Экология и ресурсосбережение в дорожно-транспортном комплексе


В конце прошлой недели в Минске Министерство транспорта и коммуникаций и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды на базе РУП "БелдорНИИ" провели международную научно-практическую конференцию "Экология и ресурсосбережение в дорожно-транспортном комплексе". В конференции приняли участие не только белорусские, но и зарубежные ученые и специалисты соответствующего профиля — из Польши, России, Украины, а также государств Балтии.

Следует отметить, что обращение дорожно-транспортного комплекса к экологической проблематике не случайно: около 70% вредных выбросов в атмосферу приходится на транспорт. На актуальность более решительных действий по охране окружающей среды указал недавно и глава нашего государства.
Проблематика конференции разбита на 4 тематических блока. Первый из них — экологический мониторинг — включает в себя вопросы экомониторинга на предприятиях дорожного хозяйства и автомобильного транспорта, а также дорожных сооружений с учетом транспортных потоков; нормирования воздействия промышленно-транспортной нагрузки на экосистемы, формирования экологических требований к объектам дорожно-транспортного комплекса и обеспечения качества строительства и эксплуатации дорог в системе стандартизации ИСО 14000.

В ряду природоохранных мероприятий в дорожно-транспортном комплексе участники конференции рассмотрели вопросы создания средств и методов снижения уровня загрязнения окружающей среды, а также основные направления снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Кроме того, была проанализирована проблема оценки суммарного экологического ущерба, причиняемого окружающей среде, и предотвращения истощения природных ресурсов при реализации жизненных циклов транспорта, инженерных сооружений с использованием малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

Отдельным тематическим блоком в работе конференции прошло ресурсосбережение в дорожно-транспортном комплексе: использование эффективных технологий и материалов, применение отходов промышленности и импортозамещение. Вдобавок к этому был рассмотрен вопрос подготовки специалистов в области экологической безопасности, повышения квалификации отраслевых специалистов по вопросам экологии, а также развития методической и материально-технической базы обучения экологическим дисциплинам.
Экологическое состояние окружающей среды все в большей мере становится одним из факторов, от которых напрямую зависит качество жизни людей в XXI веке, само будущее человечества. Это требует от государственной власти, ученых, специалистов, промышленников и предпринимателей самого тщательного учета экологических последствий применяемых технологий и осуществляемых производственных проектов, предельно бережного отношения к природной среде, минеральным и биологическим ресурсам Земли.

Сегодня в Республике Беларусь, как и во всем мире, идет бурный рост автомобилизации, число транспортных средств возрастает более чем на 10% в год. Несмотря на увеличивающуюся роль и удельный вес автомобильных перевозок, спрос на которые в условиях формирующихся рыночных отношений постоянно растет, автотранспорт занимает лидирующее положение по масштабам загрязнения атмосферного воздуха. На его долю приходится три четверти суммарных техногенных эмиссий. Значительная часть автомобильного парка в республике не соответствует последним международным экологическим стандартам. Повышение экологичности транспортных средств — один путь решения проблемы. Однако при резко увеличивающемся парке автомобилей дороги также призваны защищать окружающую среду от загрязнения. Использование экологически безопасных материалов, перспективных технологий при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог позволит не только повысить их качество, но и значительно снизить негативное воздействие на окружающую среду, создать более благоприятные условия для проживания населения вблизи крупных магистралей.

Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды нашей страны в качестве первоочередных задач в дорожно-транспортном комплексе определяет совершенствование дорожной системы и создание необходимой инфраструктуры, обеспечивающей снижение воздействия транспорта на окружающую среду. Сегодня девизом дорожников должно стать создание современных автомагистралей, которые обеспечивают не только безопасность движения, но и высокие экологические параметры. Повышение экологической безопасности в дорожно-транспортном комплексе требует осуществления дорожниками природоохранных мероприятий, которые в большинстве случаев сопряжены со значительными финансовыми затратами. К сожалению, сегодня единственным источником финансирования природоохранных мероприятий является республиканский дорожный фонд, а финансирование дорожной отрасли за последние 10 лет уменьшилось с 625 млн долларов США до 326 млн, или в 1,9 раза, в то время как количество транспорта за этот период в республике увеличилось в 2,6 раза.

Международная конференция "Экология и ресурсосбережение в дорожно-транспортном комплексе" стала форумом для обмена опытом и идеями по проблемным вопросам охраны окружающей среды в дорожно-транспортном комплексе, отправной точкой формирования новой стратегии развития сети автомобильных дорог и долгосрочного сотрудничества специалистов дорожно-транспортного комплекса и специалистов смежных отраслей, научных работников, занимающихся проблемами экологии.

Записал Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2004 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость