«ФинБилд-2004»: праздник прогресса строительной мысли

В Финляндии завершила свою работу Международная выставка строительной техники и оборудования "ФинБилд-2004". Для ознакомления с новейшими технологиями в этой сфере в Хельсинки побывала группа белорусских дорожников и строителей.

Строительная Мекка

Международная выставка строительной техники и оборудования "ФинБилд-2004", которую посетила наша группа, проходила в выставочном центре финской столицы. Это крупнейшая выставка в данной области, организуемая раз в два года. На площади более 20 тыс. м2 демонстрировалась продукция около 600 компаний из более чем 30 стран мира. В целом здесь был представлен весь процесс строительства — от фундамента до внутренней отделки, от пола до потолка. Основными тематическими разделами "ФинБилд 04" были реконструкция и ремонтные работы в строительстве, утепление зданий, современные строительные материалы, машины и механизмы, оборудование для возведения фундаментов, несущих и фасадных конструкций, внутренняя отделка, краски и штукатурки, мебель, средства телекоммуникации и многое другое.

Что интересно, открытие выставки было напрочь лишено присущей нам официальной части с перерезанием ленточки и приветственными речами. В огромном холле экспоцентра перед входом в павильоны стоял один-единственный охранник возле миниатюрного столбика. Когда часы показали ровно 10.00 (время открытия), охранник попросту убрал этот столбик, и выставка открылась. Естественно, внимание белорусских дорожников было приковано в первую очередь к стендам своих иностранных коллег. Так, достаточно большая экспозиция была у компании "Лемминкайнен" — крупнейшей строительной фирмы Суоми, ведущей свою историю с 1910 года. Начав с производства битума, "Лемминкайнен" превратился в промышленного гиганта и сегодня предлагает целый комплекс услуг: от изготовления строительных материалов до выполнения работ по строительству практически любых объектов: заводов, зданий, дорог, мостов, туннелей, аэропортов, стадионов и т.д. А с 70-х гг. компания успешно вышла на международный рынок. С тех пор "Лемминкайнен" работает не только в Финляндии, но и в Восточной и Западной Европе, СНГ, Африке, Азии и на Ближнем Востоке — всего в около 40 странах мира. Дорожное строительство и укладка асфальта являются одним из основных направлений деятельности "Лемминкайнена". Всего в дорожном подразделении "Лемминкайнена" трудится около 1700 человек, оно сертифицировано по ИСО 9001. В арсенале компании более 90 асфальтобетонных заводов и свыше 400 асфальтоукладчиков, а годовое производство асфальтобетона превышает 4 млн тонн. Здесь активно используют такие методы ремонта и строительства, которые основаны на переработке старого асфальтобетона, что минимизирует отрицательное воздействие на окружающую среду и снижает затраты ("Новачип", "Новафлекс", "Ремиксер"). В качестве крупнейшего финского дорожного подрядчика "Лемминкайнен" сыграл большую роль в развитии сети дорог Суоми — компания участвовала в строительстве всех главных шоссе страны. У "Лемминкайнена" есть и собственная крупная научно-исследовательская лаборатория, которая занимается подбором составов асфальтобетонов, улучшением их характеристик по износостойкости, влагостойкости, долговечности, шероховатости, аквапланированию и т.д. На предприятии выпускают и укладывают не только различного рода асфальты (в том числе и цветные), но и полиуретановые покрытия для стадионов, мастики для мостов, термопластики и т.д. Как дорожный подрядчик "Лемминкайнен" активно работает на зарубежном рынке. К примеру, финны участвовали в строительстве Московской кольцевой автодороги, а также реконструкции российской дороги М-10 в районе Санкт-Петербурга. На экспорт здесь идет практически половина продукции и услуг.

Кроме "Лемминкайнена", на выставке было немало производителей специального оборудования для строительства, ремонта и содержания дорог. Так, довольно широко были представлены различного рода дробильные машины и механизмы, что обусловлено местными особенностями — скалистой финской землей. В их числе была, к примеру, мобильная компактная дробилка фирмы Rubble Master (в дословном переводе — "щебеночный мастер") производительностью до 80 тонн в час и умещающаяся на платформе специального трехосного грузовика. Дробилка, монтаж которой производится всего за 10 минут, перерабатывает асфальт, скалистые породы и щебень с фракцией до 500 мм в кубовидный материал с фракцией от 0-30 до 0-70 мм, что является, как заявили представители фирмы, идеалом для уплотнения. По их заверениям, "Щебеночный мастер" дает неплохой экономический эффект за счет низкой стоимости и невысоких эксплуатационных расходов. Кроме того, он соответствует строгим экологическим нормам благодаря низкому уровню шума и эмиссии вредных веществ.
Довольно необычно выглядела и конструкция компактного транспортера фирмы Miniveyor — ленты для подачи материала в труднодоступных местах. Такой транспортер длиной около 40 м в собранном виде умещается в кузов микроавтобуса и монтируется всего за 15 минут. В большом количестве на выставке присутствовала разнообразная техника фирм Merlo, Kubota, Avant: экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, уборочные машины. Среди этих механизмов довольно массово демонстрировалась многофункциональная техника. К примеру, экскаватор фирмы Mecalac при помощи навесного оборудования может быть еще и погрузчиком, и краном, а также чистить дорогу, дробить камень и т.д. Немало было выставлено и мини-техники, способной работать в ограниченном пространстве — к слову, на узких улочках Хельсинки мы воочию наблюдали ее в работе.

Кроме того, многофункциональная мини-техника неплохо востребована финнами и в фермерском хозяйстве: к примеру, один и тот же мини-трактор фирмы Avant может выступать не только в качестве снегоуборочной машины, экскаватора, погрузчика, бульдозера, бетономешалки, но даже рубить дрова и стричь газоны! Вообще функциональность оборудования у финнов, как, впрочем, наверно, и у всех европейцев, просматривается во всем. К примеру, проходя мимо одного из стендов, где был представлен разнообразный инструмент, мы заинтересовались необычным прибором, похожим на обыкновенную дрель по своему виду и размерам. Оказалось, что это механизм для связки арматуры проволокой. Принцип его работы достаточно прост, но стоит он около 2500 евро. При такой цене наш человек наверняка связал бы арматуру вручную, однако для финнов важнее автоматизация производства, а отсюда — и более высокая производительность, а также качество.
Помимо всевозможного оборудования и материалов для строительства промышленных, офисных и жилых зданий, не обошлось на "ФинБилд 04" и без такого неотъемлемого для финнов атрибута, как сауна. От павильонов, представляющих самое разное оборудование и аксессуары для этой традиционной финской "забавы", просто рябило в глазах. Любовь жителей Суоми к водным процедурам отразилась также на большом количестве экспонентов, выставляющих на всеобщее обозрение ванны и джакузи. Не менее многообразным на выставке было оборудование для кондиционирования и подогрева, строительный инструмент, изоляционные материалы, спецодежда, кровля, краски. Отмечу, что многие фирмы, участвовавшие в "ФинБилд 04", знакомы и белорусам: это, к примеру, компании Katepal, Isover, Tikkurila, Hitachi и др.

Словом, весь цвет финских и зарубежных строителей и производителей соответствующей продукции пожаловал в Хельсинки на несколько солнечных осенних дней. Отрадно, что нашей группе, в составе которой были специалисты Витебского облдорстроя, "Белдорресурса", "Гомельпромостроя", "Белэлектромонтажа", других строительных предприятий и фирм Беларуси, удалось окунуться в атмосферу этого праздника прогресса человеческой мысли, ощутить себя пусть и маленькой, но частью всемирного сообщества строителей — тех людей, без которых немыслимо экономическое и социальное развитие любого государства.

Статистика и реальность финских дорог

Суоми — все-таки Европа, и дороги здесь, естественно, европейского уровня. Всего в Финляндии насчитывается около 78 тыс. км дорог общего пользования, в числе которых порядка 13 тыс. км магистральных трасс и около 650 км автострад. Протяженность пешеходных и велосипедных дорожек составляет около 4,5 тыс. км. В Суоми очень много мостов и путепроводов — порядка 14 тысяч. 69% грузовых и 93% пассажирских перевозок осуществляется по автодорогам. Финансирование дорожного хозяйства составляет от 700 до 800 млн евро в год.
За дороги в Финляндии, их состояние, комфорт и безопасность движения транспорта, пешеходов и велосипедистов отвечает Национальная дорожная администрация (Finnra), которая входит в состав Министерства транспорта и коммуникаций. Специальные отделы администрации занимаются управлением дорогами, связью с общественностью, планированием, приобретением оборудования и материалов, дорожным движением, информационными и техническими услугами. Эти отделы несут ответственность за разработку своей политики, ее реализацию и развитие. В структуре Finnra есть Центральная администрация, 9 региональных центров и Центр движения, которые отвечают за финансы и эксплуатационные результаты. Что интересно: Finnra обслуживает и развивает сеть дорог в сотрудничестве со смежными отраслями — автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Пользователей дорог в Finnra считают своими клиентами. В качестве органа, управляющего дорогами, дорожная администрация активно участвует в планировании пользования землей и транспортными системами. Здесь полагают, что такое сотрудничество — ключ к тому, чтобы предоставленные клиентам услуги были наилучшими. Кроме того, Finnra оперативно информирует пользователей о дорожных и погодных условиях, пробках, а также предлагает рекомендуемые маршруты движения. Особое внимание финские дорожники уделяют вопросам экологии — нормы здесь достаточно строгие.

Предоставление пользователям дорог информации об условиях дорожного движения и состоянии дорог в Finnra рассматривают как одну из базовых услуг населению. Сейчас на дорогах Суоми расположено множество метеостанций, датчиков учета интенсивности движения, видеокамер и т.д. Информация собирается автоматически и практически в режиме реального времени передается напрямую в дорожные метеорологические центры с помощью мобильных GSM-соединений, GPS-приемников и веб-технологий. Собранные данные впоследствии систематизируются. Благодаря этому водители могут получить наиболее точные сведения о дорожных условиях на конкретных участках дорог. Информация отображается на электронных табло, электронных дорожных знаках, передается по радио и т.д.
Особое внимание в Финляндии уделяется вопросам безопасности дорожного движения. При практически равном количестве транспорта и протяженности дорожной сети в Финляндии и Беларуси количество погибших в авариях в Суоми значительно меньше — около 400 человек ежегодно. Однако и этот показатель финны считают тревожным (в соседней Швеции смертность от дорожных аварий меньше). По мнению специалистов Суоми, помимо лихачества безопасность движения снижают такие факты, как большое количество однополосных автотрасс (дорог с одной полосой движения в каждом направлении), а также обледенелость дорог в зимнее время (к слову, для зимнего содержания вместо солей здесь используют гранитную крошку). Стремясь сократить число дорожных катастроф, правительство страны недавно приняло постановление, ужесточающее ограничения скорости в зимнее время. Теперь на многих участках однополосных автотрасс, интенсивность движения на которых может превышать 3 тыс. автомобилей в сутки, "зимняя" скорость составит 80 км/ч. На остальных междугородних однополосных трассах скорость движения составит 100 км/ч. Принимая это постановление, власти намеревались также ограничить разрешенную скорость для большегрузных автомобилей, однако затем отказались от своего намерения. Причина — подобное ограничение вызвало бы значительное удорожание грузовых перевозок, а также чрезмерное замедление скорости всего автомобильного потока на дорогах страны. Следующей мерой, призванной повысить дорожную безопасность, явится широкое применение фотонаблюдения (раньше этому мешали некоторые юридические нюансы). Уже в этом месяце парламент страны намеревается обсудить проект нового закона, который, как ожидается, вступит в силу в начале следующего года. Размеры денежного взыскания за превышение скорости будут внушительными: от 70 до 115 евро.

После всех этих статистических данных и официальной информации все-таки нельзя не сказать и о своих, пусть и субъективных, впечатлениях о финских дорогах. В Суоми автотрассы действительно в прекрасном состоянии: ухоженность, качество покрытия, разметки (везде термопластик), маршрутного ориентирования, обилие различных электронных знаков и информационных табло сразу бросаются в глаза. Автострады полностью освещены, а вдоль них по всему протяжению установлены специальные заградительные сетки, предотвращающие появление человека либо животного на дороге. Вдоль жилой застройки ставятся шумозащитные экраны. Немало в Суоми и пешеходных, а также велодорожек — напомним: их порядка 4,5 тыс. км. В Финляндии достаточно скалистая местность, и дороги зачастую проходят как бы между скал. Такое большое количество каменного материала не остается бесхозным: он применяется как при строительстве и ремонте дорог, так и при их зимнем содержании. Что интересно, все автомобили обязаны круглогодично двигаться с включенным ближним светом фар, будь то населенный пункт или загородная магистраль.
Полиции на дорогах не видно. Впрочем, это характерно и для городов: здесь в массовом порядке используются системы видеонаблюдения, и в экстренной ситуации на место происшествия буквально за считанные секунды съезжается множество специальных служб: полиция, скорая, пожарные. Забегая вперед, отмечу, что, проезжая уже по Хельсинки, мы стали свидетелями ЧП: на остановке стоял автобус с разбитым стеклом в пассажирском салоне, и к нему с разных концов города неслись с включенными "мигалками" десятка полтора спецавтомобилей. А на одном из оживленных перекрестков был моментально отключен светофор, и полицейский при помощи жестов регулировал движение, дабы оперативные службы быстрее добрались до места.

В районе финской столицы множество развязок в разных уровнях, не похожих на наш клеверный лист, у Хельсинки есть и несколько кольцевых дорог. Тем не менее, в отличие от Питера, где изрядно поплутал наш водитель, мы практически без труда добрались до нашей гостиницы — настолько хорошо здесь организовано маршрутное ориентирование. Движение вблизи Хельсинки достаточно интенсивное: для автобусов отведена специальная полоса, а рядом с магистралью проложены велосипедные и пешеходные дорожки. Что интересно: при съезде с главной дороги с большой интенсивностью движения на второстепенную на последней зачастую организованы кольцевые пересечения в целях обеспечения безопасности. Вблизи столицы Суоми проводится немало дорожных работ, ограждение мест производства которых напоминает то, как это делается в последнее время у нас. Сами работы проводятся достаточно оперативно: чувствуется, что во главу угла ставится создание минимума неудобств для участников дорожного движения. К примеру, на одной из улиц Хельсинки мы наблюдали такую картину: движение перекрывается на пару минут, за которые дорожная техника успевает проделать несколько операций, затем, чтобы не создавался затор, движение открывают, а когда машины проезжают, работы начинаются вновь.

Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость