Для выполнения программы жилищного строительства есть все возможности


Постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2003 г. №1737/29 "О мерах по выполнению заданий на 2004 год по строительству жилых домов" республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому и другим организациям поручалось обеспечить выполнение заданий по вводу в эксплуатацию жилья в первом квартале в объеме не менее 15% и за полугодие — не менее 40% годового объема.

Всего, по данным Минстата, за январь-апрель текущего года в республике введено в действие 987,5 тыс. м2 общей площади жилых домов, или 28,2% к годовому заданию (3500 тыс. м2). В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях сдано в эксплуатацию 356,4 тыс. м2, или 37% от годового объема (960 тыс. м2). Непосредственно в сельскохозяйственных организациях с начала года возведен 1221 дом (квартира), или 12% к расчетному объему.
На первом месте среди регионов по выполнению заданий по вводу в действие жилых домов Брестская и Гродненская области (37% основного годового задания), затем идут Минская область (34%), г. Минск (33%), Витебская область (25%), Могилевская (22%) и Гомельская (21%) области.
Лидерами в жилищном строительстве в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях являются Брестская и Минская области — здесь сдано в эксплуатацию 45% годового объема жилья. Высокие темпы имеют Гродненская (39%) и Витебская (34%) области. Ниже показатели в Могилевской (28%) и Гомельской (21%) областях.

Анализ показывает, что хорошие показатели обеспечены благодаря четкой и слаженной работе заказчиков и подрядных организаций, непрерывному и своевременному финансированию строек. По данным Минфина, облисполкомов и Минского горисполкома, на 1 мая 2004 г. на финансирование жилищного строительства направлено 152,9 млрд рублей бюджетных средств (из запланированного на этот период объема средств субсидии выделены на 97,2%, средства по инвестиционной программе — на 71,3%, на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС — на 79,6%, из местных бюджетов — на 60,2%). За счет средств местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов на строительство жилья направлено 43,9 млрд рублей, или 22% от годового плана. Недовыделение средств по отдельным бюджетным источникам может создать в отдельных регионах республики проблемы с обеспечением непрерывного финансирования жилищного строительства. Допущенное отставание в использовании этих средств должно быть восполнено в кратчайшие сроки.
6 мая 2004 г. на заседании республиканского штаба под председательством заместителя премьер-министра Республики Беларусь Тютюнова А.Д. и председателя правления Национального банка Республики Беларусь Прокоповича П.П. рассмотрены вопросы, связанные с выполнением заданий по строительству жилых домов.

На заседании отмечено, что наряду с выполнением установленных на 1 квартал текущего года заданий по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов как в целом по республике, так и в сельской местности Минстройархитектуры совместно с облисполкомами обеспечено своевременное выполнение поручения главы государства о возведении в сельскохозяйственных организациях опытных образцов экономичных благоустроенных одно-, двух- и трехкомнатных жилых домов усадебного типа с минимальными хозяйственными постройками, водопроводом и автономной канализацией. Эта работа в комплексе с реализацией иных мер по снижению стоимости жилищного строительства на селе позволит осуществить в текущем и последующем годах планомерный переход на строительство в сельскохозяйственных организациях с государственной поддержкой только экономичного благоустроенного жилья и значительно повысить эффективность использования финансовых средств, направляемых на строительство жилья в сельской местности.
Большое внимание при обсуждении хода выполнения программы жилищного строительства уделено вопросам своевременного и полного финансирования строек. Прежде всего это касается полного освоения льготных кредитных ресурсов, предусмотренных для финансирования через АСБ "Беларусбанк" и ОАО "Белагропромбанк" строительства жилых домов, включенных в утвержденные облисполкомами и Минским горисполкомом графики жилищного строительства в 2004 году.

За 4 месяца текущего года по линии АСБ "Беларусбанк" использовано только 85,9 млрд рублей льготных кредитных средств (52% к расчетному объему на этот период) и по линии ОАО "Белагропромбанк" — 40,6 млрд рублей (34%). Поэтому облисполкомам и Минскому горисполкому поручено принять необходимые меры по обеспечению ликвидации допущенного отставания в освоении кредитных ресурсов, предусмотренных на жилищное строительство, в том числе в сельской местности, и принять меры по полному их использованию в дальнейшем в соответствии с утвержденными графиками.
Кредитование жилищного строительства осуществляется в рамках утвержденных Минстройархитектуры (постановление от 07.06.2001 №11) предельных нормативов стоимости жилья, строящегося с государственной поддержкой. Максимальный размер льготного кредита определяется исходя из нормируемого размера общей площади строящегося жилого помещения на одного члена семьи и утверждаемого (с учетом предельных нормативов стоимости жилья) местными исполнительными и распорядительными органами показателя стоимости строительства 1 м2 жилого помещения типовых потребительских качеств.

Вместе с тем, по мнению ряда облисполкомов и Минского горисполкома, эти показатели на сегодняшний день оказались заниженными в связи с введением и применением новых нормативов в проектировании и строительстве жилья. Расчет кредитных сумм по данным показателям приводит к уменьшению кредитуемой части стоимости строительства жилых помещений и увеличению размера собственных средств граждан, направляемых на финансирование строительства жилья. В условиях невысокой платежеспособности значительного количества семей, состоящих на квартирном учете, это вызывает вынужденные отказы граждан строить жилье в собственность, даже и с господдержкой.
Учитывая изложенное предложено Минстройархитектуры с участием облисполкомов и Минского горисполкома проанализировать действующие предельные стоимости 1 м2 общей площади жилых домов, строящихся с государственной поддержкой, и на основе данного анализа откорректировать указанные предельные стоимости и утвердить их в установленном порядке.
Поручено также Минстройархитектуры совместно с Минэкономики, Минфином, АСБ "Беларусбанк", другими заинтересованными и при участии Национального банка рассмотреть вопрос изменения условий льготного кредитования граждан, проживающих в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек и осуществляющих жилищное строительство, в части увеличения максимального размера предоставляемого льготного кредита до 90% от стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств (сейчас для них этот размер установлен в пределах до 75%).

В целях совершенствования системы финансирования строительства на селе и принимая во внимание просьбы ряда хозяйств решено считать целесообразным увеличение при необходимости площади строящихся в сельскохозяйственных организациях жилых домов и хозпостроек к ним (сверх предусмотренной для льготного кредитования) за счет собственных средств этих организаций. Кроме того, поручено Минстройархитектуры совместно с Минским облисполкомом дополнительно рассмотреть вопрос о стоимости строительства жилых домов в сельскохозяйственных организациях, расположенных на подрабатываемых территориях или в зонах влияния горных выработок (данный вопрос весьма актуален, например, для хозяйств, расположенных в Солигорском районе). Предложено также ОАО "Белагропромбанк" предоставлять сельскохозяйственным организациям, центральные усадьбы которых расположены в городской черте, льготные кредитные ресурсы для строительства жилых домов в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек. Минстату поручено обеспечить включение таких домов, а также домов, построенных за счет переоборудования неиспользуемых и незавершенных строительством объектов социально-культурного назначения, в государственную статотчетность по строительству жилья в сельскохозяйственных организациях.

В целом облисполкомам рекомендовано для дальнейшей оптимизации затрат и стоимости строительства, повышения потребительских качеств жилья обеспечить более широкое применение заказчиками-застройщиками договорных (контрактных) цен при строительстве жилых домов в сельскохозяйственных организациях.
На заседании констатировано, что принятые организационные меры позволяют сделать вывод о том, что есть все возможности для безусловного выполнения годовой программы жилищного строительства. Поэтому облисполкомам и Минсельхозпроду поручено обеспечить в первом полугодии 2004 года безусловный ввод в эксплуатацию домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях в объеме не менее 40% от годового задания и в мае 2004 года обеспечить завершение проектирования всех вводимых в эксплуатацию до конца года жилых домов в сельскохозяйственных организациях и не позднее 15 июня 2004 г. приступить к их строительству. Выполнение задания по вводу в эксплуатацию в каждой сельскохозяйственной организации в среднем не менее 5 жилых домов (квартир) по решению штаба облисполкомы, Минсельхозпрод и Минстройархитектуры должны обеспечить не позднее ноября 2004 года.

Наряду с обсуждением хода выполнения программы жилищного строительства текущего года предметом рассмотрения на заседании республиканского штаба стали и вопросы формирования проекта программы жилищного строительства на 2005 год и принятия необходимых подготовительных мер в текущем году для создания всех предпосылок по ее реализации. В этих целях поручено облисполкомам, Минскому горисполкому до 1 июля 2004 г. подготовить и направить в Минстройархитектуры предложения по конкретным объектам, включаемым в графики строительства жилых домов на 2005 год, в том числе для областей — в сельскохозяйственных организациях.
Минстройархитектуры, Минсельхозпроду совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом предложено проанализировать представленные данные и до 15 июля 2004 г. направить в Минэкономики обобщенные предложения для включения в проект программы строительства жилья на 2005 год.

Минэкономики совместно с Минстройархитектуры, Минфином, Минсельхозпродом и при участии облисполкомов, Минского горисполкома должно до 1 августа 2004 г. представить в Совет Министров конкретные предложения в разрезе областей и г. Минска по объемам строительства жилых домов в 2005 году включая строительство в сельскохозяйственных организациях, объемам и источникам его финансирования.
Окончательно программа жилищного строительства на 2005 год будет сформирована и утверждена после отработки и утверждения в установленном порядке прогноза социально-экономического развития и бюджета Республики Беларусь на будущий год. Но уже сейчас перед облисполкомами и соответствующими республиканскими органами государственного управления ставится задача принять меры для создания в IV квартале 2004 года необходимого задела для обеспечения выполнения более напряженных заданий по вводу в эксплуатацию жилых домов в 2005 году включая и жилье для сельскохозяйственных организаций.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 2004 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость