Программа «Дороги Беларуси»


На состоявшейся коллегии департамента "Белавтодор" был рассмотрен вопрос "О проекте Концепции формирования Государственной программы "Дороги Беларуси" на период 2006-2015 годы".

Предваряя рассмотрение этого вопроса, председательствующий на коллегии исполняющий обязанности директора департамента Геннадий Чепцов отметил, что в следующем году заканчивается срок действия Государственной программы "Дороги Беларуси", рассчитанной на 1997-2005 годы. Нужно смотреть в будущее. Новая Программа разрабатывается для того, чтобы в рамках проведения единой дорожно-транспортной политики на основании научно обоснованного подхода сохранить и развить дорожную сеть страны. В этом отношении у нас уже имеется определенный опыт, существует и богатая международная практика. Даже такая страна, как США, разрабатывает пятилетние дорожные программы, которые проходят процесс утверждения на самом высоком уровне.

Для того чтобы новая отечественная программа работала в полном объеме, необходимо было бы пойти по пути разработки ее двух вариантов. В первом варианте должны быть отражены показатели на основании существующего финансирования, а во втором — на основании финансирования, необходимого для поддержания в наиболее оптимальном объеме дорожной сети и для ее развития.
Выступивший на коллегии с докладом по этому вопросу начальник отдела развития дорожной сети департамента Владимир Мардилович отметил, что в соответствии с Постановлением коллегии департамента "Белавтодор", принятом в январе 2004 года, уже в текущем году необходимо разработать подобную Государственную программу на последующие 10 лет.
На рассмотрение коллегии департамента вначале выносится проект Концепции формирования Государственной программы "Дороги Беларуси" на период 2006-2015 годы.
Какова же главная цель Государственной программы? Это создание условий для развития национальной экономики, обеспечения безопасности и обороноспособности страны, реализации социальной политики государства. Хорошие дороги являются верным стимулом дальнейшего повышения деловой активности населения, позволяющим удовлетворить общегосударственные, региональные и иные нужды в перевозках грузов и пассажиров.

Государственная программа должна базироваться на следующих основных принципах:
— автомобильные дороги являются всенародным достоянием и средством централизации управления государством. При этом государство несет полную ответственность за состояние сети автомобильных дорог и безопасность движения по ним, а также за содержание и развитие дорожного хозяйства;
— все виды дорожных работ выполняются субъектами хозяйствования независимо от форм собственности на конкурсной основе при четком определении обязанностей и ответственности дорожной администрации и хозяйствующего субъекта;
— пользователи должны возмещать обществу и государству в целом ущерб, наносимый при пользовании дорогами;
— осуществляемые программы, используемые средства и результаты деятельности дорожного хозяйства открыты для парламентских и правительственных структур, пользователей дорог и населения республики.
Концепцией определены важнейшие задачи развития дорожного хозяйства в перспективном периоде, в числе которых:
— улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, поддержание их на уровне требований стандартов, повышение безопасности дорожного движения;
— создание системы устойчивого финансирования дорожных работ на основе более полного привлечения средств пользователей автомобильными дорогами с учетом степени воздействия транспортных средств на износ дорог и экономического эффекта, получаемого пользователями дорогами от выполнения дорожных работ;
— повышение качества дорожных работ;
— развитие рынка дорожных работ, повышение конкуренции среди дорожно-строительных и эксплуатационных организаций.

В Государственной программе должны быть отражены вопросы состояния дорожного хозяйства, совершенствования системы управления и финансирования дорожных работ. Ключевым элементом устойчивого финансирования является сохранение целевых дорожных фондов, обеспечивающих целостность и сохранность собранных налогов и сборов и не допускающих отвлечения средств этих фондов на цели, не связанные с дорожной деятельностью.
В составе программы предусматривается разработка функциональных подпрограмм по вопросам безопасности движения, качества работ, развития научно-технического прогресса и другим направлениям.
В программе должны быть разработаны вопросы механизма ее реализации и дана оценка экономической эффективности намеченных мер.
Необходимым условием является определение объемов дорожных работ.
Государственная программа составляется в ценах 1991 года и действующих на год разработки.

Объемы инвестиций намечено определить по двум периодам реализации программы — 2006-2010 и 2011-2015 годы в условиях сложившегося уровня финансирования. При этом необходимо дать оценку состояния автомобильных дорог на 2010-2015 годы в условиях финансирования, предусмотренного программой. Определить и потребность в финансовых ресурсах, необходимую для приведения дорожной сети в состояние, удовлетворяющее требованиям стандартов и обеспечивающее повышение пропускной способности дорог.
Коллегия после обсуждения вопроса приняла решение одобрить в основном Концепцию формирования Государственной программы "Дороги Беларуси" на период 2006- 2015 годов.
На аппаратном совещании, состоявшемся в департаменте "Белавтодор" 1 марта этого года, Александр Минин в рамках проведения единой дорожно-транспортной политики предложил включить одобренную на коллегии департамента Концепцию в повестку дня очередной коллегии Министерства транспорта и коммуникаций.

Материалы подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 11 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость