электросварочное оборудование
сварочные инверторы
сварочные полуавтоматы
сварочные трансформаторы
газосварочное оборудование
редукторы
резаки
горелки
 

смета нужна
ВЧЕРА?!?


Сметный отдел компании
МИКРОЛАН
составит смету
в кратчайшие сроки



+375 (25) 936-48-14

Нахождение жилфонда в ведении местных советов есть залог его сохранности


Обеспечение сохранности жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня благоустройства жилых домов является важной государственной задачей.

По данным Минстата Республики Беларусь, на конец 2003 года в республике насчитывалось 219,2 млн кв. метров общей площади жилых домов.
В коммунальной собственности (собственности административно-территориальных единиц) находится 85,2% государственного жилищного фонда (82,9 тыс. домов общей площадью 35,2 млн кв. м), а остальной (15,7 тыс. домов общей площадью 6,1 млн кв. м) числится на балансе предприятий и организаций около 50 различных министерств, комитетов, концернов и других республиканских органов государственного управления.
Самый значительный ведомственный жилищный фонд находится в ведении предприятий Минпрома — 811 домов общей площадью 1322,8 тыс. кв. метров. На балансе организаций Минсельхозпрода числится более 7 тыс. домов (1262,6 тыс. кв. м), Белорусской железной дороги — более 4 тыс. домов (867,7 тыс. кв. м), Минобразования — 189 домов (767,9 тыс. кв. м), Минстройархитектуры — 441 дом (744,5 тыс. кв. м), концерна "Беллегпром" — 306 домов (628,2 тыс. кв. м), Минобороны — 539 домов (511,4 тыс. кв. м), концерна "Белнефтехим" — 189 домов (451,5 тыс. кв. м), Минэнерго — 769 домов (338,5 тыс. кв. м), Минтранса — 484 дома (211,7 тыс. кв. м), Белорусского государственного энергетического концерна — 349 домов (208,3 тыс. кв. м).

Почти 66 тыс. домов общей площадью 16 млн кв метров находится в собственности предприятий и организаций негосударственных юридических лиц.
Сохраняющаяся до настоящего времени ведомственная разобщенность жилищного фонда в значительной степени препятствует эффективному развитию жилищного хозяйства, ведет к нерациональному использованию финансовых и материальных ресурсов и преждевременному износу жилых домов (в целом по республике выбытие жилищного фонда в прошлом году по различным причинам, включая снос по ветхости и аварийности, составило более 1 млн кв. метров). Ведомственное жилье зачастую не обеспечено надлежащей системой технического обслуживания и эксплуатация его ведется не на должном уровне.
В то же время наличие на балансах предприятий и организаций большого количества жилых домов и других объектов непроизводственного назначения требует расходования значительных средств на их содержание, что не позволяет в полной мере финансировать затраты на развитие производства.

При сосредоточении жилищного фонда у местных Советов депутатов становится возможным устранение указанных выше недостатков. При этом возможно создание укрупненных производственно-технических баз и жилищно-эксплуатационных организаций (причем не обязательно только на основе государственной формы собственности), что позволит эффективно использовать материальные и финансовые ресурсы, снижать затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг населению, внедрять новейшие технологии, автоматизацию и диспетчеризацию работы инженерного оборудования жилых домов в масштабе всего города или района.
В целях концентрации жилищного фонда у одного хозяина еще в условиях плановой экономики (в частности, в 1981-1990 годах) министерствам и ведомствам доводились задания и устанавливались сроки передачи ведомственного жилья в ведение местных Советов депутатов. Постановлением Совета Министров БССР от 28.05.1980 г. №212 были утверждены условия передачи ведомственного жилищного фонда, которые в принципе являются и поныне основой для оформления передачи ведомственного жилья с баланса передающей стороны на баланс принимающей стороны.

При этом было определено, что одновременно с передачей жилья, объектов и инженерных сетей коммунального назначения на баланс организаций жилищно-коммунального хозяйства исполкомов местных Советов депутатов передаются:
— организации или их подразделения (участки, бригады), занятые эксплуатацией и ремонтом указанных объектов;
— вся техническая документация, необходимая для нормальной эксплуатации передаваемых объектов;
— производственная база: ремонтно-строительные базы, цехи, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для эксплуатации и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящегося на балансе предприятия или организации к моменту передачи. При их отсутствии или несоответствии действующим нормативам передаются финансовые ресурсы на строительство и расширение баз и мастерских, а также имеющаяся проектная документация на их строительство, расширение и реконструкцию.

Кроме того, было установлено, что на баланс принимающей стороны передаются служебные жилые помещения для проживания работников, занятых обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда. При отсутствии у передающей стороны служебных жилых помещений принимающей стороне должны передаваться в порядке долевого участия в жилищном строительстве соответствующие финансовые ресурсы.
Жилищно-коммунальным организациям местных Советов депутатов должны были также передаваться транспортные средства, землеройная, уборочная техника и прочее оборудование, необходимые для эксплуатации и ремонта передаваемых объектов. При отсутствии у передающей организации отдельных видов техники и оборудования по договоренности сторон возможна замена этих технических средств на другие или передача средств на их приобретение.

Указанная передача жилищного фонда осуществлялась на законодательной основе. В прежнем Жилищном кодексе (действовал до 1 июля 1999 г.) было предусмотрено (ст.6), что дома ведомственного жилищного фонда подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов депутатов.
В условиях перехода к рыночной экономике, резкого изменения структуры жилищного фонда (сейчас 81,2% всего жилищного фонда находится в частной собственности граждан и юридических лиц негосударственной формы собственности) конкретные ежегодные задания по передаче жилья в городской местности в ведение местных исполнительных и распорядительных органов не доводились. Вместе с тем, передача ведомственного жилищного фонда, объектов тепло- и водоснабжения, канализации регулировалась постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.1997 г. №972 и от 03.04.1998 г. №533 по графикам, подготавливаемым в установленном порядке Министерством жилищно-коммунального хозяйства. Так, в 1997-1998 годах поручалось передать в установленном порядке ведомственный жилищный фонд безвозмездно в коммунальную собственность. При этом передаче-приемке не подлежали дома, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, и общежития. Начатые строительством жилые дома передавались в коммунальную собственность после окончания строительства и принятия их в установленном порядке в эксплуатацию. Приемка жилья в коммунальную собственность должна была осуществляться после передачи инженерных сетей и сооружений, обслуживающих этот жилищный фонд и находящихся на балансе передающей стороны, соответствующим специализированным предприятиям и организациям.

В целях улучшения технического содержания жилищного фонда в сельской местности постановлением Правительства от 12.06.1998 г. была одобрена разработанная Минжилкомхозом совместно с облисполкомами и согласованная с Минэкономики, Минфином и Минсельхозпродом Программа приемки в 1998-2000 годах жилищно-коммунальными предприятиями, объединениями и организациями административно-территориальных образований жилищного фонда, объектов тепло- и водоснабжения, водоотведения в сельской местности. Минфину и Минэкономики было поручено начиная с 1999 года ежегодно предусматривать в расчетных показателях к бюджету финансирование данной программы, а облисполкомам — предусматривать в бюджетах областей выделение на выполнение этой программы необходимых финансовых средств.

В настоящее время основными причинами, сдерживающими завершение передачи ведомственного жилья в коммунальную собственность, являются высокая степень износа жилых домов и их неудовлетворительное техническое состояние, а также сложности с передачей ведомственных инженерных сетей, сооруженных более 40-50 лет назад и эксплуатировавшихся без проведения капитальных ремонтов, что в ряде случаев привело к их аварийному состоянию.
В целях активизации этой работы и ускорения передачи ведомственного жилья необходимо решить вопрос о выделении облисполкомам и Минскому горисполкому дополнительных средств на приемку объектов непроизводственного назначения и жилищного фонда и их содержание из республиканского бюджета. В больших объемах на эти цели необходимо направлять и средства целевых сборов на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда.

Требуются определенные уточнения порядка, условий и сроков передачи ведомственного жилья. В частности, в первую очередь должна предусматриваться передача в коммунальную собственность жилых домов и объектов социально-культурного назначения промышленных предприятий, имеющих большое количество таких объектов и сложное финансово-экономическое положение.
Было бы целесообразным также восстановление в новой редакции Жилищного кодекса норм, существовавших в ЖК 1984 года, о передаче ведомственного жилья в ведение местных Советов депутатов и о том, что жилые помещения, освобождающиеся в домах, переданных государственными предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от времени передачи жилого дома), заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий, учреждений, организаций.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов

© Строительство и недвижимость

стройматериалы:
наличники
аренда техники:
арматурные станки в аренду
контейнеровозы в аренду
снегоуборочная техника в аренду в России
электролобзики в аренду в России

полезные ссылки
Станки для резки и рубки стержневой арматуры PEDAX