Безопасность труда превыше всего


11 марта 2004 г. была принята Директива главы государства "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины". Уже сегодня многие поняли, что необходимо решительно избавляться от безответственности, так как практически во всех несчастных случаях большую роль играет "человеческий фактор". О безопасности труда на подведомственных предприятиях рассказывают представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства и концерна "Белэнерго", любые неполадки на производстве которых особенно остро чувствуют люди.

B результате пренебрежения элементарными требованиями охраны труда, несоблюдения технологических норм производства и техники безопасности в республике в 2003 году погибло 222 работника и 691 получил травмы с тяжелым исходом. Одной из причин производственного травматизма является пьянство. Несмотря на значительное снижение в отрасли уровня травматизма со смертельным исходом с 11 случаев в 2002 году до 4-х в 2003, в 3-х из них рабочие находились в состоянии алкогольного опьянения.
Имеющие место факты гибели рабочих говорят о низком уровне трудовой и исполнительской дисциплины в трудовых коллективах. Не уменьшается количество возгораний на объектах Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и в жилищном фонде, в результате чего за 2001-2003 годы погибло 109 человек, уничтожено огнем 58 строений и 9 единиц техники.

Существующая практика строительства домов без выполнения полного комплекса отделочных работ (отсутствие дверных блоков, полов, сантехнического оборудования и др.) позволяет в дальнейшем делать серьезные отступления от проектно-сметной документации. Переоборудование и перепланировка кухонь и санузлов, вентиляционных шахт и каналов ухудшают условия эксплуатации зданий и увеличивают опасность возникновения пожаров. Это также приводит к нарушению нормального функционирования вентиляционных и других инженерных систем и уменьшению несущей способности строительных конструкций зданий. Одной из причин этих нарушений является то, что в управление совместными домовладениями не вовлечены сами собственники, не всегда создаются товарищества собственников, которые должны обеспечивать контроль за техническим состоянием недвижимого имущества.
С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины и наведения должного порядка по безопасности эксплуатации жилищного фонда Минжилкомхозом в 2003 и 2004 годах издан ряд приказов "Об отраслевой подсистеме Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минжилкомхоза", "О проведении внеочередного осмотра жилищного фонда" и "О проведении весеннего осмотра жилищного фонда в 2004 году".

Специалистами управлений концерна "Белэнерго" и РУП "Минскэнерго" в марте 2004 года на базе отчетных данных и выборочной проверки на местах состояния энергообеспечения потребителей г. Минска установлено, что подразделениями РУП "Минскэнерго" Минские тепловые сети и Минские кабельные сети проводится постоянная и многоплановая работа, направленная на повышение надежности энергоснабжения потребителей, снижение аварийности в электрических и тепловых сетях по вине персонала, перспективное развитие сетей города, оперативное реагирование на жалобы и запросы населения.

Возникающие аварийные повреждения электрических сетей, в основном из-за порыва кабелей при раскопках сторонними организациями и из-за сверхнормативных сроков эксплуатации, ликвидируются в самые короткие сроки (менее
2-х часов), что ниже средних значений в целом по электросетевым подразделениям концерна.
Существующая схема электроснабжения потребителей
г. Минска довольно гибкая и позволяет при любых возмущениях в электрической сети включать резервные линии для ответственных потребителей с помощью автоматических устройств. Несмотря на это, в энергоснабжении города, особенно его центральной части, имеется ряд проблем, в том числе:
— изношенность оборудования и кабельных линий составляет 50-70%;
— в центре города функционирует послевоенная кабельная сеть на напряжение 6 кВ при общей остальной сети напряжением 10 кВ, что создает трудности в резервировании электроснабжения таких потребителей;
— часть особо ответственных потребителей города длительное время не выполняет предписания Госэнергонадзора по оснащению своих внутренних электросетей автоматикой резервирования, не имеет достаточно подготовленного и обученного персонала, что нередко приводит к неоправданно долгим ликвидациям аварийных ситуаций.

Для ликвидации "узких мест" РУП "Минскэнерго" в 2001 году разработан и утвержден в концерне "Белэнерго" "План мероприятий по повышению надежности электроснабжения потребителей города Минска на 2001-2005 гг.", которым предусмотрено:
— развитие схемы электросети центра города на напряжение 35-110 кВ, в том числе:
— прокладка кабельной линии 110 кВ "Камвольный комбинат — Минская ТЭЦ-2";
— реконструкция электрических схем Минской ТЭЦ-3 и Минской ТЭЦ-2 с установкой современного оборудования;
— строительство в центре города новой подстанции 110 кВ "Немига";
— реконструкция общесистемной подстанции 330 кВ "Колядичи" и ряда подстанций 110 кВ;
— поэтапная ликвидация электрической сети 6 кВ с переводом потребителей на напряжение 10 кВ и другие мероприятия.

Уже сегодня начата реконструкция Минской ТЭЦ-3, ПС-330 кВ "Колядичи" со сроками окончания 2005-2006 гг., проложен ряд кабельных линий напряжением 35 кВ в центре Минска, идет разработка проектов по остальным направлениям.
К сожалению, из-за недостатка финансовых средств выполнение ряда мероприятий отстает по времени от первоначальных сроков.
Теплоснабжение города в основном осуществляется теплоисточниками РУП "Минскэнерго" (Минские ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 и 9 районных котельных), а общая протяженность теплосети составляет около 1200 км (в двухтрубном исчислении). С учетом того, что примерно 350 км теплосетей отработали свой расчетный ресурс или приближаются к предельным срокам эксплуатации (25 лет), вопрос наращивания объемов их замены или реконструкции становится весьма актуальным. Только в 2003 году на эти цели было израсходовано около 24 млрд руб.
Принимаемые организационно-технические и профилактические меры позволили за последние годы снизить количество аварий на тепловых сетях в отопительный период, в основном обеспечить соблюдение государственных социальных стандартов по обслуживанию населения.
В настоящее время институтом "БелНИПИэнергопром" разработана и подготовлена к утверждению в горисполкоме "Схема теплоснабжения г. Минска на период до 2015 г.", реализация которой позволит решить ряд застаревших проблем.

Кроме того, уже сейчас принимаются специальные меры по предупреждению нарушения теплоснабжения, в том числе реализуются программы реконструкции тепловых сетей города с использованием передовых технологий; планируется создание единых комплексов "источник — сети — потребитель", что позволит уменьшить число субвладельцев тепловых сетей и повысить ответственность поставщиков тепла; внедрение современных методов диагностирования состояния сетевых трубопроводов и планирования оптимальных объемов их замены; ежегодная перекладка (замена) участков тепловых сетей, отработавших ресурс или имеющих повышенную повреждаемость, не менее 40-50 км в двухтрубном исчислении, то есть с ростом на 50% к уровню 2003 года. Намечено также завершить реализацию программы по оперативной ликвидации аварий в системах жизнеобеспечения (совместно с Мингорисполкомом, службами ЖКХ и МЧС Республики Беларусь) в отопительный сезон. Не менее важным в рассматриваемых вопросах являются взаимоотношения поставщика энергии с потребителем, особенно с населением.
Минский Энергонадзор РУП Минскэнерго не только осуществляет расчеты за поставленную населению электроэнергию, но и проводит значительную профилактическую работу в части контроля за техническим состоянием электрических схем потребителей, борьбы с хищением энергии.

Для удобства обслуживания населения прием абонентов осуществляется в рабочие дни и в субботу; установлен многоканальный телефон справочной службы.
В 2003 году поступило 1253 заявления и обращения граждан, в т.ч.:
— по вопросу льгот — 22;
— по вопросу оплаты и работы электросчетчиков — 1228;
— повторных обращений — 3.

Рассмотрено, а также даны ответы на 9 обращений граждан в Администрацию Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Госконтроля и в концерн "Белэнерго".
Проводимая подразделениями РУП "Минскэнерго" работа дает основания утверждать, что вопросам надежности энергообеспечения г. Минска уделяется достаточно внимания и реализация намеченных мероприятий только улучшит этот показатель.

Записал Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 15 за 2004 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость