В Минске прошел семинар по подготовке кадров для строительной отрасли

По мнению одних участников состоявшегося 12-13 октября 2004 г. в Минске международного научно-технического семинара "Европейский опыт и отечественная практика подготовки, повышения квалификации и аттестации персонала строительной отрасли", событие такого масштаба состоялось в Беларуси впервые за последние как минимум 10 лет. По мнению ряда других, подобное мероприятие было проведено вообще впервые в истории страны и ее строительной отрасли.

Дело в том, что современные условия, в которых функционирует стройкомплекс Беларуси, предъявляют к квалификации персонала дополнительные требования. Они вытекают из необходимости решения новых задач, связанных с внедрением новых наукоемких технологий, созданием конкурентоспособной строительной продукции, совершенствованием рыночных отношений, укреплением на рынке позиций производителей строительной продукции. С сообщениями на семинаре выступили представители органов госуправления стройиндустрии, руководители центров подготовки, повышения квалификации и аттестации персонала стройотрасли, руководители строительных компаний Беларуси, Германии, России.

Небезынтересным представляется доклад директора Учебного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительной отрасли города Вальдорф (Германия) Клауса Шмидта "Дуальная система профессионального образования в Германии". Словосочетание "Сделано в Германии" долгое время считалось показателем качества немецких продуктов, отметил г-н Шмидт. Это был синоним силы немецкой экономики и возможностей немецких специалистов. Если даже со временем изменились продукты и их производители, есть и остаются хорошо образованные специалисты, от возможностей и активности которых напрямую зависит стабильность предприятия. Поэтому предприятия делают ставку на высококвалифицированных сотрудников, их профессионализм и компетентность. Работа предприятия по подготовке специалиста начинается с подачи им заявления на работу и находит свое продолжение в виде производственного обучения, связанного с теоретической подготовкой в профессиональных учебных заведениях. При этом имеются два партнера. Это предприятие как частное учебное заведение для прохождения практики и профессиональное учебное заведение как государственное учреждение для получения теоретической подготовки. В этом и заключается заявленный в названии доклада дуализм. Благодаря данному разделению при обучении дуальная система и является столь эффективной. При этом предприятия в рамках практического обучения персонала поддерживаются независимыми учебными центрами.

Не менее интересен и доклад "Проблемы и перспективы организации подготовки и переподготовки рабочих кадров для строительного комплекса Беларуси". Его сделал первый проректор Республиканского института профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент Эдуард Калицкий. Прежде всего необходимо определиться с количественной оценкой потребности в кадрах с учетом перспектив развития отрасли и регионов, подчеркнул г-н Калицкий. При этом особое значение имеет проведение мониторинга обеспечения отрасли специалистами с высшим, средним специальным и профессионально-техническим образованием для определения соотношения их профессиональной подготовки. Одним из ключевых элементов обеспечения строительства кадрами требуемого уровня квалификации становится разработка образовательных стандартов на основе новых квалификационных требований. Для предотвращения расхождения с требованиями работодателя к молодому специалисту важно участие в создании названных стандартов представителей производства, что будет способствовать адаптации учебных планов и программ к условиям рынка труда.

Повышению качества подготовки и переподготовки, а также требуемого количественного и квалификационного обеспечения строительных предприятий рабочими кадрами способствует принятие следующих мер. Это заключение прямых договоров с учебными заведениями на подготовку специалистов, организация совместной работы учебных заведений и строительных организаций по переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, организация стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения в ведущих строительных организациях. В свою очередь, ведется работа по перестройке деятельности самих учреждений образования по новым принципам. Что это за принципы? Речь идет о развитии новых видов образовательных услуг, поиске новых форм их реализации, методов и технологий обучения, реализации принципа тотального управления качеством профессионального образования, использовании для управления качеством образования международных стандартов серии ISO 9000, диверсификации профессиональной подготовки на основе расширения и вариативности получаемых единичных квалификаций в рамках учебной специальности, соединении различных уровней образования в рамках интегрированных образовательных программ, а также об открытости к использованию лучшего зарубежного опыта подготовки квалифицированных специалистов.

Результат анализа тенденций развития квалификационных требований к рабочим строительной отрасли наталкивает на вывод: при высоком уровне практической подготовки все больше строительных профессий требует усиления фундаментальности общеотраслевой теоретической подготовки. Многие профессии уже сейчас для получения высокого тарифного разряда требуют среднего специального образования. Поэтому целесообразно уже при получении более низкого разряда предусматривать получение среднего специального образования с тем, чтобы обеспечить теоретический фундамент для получения более высокого разряда по мере приобретения квалифицированным рабочим трудового опыта на производстве. Для решения проблем профессионального образования назрела необходимость координации деятельности значительного количества министерств и других республиканских органов государственного управления. Такую функцию могло бы выполнять возобновление деятельности Межведомственного совета по вопросам профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи, в структуре которого работали бы отраслевые квалификационные комитеты. Их основные задачи могли бы сводиться к следующим направлениям. Это утверждение отраслевых профессиональных стандартов, определение порядка и регламента присвоения квалификации и согласование образовательных стандартов и типовой учебно-программной документации, а также согласование стратегии развития профессионального образования и его планирования в отраслевом разрезе.

А вот сообщение выступившего несколько ранее проректора по учебной работе Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКК России (Москва), кандидата технических наук, доцента Павла Жбанова "Организационная структура, методы и формы повышения квалификации и квалификационной аттестации руководящих и инженерно-технических работников строительства России", как видно из названия сообщения, касалось подготовки и переподготовки командиров строительного производства. Учитывая неоднозначность трактовок повышения квалификации и квалификационной аттестации, г-н Жбанов в самом начале определился с содержательной стороной этих двух элементов. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, записано в постановлении правительства России от 26 июня 1995 г. №610, которым оно утвердило Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования специалистов. Что же касается аттестации, то, как гласит Большой юридический энциклопедический словарь, это определение, установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности, месту, на которое он претендует. Сегодня в России в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации (постановление Госкомнауки и Госкомтруда №470/267) "при аттестации определяются деловые качества работников и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности". При этом прецеденты процедуры квалификационной аттестации уже существуют в российской практике не только в строительстве.

Немало весьма интересной конкретики предложил участникам семинара директор УП "Белстройлицензия" Анатолий Козловский, рассказавший о первом опыте профессиональной аттестации руководителей и специалистов стройкомплекса Беларуси. Так, приказом Минстройархитектуры Беларуси от 27 июня 2003 г. №124 органом аттестации руководителей и специалистов в области строительства определено УП "Белстройлицензия", в котором создано структурное подразделение "Республиканский центр аттестации руководителей и специалистов в области строительства", выполняющее обязанности по обеспечению процедуры аттестации. Этим же приказом создан Республиканский совет аттестации руководителей и специалистов в области строительства, которому поручено утверждение методических документов, связанных с аттестацией, а также определение категорий руководителей и специалистов, подлежащих аттестации, и сроков их аттестации. Данным советом принято решение вводить аттестацию поэтапно и начать ее со следующих категорий должностей, оказывающих влияние на качество и безопасность строительной продукции. Это специалисты государственного строительного надзора, в проектных организациях — главный инженер и главный архитектор проектов, в строительных организациях — главный инженер строительного управления и приравненных к ним организаций независимо от форм собственности, а также прораб и мастер. Что же касается представителей заказчика, то это руководитель службы заказчика (директор строящегося предприятия, начальник ОКС, руководитель инженерной организации), а также инженер по техническому надзору. Кроме того, для аттестации должностей "мастер", "прораб", "главный инженер", "инженер по техническому надзору" предусмотрена специализация по направлениям (например, общестроительные работы, водоснабжение и канализация, электроснабжение, дорожное строительство). Все выступившие как по программе, так и в прениях были солидарны в одном: мы постоянно на самом высоком уровне обсуждаем возможности все более усложняющихся строительных и иных машин. А ведь человек, которому пока что приходится ими управлять, устроен сложнее самой сложной машины. Вот почему нужно чаще обсуждать аспекты и перспективы развития профессиональной личности.

Семинар был организован и проведен Минстройархитектуры Беларуси, УП "НИПТИС" и Международным информационным центром новых технологий в строительстве Минстройархитектуры Беларуси.
Подробности читайте в следующих номерах СиН.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2004 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость