Казахстан строит свое будущее


За годы, прошедшие после обретения Казахстаном независимости, в широком общественном мнении прочно закрепился его положительный имидж как наиболее политически стабильного и динамично развивающегося государства Центральной Азии. Этому, безусловно, способствует неуклонное проведение демократических реформ, продуманная стратегия внешней политики, масштабные экономические преобразования.

Центр притяжения — Астана

Положительную динамику развития казахской экономики весьма наглядно демонстрирует пример строительной отрасли. Значительным толчком для ее бурного развития стал перенос столицы государства из Алматы в Астану.
Сегодня г. Астана находится на первом месте по освоению инвестиций в Республике Казахстан. Только за 2003 год на развитие столицы и строительство было привлечено около 787 млн долларов США, из них 65% — от иностранных и частных инвесторов.
Большое внимание уделяется жилищному строительству. Это связано, прежде всего, с ежегодным приростом столичного населения, число которого уже превысило 500 тыс. человек. За последний год на строительство объектов столицы было направлено около $96 млн бюджетных средств, или 19% от всех инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал по городу составил около $987 млн. Основными источниками вложения средств инвесторов остаются собственные средства предприятий, организаций и населения. Планируется, что объем инвестиций в строительство административных, офисных зданий, гостиниц в течение текущего года составит более $150-200 млн. Это позволит обеспечить введение в строй около 700 тыс. м2 общественных помещений.

Строительными организациями г. Астаны за прошлый год выполнено строительных работ и услуг на сумму около $60 млн, промышленностью произведено продукции и оказано услуг на сумму около 241 млн. С 1 января 2002 г. в г. Астана действует свободная экономическая зона "Астана — новый город". Левобережная СЭЗ на берегу реки Есиль (Ишим) поделена на 6 участков и занимает площадь 1052,6 га. На сегодняшний день на территории СЭЗ строится более 70 объектов жилых и административных зданий. Это административные здания Президента РК, Мажилиса Парламента РК, Сената РК, министерств иностранных дел, транспорта и коммуникаций. Возводится дипломатический городок, исламский, культурный центр, здание цирка, здание национальной библиотеки и др. В текущем году начато строительство серверного центра для государственных органов, здания Верховного суда, планируется строительство комплексов Главной и Круглой площади административного центра, стадиона на 35 тысяч зрителей, несколько жилых комплексов и объектов социально-бытового и культурного назначения.
На территории СЭЗ для строительных компаний действует особый режим свободной таможенной зоны и льготного налогообложения (нулевая ставка НДС, льготы на имущественный и земельный налоги, а также льготные таможенные пошлины). Подобный режим позволил привлечь большое количество казахстанских и иностранных компаний, желающих осуществлять свою деятельность на левобережье столицы.
СЭЗ "Астана — новый город" будет действовать до 2007 года. За этот период планируется вложить в строительство объектов инвестиции на общую сумму около $1,8 млрд.

Регионы не отстают
Заметно активизировалось жилищное строительство и во многих областях. На его нужды в 2003 году было направлено около $422 млн, вследствие чего заметно стали развиваться такие города, как Атырау, Павлодар, Караганда, Семипалатинск, Петропавловск и др. Так, только в Караганде в 2004 году планируется строительство 49 новых социальных объектов. Одновременно ведутся работы по проектам планировки центральных и жилых районов, микрорайонов в городах Астана, Алматы и других областных центрах. Правительством также рассматривается проект автодорожного коридора на западе Казахстана, включающего три региона: Мангыстаускую, Атыраускую и Западно-Казахстанскую области, в который планируется вложение государственных инвестиций в размере около $45 млн.
В 10 регионах республики объем строительных работ превысил уровень января-апреля 2003 года. При этом значительный рост объемов отмечался в Алматинской (в 3,1 раза), Костанайской (в 2,2 раза), Акмолинской, Атырауской, Мангыстауской (в 1,8 раза), Жамбыльской (в 1,5 раза), Карагандинской (в 1,3 раза) областях.

Жилье — особая тема
Отметим также, что уже начиная с 2005 года произойдет существенное увеличение жилищного строительства. Правительством принято решение о начале реализации программы жилищного строительства в Казахстане с 2005 года.
Жилищный сектор Казахстана перешел на рыночные отношения, и главной целью жилищной политики является создание условий для перехода на приобретение и строительство жилья населением через развитие прогрессивных форм кредитования. Изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования. Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства, где основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики.

По данным регистра жилищного фонда, на 1 января 2004 года общая площадь жилищного фонда Республики Казахстан составляет 243,0 млн м2, в том числе в городах — 144,8 млн м2, в сельской местности — 98,2 млн м2. Однако этот показатель неравномерен по регионам республики. Например, в Костанайской, Карагандинской и Жамбыльской областях имеются пустующие жилые дома, а в Южно-Казахстанской, Алматинской, Атырауской областях и городах Астана и Алматы число граждан, нуждающихся в получении жилища и улучшении жилищных условий, постоянно увеличивается.
На долю многоквартирных жилых домов приходится 62,5% жилого фонда, частный сектор составляет 37,5%. Более 96,8% жилищного фонда Республики Казахстан находится в частной собственности, и 3,2% — в государственной.
При существующей социальной норме обеспеченности жильем одного жителя в размере 18 м2 к концу 2003 года в среднем по стране на одного жителя приходилось 17,0 м2, в том числе в городах — 18,0 м2, в сельской местности — 15,8 м2. На жилищное строительство за 2000-2003 годы было направлено инвестиций в размере около $1 млрд. За указанный период сдано в эксплуатацию 6327,2 тыс. м2 общей площади жилья. В 2000 году на 1000 человек введено в действие 82 м2 жилья, а в 2003 году — 139,4 м2.

Государство перестало быть основным участником в жилищном строительстве. Его доля в общем объеме строительства жилья в 2002 году уменьшилась до 5,6%, в 2003 году этот показатель увеличился до 13,1% за счет строительства жилых домов при ликвидации последствий землетрясения в Жамбыльской области. За счет средств населения введено 69,4% от общей площади сданного в эксплуатацию жилья.
Высокая стоимость жилья является одной из основных причин сдерживания роста массового жилищного строительства. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, средняя фактическая стоимость строительства 1 м2 жилья в городах республики (без индивидуальных жилых домов, построенных населением) за 2000-2003 годы составляет $350-443, за исключением городов Астана и Атырау, где стоимость строительства 1 м2 площади жилых домов превышает среднюю республиканскую на 180 и 118 долларов соответственно. Для снижения стоимости строительства жилья необходим переход к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным решениям.
Существующая практика возложения затрат, связанных с дополнительными нагрузками либо развитием и обустройством магистральных и внутриквартальных инженерных сетей, иных объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры, на застройщиков жилых домов повышает стоимость одного квадратного метра строящегося жилья. В целях реализации Программы государством будут созданы условия для обеспечения граждан жильем посредством строительства недорогого и доступного жилья для среднего класса стоимостью, не превышающей $350 за 1 м2 (далее — доступное жилье). Доступное жилье будет строиться по проектам, согласованным с Министерством индустрии и торговли, и иметь определенные технические и ценовые параметры, в том числе: средняя площадь трехкомнатной квартиры — 80 м2; стоимость 1 м2 — не более $350 в среднем по республике.

Доступное жилье будет строиться за счет государственных средств. При этом выкуп такого жилья населением будет осуществляться преимущественно посредством ипотечного кредитования или за счет кредитов жилищных строительных сберегательных банков в порядке, определенном правительством Республики Казахстан. Данные меры позволят исключить спекуляции с новым недорогим строящимся жильем со стороны риэлторов, которые выкупают жилье еще на стадии строительства для последующей перепродажи. Доступное жилье должно строиться для проживания в нем, а не для спекуляций.
Для обеспечения строительства указанного жилья будут разработаны меры, направленные на снижение стоимости строительства жилья.
Так как программа жилищного строительства является государственной, строительство будет производиться на тендерной основе. Согласно заявлению президента Казахстана, стоимость 1 м2 не должна превышать $350 ($450 долларов в гг. Астане, Алматы, Атырау, Актау), иначе строительная компания не сможет принимать участие в тендере.

Требуются строительные материалы
Строительный бум рождает огромный спрос на строительные материалы как основного использования (цемент, кирпич и т.д.), так и отделочные и кровельные. Современные требования к качеству строительства жилых домов предопределяют применение новых и эффективных строительных материалов, соответствующих мировым стандартам. Казахстан располагает богатыми сырьевыми ресурсами, значительными производственными мощностями, рабочими и инженерными кадрами для обеспечения потребностей экономики в новейших строительных материалах, изделиях и конструкциях. Однако казахстанская промышленность строительных материалов не в полной мере удовлетворяет потребности строительного производства.

В стране отсутствуют предприятия по выпуску стекла, стекловолокон, конструкций из алюминиевых сплавов, композитных и других материалов, заменяющих древесину и металл. Не развито собственное машиностроение, практически нет заводов по производству грузоподъемных машин, подъемно-транспортных механизмов, строительных машин и технологического оборудования. Производство эффективных теплоизоляционных материалов и изделий из них, использование глубокой переработки нефтепродуктов и полимеров находятся только в начальной стадии становления. Наличие территориальных диспропорций в размещении производств, недостаточность инвестиций для развития импортозамещающих и экспортоориентированных производств также являются отраслевыми проблемами. Все это свидетельствует о том, что при существующем уровне технической и технологической оснащенности большинства предприятий организация выпуска соответствующих мировым стандартам отечественных строительных материалов затруднительна.

На сегодняшний день многие строительные материалы импортируются в Казахстан, что связано с отсутствием в республике производства таких материалов, как листовое стекло, теплоизоляционные материалы на основе базальта, а также сантехники из керамики, линолеума, арматуры, стержневой, лифтов пассажирских, кровельных материалов на основе полимеров, фурнитуры для окон и дверей. Объем импорта строительных материалов, изделий и конструкций за 2002 год составил $560 млн, а за 2003 год — около $600 млн. По результатам анализа импорта в Казахстан в основном осуществляется ввоз строительных и отделочных материалов, сантехники, напольных покрытий, стекла, труб, фитингов, электромонтажного оборудования, лифтов и многого другого. Ожидается, что к концу 2005 года Казахстан будет ежегодно импортировать строительных материалов, изделий и конструкций на сумму более $1 млрд. Большое внимание в сфере строительства уделяется качеству строительных и отделочных материалов, строительные компании проявляют большой интерес к новым технологиям и разработкам.

…и рабочие руки
Наибольший удельный вес в республиканском объеме занимают строительные работы, выполненные частными строительными организациями — 78%. Иностранными подрядчиками выполнен 21% от общего объема подрядных работ, государственными — 1%.
Иностранные строительные компании в Казахстане подчиняются тем же правилам и условиям работы, которые обязательны и для местных компаний. Участие в тендерах регламентируется законом "О государственных закупках", который обязателен для всех. Предприятиям и организациям, заинтересованным в деловых связях с казахской стороной, предлагается наладить контакты с фирмой "Астана-Недвижимость" — одной из крупнейших компаний, занимающихся поставками стройматериалов по всему Казахстану. Офис фирмы расположен по адресу: Астана, 473000, пр. Абая, 44; тел.: 8-107-3172-390512; 390513.
Предложения (проекты, условия строительства и др.) для участия в строительстве объектов за бюджетные деньги на тендерной основе следует направлять в Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан по адресу: 473000, Левобережье, ул. Кабанбай батыра, 47, здание Транспорт-Тауэр; тел.: 8-107-3172-299000; факс: 241213.

Подготовила Людмила БУРАЯ по материалам, предоставленным Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 2004 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость