанк", которому дано право оформления указанного залога, свидетельствует о целесообразности выдачи кредитов под залог строящегося жилья. Во-вторых, в Республике Беларусь до сих пор не нашли кардинального решения вопросы правового оформления ипотеки, что является основой для развития ипотечного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг. Для реализации указанной Концепции требуется внесение изменений в законодательство о земле, жилищное законодательство, законодательство о ценных бумагах, а также принятие дополнительных нормативных правовых актов, обеспечивающих социальную защиту граждан. В этих целях был подготовлен План нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию названной Концепции. Частично данный План реализуется, но до настоящего времени не решены вопросы о дополнительных основаниях приобретения юридическими лицами земельных участков в собственность, о закладных, о налоговых льготах для лиц, участвующих в ипотечном жилищном кредитовании, о внесении изменений в Жилищный кодекс Республики Беларусь, в соответствии с которыми в случае неоднократного уклонения кредитополучателя — физического лица от погашения задолженности по кредиту судом принимается решение о принудительном отчуждении квартиры, являющейся предметом залога по кредитному договору, с одновременным приобретением квартиры, имеющей меньшую стоимость, выселением в нее кредитополучателя и проживающих с ним членов семьи и перечислением разницы в стоимости этих квартир на погашение кредитной задолженности.
Совершенствование жилищного кодекса, принятие новых нормативных документов должно способствовать увеличению уровня освоения кредитных ресурсов, которые запланированы для льготного кредитования граждан в 2005 г.

Изменение условий кредитования позволит обеспечить примерно равные условия кредитования всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку при строительстве жилья, и значительно уменьшить ежемесячные платежи по погашению основного долга по полученному кредиту и выплате процентов за пользование им.

Людмила АЛЕКСЕЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 2005 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость