Россия: системный кризис градостроительства

Россия: системный кризис градостроительства

Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что градостроительное планирование территориального (пространственного) развития рассматривается как обязанность правительства и одно из важных направлений его деятельности, обеспечивающее эффективное использование ограниченного национального ресурса — земли/территории.

В России кардинально изменился социально-экономический базис градостроительства, движущие силы урбанизации. Государственные капитальные вложения сменились частными инвестициями, которые подчинены рыночным законам и рассчитаны на получение быстрого коммерческого эффекта.
Государственная собственность на землю и строительную недвижимость включая жилищно-коммунальные комплексы городов в значительной мере перешла в сферу муниципальной и частной собственности.
Интересы частных собственников и корпораций получили приоритет над интересами государственной экономики и политики. Движущей силой процесса урбанизации становится стремление отдельных групп населения к улучшению условий своей жизни и повышению рыночной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего им на правах частной собственности.

За последнее десятилетие обострились серьезные противоречия, складывавшиеся в предыдущий исторический период, которые привели к возникновению сложных проблем:
1. Происходит утрата целостности экономического и социального пространства. Обостряются региональные проблемы расселения, связанные с отставанием развития городов и районов Сибири, Севера и Дальнего Востока от районов Европейской части страны по обеспеченности жильем, инженерной и социальной инфраструктурой, отставанием экономической базы и жилищно-коммунального хозяйства, особенно в малых городских поселениях. Эти территории и города вовлечены сегодня в процессы стихийной стагнации вследствие разрушения или приватизации градообразующих производств.
2. Остро усилилась неравномерность развития городов и поселений вплоть до деградации отдельных систем расселения.
3. В крупнейших, крупных городах новое жилищное строительство и создание новых рабочих мест существенно преобладает над реконструкцией и модернизацией производственных и других объектов, что ведет к нерациональному использованию городской и пригородной территории, удорожанию жилищного строительства, усложнению решения транспортных, инженерно-технических и экологических проблем.
4. Интенсивно точечно застраиваются центральные части городов за счет уплотнения жилой застройки, вызывая тем самым острые социальные противоречия между местными органами исполнительной власти и жителями.
5. Малые города и поселки городского типа существенно отстают от крупных городов по качеству жилья, уровню благоустройства, инженерного оборудования, социального и культурно-бытового обслуживания, медленно развивается их экономическая база, не реализуются предложения по размещению специализированных производств, местной промышленности, объектов отдыха и туризма.
6. Большинство сельских населенных пунктов и сельских районов по-прежнему остаются с неразвитой инфраструктурой, многие поселки и деревни практически вымирают. Падают темпы дорожно-транспортного строительства в сельской местности, не расширяется сеть опорных благоустроенных центров сельскохозяйственного производства и обслуживания сельского населения, в результате чего на значительной территории страны отток населения из сельской местности и сокращение числа сельских населенных пунктов достигли недопустимо высокого уровня.
7. В пригородных зонах крупных городов территории используются нерационально, застраиваются пригородные лесопарковые зоны, рекреационные ландшафты и сельскохозяйственные земли, нарушаются экологические требования к размещению промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отстает строительство транспортных и инженерных коммуникаций.
8. Резко возросла поляризация расселения. В 115 сложившихся агломерациях сосредоточено больше половины населения (в том числе до 70% городского); на эти агломерации приходится до 90% прироста городского населения России; из периферийных, удаленных от крупных центров районов, из малых городов и сел увеличивается миграционный отток населения. Этот процесс усугублялся значительным числом переселенцев из стран СНГ.
9. Градостроительство почти целиком передано в ведение субъектов федерации. Органы местного самоуправления распоряжаются землеотводами, но не аккумулируют ресурсы для развития своих инфраструктур и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивая в лучшем случае лишь их эксплуатацию, занимаясь практически латанием дыр.
10. Государственные органы субъектов федерации и органы местного самоуправления слабо взаимодействуют при решении вопросов градостроительного планирования территорий.
11. Резко сократилась востребованность документации градостроительного планирования городов и территорий.
12. Ресурс градостроительной деятельности, рациональное использование территории, являющейся структурообразующим элементом социально-экономического развития страны, используется крайне неэффективно на всех уровнях управления — федеральном, региональном и местном.
13. На федеральном уровне не разрабатываются стратегические документы градостроительного планирования, генеральная схема расселения РФ и консолидированные схемы градостроительного развития территорий федеральных округов; на региональном уровне крайне незначителен процент наличия схем градостроительного развития субъектов федерации; на местном уровне зачастую разрабатываются лишь отдельные разделы генеральных планов или концепции генеральных планов городов и поселений. Практически полностью отсутствует контроль над выполнением положений Градостроительного кодекса РФ.
14. Резко сократился кадровый потенциал градостроительства, происходит мощный отток и старение кадров.
Рассмотренные проблемы в значительной мере обострены следующими обстоятельствами:
— слабостью и несовершенством законодательства РФ и ее субъектов, особенно в сфере разделения ответственности и полномочий государственных и местных уровней в управлении земельными, имущественными ресурсами, межбюджетных отношений, градостроительного права;
— самоустранением государства от долгосрочного комплексного планирования и государственного финансирования работ по устойчивому развитию территорий и поселений и страны в целом;
— хроническим недостатком средств в местных бюджетах;
— неблагоприятным состоянием окружающей среды, особенно в крупных городах (наблюдается устойчивая динамика ухудшения окружающей среды, прежде всего, воздушного бассейна, в результате лавинообразного роста автомобильного транспорта);
— обнищанием широких слоев населения (криминализация общества, падение рождаемости, нехватка средств на приобретение жилья и т.д.);
— ухудшением геополитической обстановки (потеря наиболее важных военных и торговых портов);
— ростом числа мигрантов, беженцев, лиц, завершивших военную службу и нуждающихся в адаптации.
Суммируя вышесказанное, можно охарактеризовать создавшееся положение как системный кризис градостроительства.

(Из Основных направлений развития градостроительства в Российской Федерации на 2004-2010 гг.)

Подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2004 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость