Бассейны как средство производства

Все больше украинских бизнесменов инвестируют в бассейны как в средство производства. Состоятельные украинцы хотят не только плавать, но и зарабатывать с помощью общественных бассейнов.
Однако получить достоверные сведения об эксплуатируемых в Украине бассейнах сложно ввиду отсутствия полной информации.

К тому же, например, бассейны в стране строят не только профессиональные фирмы, но и сами граждане — хозяйственным способом. По некоторым оценкам, в стране эксплуатируется 20-30 тысяч таких частных бассейнов. В крупнейших же европейских странах — Италии, Франции, Германии, Испании и Великобритании — ежегодно продается до 25 тысяч гидротехнических сооружений, а количество действующих бассейнов в каждой из этих стран исчисляется сотнями тысяч. Всего в Европе эксплуатируется около 2,5 млн подобных сооружений, в США — около 6 млн. В Украине, по оценкам европейских экспертов, ежегодно продается 2-3 тысячи бассейнов всех видов.

Тем не менее, операторы утверждают, что потенциал украинского рынка велик: примерно 3-5% граждан Украины (150-200 тысяч человек) вполне могут приобрести переносное или стационарное аквасооружение (стоимостью 1,5-20 тысяч долларов и больше). Следовательно, в ближайшие 5-10 лет в стране можно будет продавать 10-15 тысяч бассейнов ежегодно, увеличивая объемы продаж на 25-30% в год.

Препятствует развитию этой отрасли слабая производственная база (оборудование для бассейнов). Пока отечественные производители могут представить только фильтры механической очистки и установки обеззараживания воды. Кроме того, в Днепропетровске под маркой ТМ "Посейдон" производят бассейны из пластика (кокполиэстра). В начале 2004 года в Киеве построен завод по производству стекловолоконных бассейнов. Ориентировочная стоимость "аквариума" — $18 тыс., габаритные размеры — 13,1х4,9х2,5 м, что приблизительно равно стоимости бетонного бассейна аналогичных размеров.

В последние несколько лет украинский рынок бассейнов начинает структурироваться по образцу западных: производитель — импортер — продавец — строитель. Ранее по этой схеме украинские операторы почти не работали. Среди наиболее заметных на рынке — киевские фирмы "АТМ-Инвест", "БНВ", "ДМБ", "Оазе-Бао", "Всеслав-К", "Декор-СВ" и др., "Гидромонтаж" (г. Одесса), "Акваполис", "Интерстиль" (г. Симферополь), "Ситистрой" (г. Днепропетровск). Наиболее активно рынок бассейнов развивается в Киеве (частные бассейны) и в Крыму (частные и общественные бассейны). Активизировалось строительство аквапарков. В начале мая этого года сдан аквапарк "Миндальная роща" в Алуште, ведется строительство в Севастополе.

По оценке специалистов, наиболее привлекателен для строительства общественных бассейнов Крым. Похоже, владельцы частных гостиниц и пансионатов поняли: наличие бассейна повышает рыночную стоимость их заведений, позволяет привлечь большее количество состоятельных отдыхающих, разнообразить отдых людей и продлить курортный сезон. Конкуренция ужесточается. В последние годы поставщики изменили принципы формирования ассортимента и ценообразования. Раньше бассейновые фирмы ориентировались в основном на состоятельных клиентов и моду, которую диктовали архитекторы.

Это приводило к тому, что компании навязывали клиентам дорогое оборудование и отделочные материалы — продавцам бассейнов это было выгодно. Но в связи с увеличением количества компаний и существенным расширением ассортимента сейчас у клиента появилась возможность сравнивать изделия по цене, качеству и внешнему виду. Продавцы отмечают, что даже весьма состоятельные клиенты часто делают выбор в пользу недорогого товара.

Сборно-щитовые бассейны и бассейны из стекловолокна или пластика пока менее популярны у украинского потребителя, чем бетонные, облицованные керамической плиткой или мозаикой. Последние обеспечивают около 80% продаж в стране. Зато во Франции, например, на виниловые бассейны приходится около 70% продаж, в Великобритании — 50%, в Германии — 52%.

Основные трудности, с которыми сталкивается большинство бассейновых фирм, — это ярко выраженная сезонность продаж и менталитет украинского заказчика. Надо сказать, что бетонные гидросооружения заметно выигрывают благодаря разнообразию форм чаш. Да и ассортимент сборно-щитовых бассейнов сегодня уже насчитывает десятки всевозможных форм и размеров. При этом они на 15-20% дешевле бетонных. Производители бассейнов из стекловолокна и пластика считают, что их продукция рано или поздно будет востребована, особенно в Крыму, где важны сроки строительства. Хотя прогноз скромный: в ближайшие год-два пластиковые и стекловолоконные бассейны обеспечат в Украине не более 10% продаж.
После трагических событий в российском "Трансваальпарке" ужесточились требования к качеству всех видов работ при устройстве гидротехнических сооружений.

Вячеслав ГИЛЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2004 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость