Факт рынка: контрафактная продукция

В соответствии с российским законодательством контрафактными являются товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, а также те, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные с ними до степени смешения.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарными знаками могут служить фирменное наименование, наименования различных видов продукции, оригинальный дизайн и форма товара и/или его упаковки. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветном сочетании.

Среди функций товарных знаков главными являются следующие:
— защитная — правовая охрана товарного знака позволяет его обладателю сохранять приобретенные в условиях конкурентной борьбы преимущества, связанные с успехами при продвижении продукции на потребительском рынке. Никто не может использовать охраняемый товарный знак без разрешения его владельца. Таким образом, маркирование правообладателем своей продукции товарным знаком является защитой от подделок;
— рекламная — способность товарного знака привлекать внимание потребителей к маркируемым им товарам позволяет "раскрученному" товарному знаку играть ведущую роль в рекламной стратегии фирмы и эффективно выполнять экономическую функцию;
— гарантийная — товарный знак ассоциируется у потребителя с гарантией хорошего качества маркированной им продукции.

Виды контрафактной продукции

Тождественные товары — это товары, имеющие полное сходство с оригиналом, при производстве которых фальсификаторами используется товарный знак (дизайн (рисунок, цвет, форма и т.д.), наименование) известной фирмы с целью идентификации потребителем этого товара с продукцией, изготовленной известной фирмой — владельцем товарного знака. Частично тождественные товары — это товары, имеющие в некоторых элементах сходство до степени смешения с продукцией известной фирмы с целью создания у потребителя ассоциации приобретаемого товара с продукцией, изготовленной известной фирмой — владельцем товарного знака.

Здесь можно выделить:
— сходство дизайна — частичное сходство контрафактного товара с оригиналом в рисунке, цвете, форме и т.д.;
— сходство наименования — частичное сходство наименования контрафактного товара с оригиналом;
— контекстное сходство — ассоциативно-смысловое сходство товара или группы товаров в общей сюжетной линии с брэндом фирмы — владельца товарного знака.

Контрафактные строительные материалы и изделия попадают на российский строительный рынок двумя путями: во-первых, фальсификаторы нелегально производят подделки на территории России, во-вторых, их нелегально завозят из-за рубежа — в основном из стран СНГ, Балтии, Китая, Польши и Турции. Фальсификаты хранят на специально оборудованных для этих целей складах, готовят поддельные документы, необходимые для их последующей реализации: паспорта, сертификаты, накладные. В дальнейшем фальсификаты реализуются торговыми компаниями-оптовиками в розничной торговой сети и в строительные фирмы, выполняющие строительные работы по договорам подрядов. К сожалению, среди торговых компаний-оптовиков, занимающихся этой незаконной деятельностью, встречаются и официальные дилеры фирм-производителей, "разбавляющие" качественный товар низкопробными подделками. В розничной торговой сети — в магазинах и на рынках стройматериалов — фальсификаты реализуются покупателям — физическим лицам, производящим ремонт или строительство своими силами, а также строительным фирмам (как правило, небольшим), выполняющим по договорам подрядов ремонт и отделку квартир, магазинов, офисов, строительство садовых домов, коттеджей, гаражей и т.д. Основная же часть контрафактных стройматериалов и изделий, которые реализуются на российском рынке, попадает к потребителям уже в виде готовой строительной продукции, а именно:
— в виде строительных работ, выполняемых строительными компаниями по договорам подрядов (в случаях, когда необходимые для выполнения строительных работ стройматериалы и изделия приобретает сама компания, как это обычно и бывает);
— при покупке у организаций-застройщиков или у риэлторских фирм объектов недвижимости, построенных с целью их последующей реализации.

Наиболее распространены следующие подделки:
— сыпучие вяжущие материалы и сухие смеси на их основе;
— лакокрасочные материалы, клеи, герметики;
— ручные механические и электрические инструменты, измерительные инструменты;
— обои и самоклеящаяся пленка;
— электроустановочные и электромонтажные изделия;
— замочные и скобяные изделия;
— дверная, оконная и мебельная фурнитура;
— метизные и крепежные изделия.

Эти наиболее "любимые" фальсификаторами группы стройматериалов приведены в порядке убывания их "рейтинга".
Как эффективно бороться с распространением контрафактных строительных материалов и изделий? Главный способ борьбы — не приобретать их. Специалисты дают несколько полезных советов на этот счет:
1. При покупке особое внимание обращайте на упаковку приобретаемого товара: качество бумаги, полиграфию, наличие штрих-кодов, защитных этикеток, голограмм.
2. Старайтесь не покупать строительные материалы и изделия на мелких строительных рынках и в небольших магазинах, расположенных вблизи оживленных автомобильных дорог и железнодорожных станций — именно там чаще всего встречаются подделки.
3. Не гонитесь за низкой ценой — все дешевое хорошим бывает редко.
4. Если строительная компания, приглашенная вами для ремонта квартиры или для строительства дома, использует при работе свои стройматериалы и изделия, проконсультируйтесь со сведущими в строительстве людьми по поводу их качества и возможной контрафактности.

Фирмам — владельцам товарных знаков стройматериалов и изделий можно порекомендовать следующее:
1. Наносить на свою продукцию и на ее упаковку трудно подделываемые защитные этикетки с индивидуальными номерами, рельефными изображениями, микротекстом, голограммами. Тем более, что сейчас на смену допотопным голограммам-"стикам" приходят голограммы нового поколения, имеющие "секретную" надпись или изображение, которые можно увидеть только с помощью портативного прибора.
2. Привлекать к сотрудничеству независимых строительных экспертов, заключая с ними соглашения на право совершать необходимые процессуальные действия по правовой охране товарных знаков.

Контрафактные стройматериалы, инструменты и изделия, как и все подделки, как правило, имеют множество явных и скрытых недостатков, могущих нанести вред имуществу, здоровью и даже жизни потребителей. В качестве самых распространенных из них можно назвать:
— несоответствие качества контрафактных стройматериалов и изделий требованиям стандартов, установленных для данного вида продукции;
— несоответствие качества строительных работ, выполненных с использованием контрафактных стройматериалов и изделий, требованиям СНиП;
— отсутствие гарантий на эти материалы и изделия со стороны фирм — владельцев товарных знаков;
— короткие сроки пригодности при их хранении;
— ненадежность при эксплуатации готовой строительной продукции (зданий и т.д.), построенной с их использованием;
— опасность выделения веществ, вредных для здоровья;
— опасность получения производственных травм при выполнении строительных работ с использованием контрафактных стройматериалов и изделий.

В заключение надо отметить, что нелегальное распространение контрафактных товаров наносит вред не только потребителям, получающим вместо качественных товаров низкопробные фальсификаты, но и фирмам — владельцам товарных знаков, которые фальсификаторы помещают на свою "продукцию". Действиями фальсификаторов таким фирмам, во-первых, наносится материальный вред, поскольку ощутимо снижается объем продаж легальной продукции, выпускаемой фирмой — законным владельцем товарного знака, и, во-вторых, вред моральный, поскольку страдает деловая репутация добросовестных производителей.

Подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2004 год в рубрике материалы и технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость