Международная конференция TCR-2004: ученые не только видят проблемы, они предлагают решения

25-26 октября в Белорусском национальном техническом университете (БНТУ) состоялась Международная научная конференция "Технология строительства и реконструкции: проблемы и решения" (TCR-2004). Как уже сообщалось, эта отнюдь не рядовая встреча известных ученых и специалистов из разных стран была посвящена 70-летию кафедры "Технология строительного производства" (ТСП) БНТУ и 85-летию этого флагмана отечественной высшей школы.

На фото:В президиуме TCR-2004. Слева направо: декан строительного факультета БНТУ Николай Голубев (редакция приносит свои извинения Николаю Михайловичу за то, что в предыдущем номере газеты было неправильно написано его имя), Вячеслав Коньков, Владимир Соломахо, Петр Пойта, Тимофей Пецольд.

Открывая конференцию, первый проректор БНТУ Владимир Соломахо поздравил кафедру ТСП с юбилеем, подчеркнув, что она относится к числу тех знаковых подразделений, которые цементируют университет. Причем в последнее время особенно заметно развивается ее научная деятельность. Так, кафедра является лидером в деле реализации государственных программ фундаментальных исследований в области строительства и архитектуры. Важно, что она поддерживает не только очень тесные творческие и человеческие контакты с другими подразделениями БНТУ и вузами Беларуси, но и весьма активно занимается налаживанием и упрочением взаимовыгодных международных связей. Присутствие на TCR-2004 гостей из-за рубежа убедительно это подтверждает.
Проникновенно о родной кафедре, на которой работает уже более 48 лет, рассказал старейшина белорусской высшей школы профессор Эльмар Овчинников. "В составе БПИ-БГПА-БНТУ всегда был строительный факультет, в составе строительного факультета всегда была и будет кафедра технологии строительного производства", — заявил профессор. Особенно сильно на росте кафедры отразился период, когда начиная с 1969 года ее возглавил Сергей Атаев. Профессиональный уровень этого крупного инженера, ученого и педагога лучше всего характеризует тот факт, что решением Международной инженерной академии ему было присвоено почетное звание "Выдающийся инженер XX века".

Председатель научного и организационного комитета TCR-2004, заведующий кафедрой ТСП, профессор Сергей Леонович представил гостей из-за рубежа и из Беларуси. В Минск приехали: директор Института строительных материалов, строительной физики и пожарной безопасности Венского технического университета (Австрия), доктор Ульрих Шнайдер и директор инженерного бюро этого института, доктор Лоренц Вернер; профессор Гжегож Вечорек (Польша); профессор Константин Пирадов (НИИЖБ, Москва); заместитель директора НИИ строительных конструкций Василий Тарасюк (Киев); ректор Брестского государственного технического университета Петр Пойта и многие другие. Сергей Леонович также объявил, что специально подготовленные к TCR-2004 96 докладов на русском и 24 доклада на английском, немецком, польском и чешском языках будут опубликованы. Еще об одном знаменательном моменте. Участники TCR-2004 тепло поздравили с 70-летием известнейшего белорусского ученого и инженера, заведующего кафедрой "Железобетонные и каменные конструкции" БНТУ, профессора Тимофея Пецольда. От ректората БНТУ его официально поздравил проректор Владимир Зверев, работавший деканом строительного факультета в 1997-2000 годах. А юбиляр, кроме прочего, сказал примерно следующее: "Сегодня так много интересного и нового, иногда даже совершенно нового для нас! Бывая в Германии и других странах, видишь: технологические вопросы решаются там на высочайшем уровне. Сегодня конструкции неразрывно связаны с технологией. Во многих случаях мы не можем запроектировать конструкцию, не зная технологии ее возведения. Столкнувшись со строительством уникальных объектов, присутствуя на больших планерках, заседании президиума Совмина, вижу большущие недостатки в области технологии строительного производства. Здесь у нас какой-то разрыв произошел. Поэтому желаю кафедре ТСП крепко стоять на ногах, крепко готовить кадры, а ее энергичному заведующему действовать в прежнем духе".
Далее приводим изложение фрагментов нескольких выступлений участников TCR-2004, а также ряда вопросов и ответов. Приоритет отдан представителям Минстройархитектуры, БГТУ и БНТУ, поскольку они затронули значимые темы, которыми интересуются не только специалисты узкого профиля.

Начальник Главного управления строительной науки и нормативов Министерства архитектуры и строительства Беларуси Вячеслав КОНЬКОВ (В.К.), который был аспирантом кафедры ТСП и под руководством Сергея Атаева защитил кандидатскую диссертацию:
— Одна из основных функций министерства — осуществление единой технической политики в строительном комплексе страны. Формируется эта политика в соответствии с приоритетами, определенными главой государства и правительством. Они следующие: жилищное строительство, ресурсо- и энергосбережение (на этой основе снижение стоимости строительства в целях повышения конкурентоспособности отечественных производителей), а также импортозамещение. Исходя из этих приоритетов формируется портфель заказов на выполнение научно-исследовательских работ, причем на базе систематического анализа имеющихся в строительной отрасли проблемных вопросов, сдерживающих эффективную реализацию вышеуказанных приоритетов. Из этих вопросов выделяются наиболее актуальные как на данный момент, так и в средне- и долгосрочной перспективе. На заседании экспертного совета научно-технического совета министерства вырабатываются предложения по включению той или иной программы в план НИОКР, который затем утверждается министром. После этого в СМИ объявляется тендер на выполнение каждого вида работ. По его итогам определяются исполнители, с которыми заключаются договора. Внедрение выполненных научно-исследовательских работ положительно сказалось на деятельности строительной отрасли. Экономический эффект от внедрения научно-технических разработок отечественных ученых в 2003 году составил 7 рублей на 1 рубль затрат на науку. Причем эти положительные тенденции в текущем году не только сохраняются, но и усиливаются. Следует отметить, что существенный вклад в проведение научных исследований по наиболее актуальным вопросам строительства вносят ученые строительного факультета БНТУ и, в частности, кафедра ТСП. Министерство надеется на еще более значительное использование научного потенциала кафедры для решения масштабных задач, стоящих перед строительной отраслью.

Вопрос:Министерством выпущено дополнение к нормам "Нагрузки и воздействия", согласно которому снеговая нагрузка увеличена в 2 раза. Кто и на основании чего это определил? Десятки лет эксплуатируются легкие покрытия, а сегодня, значит, ни профнастил, ни легкие деревянные конструкции по снеговой нагрузке не проходят. Что делать?
В.К.:Это не было темой сегодняшнего доклада. Она весьма серьезна, чтобы решать ее с лету. Дополнение — результат работы и ведущих НИИ, и находящихся здесь сотрудников строительного факультета БНТУ.

Вопрос:Темпы и качество строительства в Беларуси выше, чем в Европе, или ниже? И почему?
В.К.:Темпы строительства по сравнению с Европой — это такое же обобщение, как средняя температура по больнице. Смотря с какой страной сравнивать. В целом мы выше среднего уровня по Восточной Европе. И превосходим, например, Россию и Украину. Казахстан немного впереди нас. Но там огромные миллиардные вливания, и поэтому с ними пока трудно соревноваться. Что касается Западной Европы, там что хотели, построили и сейчас строят уникальные здания и сооружения. По темпам строительства мы эту часть Европы не обгоняем.

Вопрос:А качество — выше, ниже?
В.К.:Здесь мы тоже на уровне восточноевропейских стран. Если вы пройдетесь по нашим строящимся объектам, сможете в этом убедиться.

Владимир Соломахо (реплика):
— Качество — вопрос совершенно объективный. Он связан с тем, какие требования рынок предъявляет к качеству, в том числе к строительному. Вот мы в таком зале находимся, потому что есть определенный комплекс требований к подобным залам. И это приличное помещение. К сожалению, у нас есть менее приличные помещения. Например, здесь, говорят, "напряженка" с туалетами. К качеству надо подходить исходя их того, способны ли мы его обеспечивать, насколько мы технически к этому готовы. Вот проблема, которая должна обсуждаться и обсуждаться. Но, думаю, проблема качества, в принципе, в ближайшее время может быть решена, т.к. современные технологии существуют и развиваются.

Заведующий кафедрой "Технология бетона и строительные материалы" БГТУ, профессор Виктор ТУР (В.Т.):
— Сначала отвечу на ранее заданный вопрос. Строить небоскребы мы не будем. Сегодня существует, к примеру, директива ЕС (№89-2004), определяющая, можно или нельзя возводить высотные здания. В данном случае надо исходить из концепции надежности и той ее части, которая использована в новых нормах проектирования. Всем известно понятие "степень ответственности здания или сооружения". Как определяют соответствующие списки объектов? В основном, волевым порядком. Но, оказывается, все достаточно обосновано в Еврокоде-1. На вопрос, строить высотку или нет, отвечает так называемый индекс стоимости, учитывающий затраты на возведение и обеспечение безопасности здания, а также стоимость прямого ущерба, который произойдет при его непредвиденном разрушении. Если этот индекс больше 10, строить здание не имеет смысла. А последний небоскреб в Европе — Millennium Tower в Вене (высота 202 м, 51 этаж — Д.Ж.).

О концепции надежности или, иначе, безопасности. В техническом словаре найдем примерно следующее: теория надежности объясняет, как из заведомо ненадежных элементов создавать надежные системы. Если отключится компьютер, это, скорее всего, не нанесет вреда. Но если придет в предельное состояние плита перекрытия, это уже угроза безопасности и жизни людей. Считаю, мы должны говорить об элементах именно безопасности. Здесь уже показали длинный видеоряд повреждений наших строительных объектов. Поэтому сразу перейду к интересной таблице, показывающей некоторые риски, которым подвергается современный человек. Несмотря на то, что обрушение строительных конструкций находится в таблице на последнем месте (на первом альпинизм), оно имеет достаточно высокий показатель риска. Кстати, строительно-монтажные работы по риску занимают 4-е место. Все это приводит к определенной системе оценок безопасности. А они связаны с совершенно новыми подходами к разработке методов расчета конструкций. В новых нормативных документах (в данном случае речь о нормах проектирования железобетонных конструкций) реализованы элементы современной концепции надежности. В целом на сегодня есть 12 версий вероятностных норм расчета конструкций. Тем не менее, мы сейчас оперируем полувероятностным методом, когда, учитывая статистическую изменчивость свойств материалов и величин нагрузок, сводим все к некоторой детерминистической системе неравенств. Это так называемые подходы первого, наиболее низкого, уровня теории надежности. На этом уровне изменчивостью обладают только элементы, входящие в расчетные модели. А когда мы переходим к расчету, то вообще сводим все к равенству. Программирование коэффициентов безопасности метода предельных состояний связано с индексами надежности, которые, в свою очередь, связаны с вероятностью отказов.

Новое теперь то, что поменялось программирование значений индексов надежности. Теперь совершается плавный переход к трем классам надежности. И в соответствии с индексами надежности выполняется калибровка коэффициентов безопасности. Их внесенные в нормы и по нагрузкам, и по характеристикам материалов значения — это не цифры, взятые с потолка! Причем они являются и элементом управления качеством, и элементом гармонизации наших и европейских нормативных требований. Благодаря новым подходам есть надежда, что мы будем выпускать не только надежные, но и долговечные конструкции. Хотел бы также обратить особое внимание на то, что в республике необходимо создавать отдельную научную школу, которая занималась бы проблемами надежности. Ведь к 2015 году Европа перейдет на полностью вероятностные нормы расчета конструкций.

Вопрос:Какие факторы превалируют в освещенной вами концепции, по сути, управления надежностью? Как министерству управлять надежностью?
В.Т.:Систему управления надежностью придумывать не нужно. Это четко определено. Управление надежностью, или, по-новому, менеджмент надежности, сводится к трем позициям. Первая: для определенного объекта назначается класс надежности. Вторая: назначается срок эксплуатации объекта. Третья: обеспечивается система контроля качества при его проектировании, возведении и эксплуатации.

Фото СФ БНТУ выбраны и подготовлены к публикации автором

Окончание следует


Дмитрий ЖУКОВ, канд. техн. наук.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2004 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость