Технологическая связь в дорожной отрасли


Одним из основных вопросов коллегии “Белавтодора” была реализация концепции развития технологической связи в отрасли. Как известно, еще в 1998 году эта концепция была одобрена постановлением коллегии Комитета по автомобильным дорогам, а годом позже она была согласована Министерством связи. Примечательно, что реализация концепции призвана создать надежно работающую отраслевую систему связи, способную обеспечить оперативность в управлении процессами содержания дорог, улучшить их транспортно-эксплуатационное состояние и повысить качество услуг пользователям.

Как сообщил начальник управления содержания дорожной сети департамента Василий Яковлев, технологическая связь включает в себя 4 подсистемы: радиосвязь, телефонию и передачу данных, контроль метеоусловий и транспортных потоков, а также экстренную связь участников дорожного движения.
Реализацию концепции было решено начать с радиосвязи. Как подчеркнул Василий Яковлев, в настоящее время устройство сети радиотелефонной связи находится на завершающем этапе. В соответствии с разработанной проектно-сметной документацией закуплено и установлено около 70 базовых радиостанций в автодорах, ДЭУ и ДРСУ ОАО “Автомагистраль”, а также более 80 стационарных радиостанций на линейно-дорожных дистанциях. В соответствии с потребностью автодоров ведутся проектные работы по оснащению средствами радиосвязи вновь создаваемых объектов с учетом дополнительных потребностей в абонентском оборудовании.

Всего в отрасли закуплено и смонтировано 2153 абонентские радиостанции и 213 комплектов базового и стационарного оборудования. Это позволило обеспечить радиосвязью ДЭУ с механизмами на 65% республиканских и 85% магистральных дорог. При этом все ДЭУ автодоров, “Белавтострады” и ДРСУ “Автомагистраль” радиосвязью обеспечены.
В настоящее время ведутся дальнейшие работы по развитию сети ведомственной технологической радиотелефонной связи. В 2004 году планируется выполнить работы по монтажу 18 базовых и 45 стационарных станций на вновь открываемых базах, закупить и смонтировать в соответствии с потребностями автодоров порядка 300 мобильных радиостанций. Однако выполнение этих показателей будет зависеть от готовности помещений производственных баз. Вопрос строительства ЛДД особенно остро стоит в Гродненском и Витебском автодорах. Так, в “Гродноавтодоре” из запроектированных 13 объектов готово только 5, в “Витебскавтодоре” — 9 из 14.
Как показала практика работы системы в зимний период 2002-2003 гг., она зарекомендовала себя с хорошей стороны, повысив оперативность принятия управленческих решений. Это выразилось в обеспечении потребностей в связи предприятий на уровне ЛДД (подвижной технологический транспорт), а также важнейших объектов строительства и ремонта дорог.

Что касается создания и развития других подсистем отраслевой технологической связи, то для расширения подсистемы контроля метеорологических условий и транспортных потоков предприятиями департамента выполняется устройство дорожно-измерительных станций (ДИС). Эти задачи были обозначены и в постановлении Совета Министров республики “О некоторых мерах по развитию в 2003-2005 годах автомобильных дорог”. В 2003 году планировалось ввести в эксплуатацию 18 ДИС отечественного производства. Запланировано также ежегодное строительство новых ДИС по всей республике.
Как сообщил Василий Яковлев, информация о метеоусловиях, состоянии покрытия, интенсивности транспортного потока и т.д. от ДИС по цепочке с низовых диспетчерских поступает в Центральную оперативную диспетчерскую службу департамента для анализа и принятия управленческих решений по содержанию дорог. Однако в настоящее время каждая из сетей ДИС функционирует самостоятельно. Чтобы достигнуть максимальной эффективности от существующих и вновь создаваемых ДИС, необходимо объединить их в единую общереспубликанскую сеть департамента “Белавтодор”, определить потребителей получаемой информации и т.д. Кроме того, следует ограничить количество типов монтируемого оборудования. Для обеспечения единой технической политики и сохранения целостности общереспубликанской сети ДИС необходимо также сконцентрировать работы по ее обслуживанию в руках одного оператора.

Требует активизации также работа по установке в автодорах современных цифровых телефонных станций, их объединению в единую сеть департамента и переходу на цифровые системы передачи.
В итоге все вышеперечисленные меры позволят организовать интегрированную сеть связи, в рамках которой будут функционировать ведомственная телефонная сеть, передача цифровой информации от ДИС, управление информационными табло, объединенная ведомственная вычислительная сеть, электронная почта и обмен другими видами информации.
Выделение из состава ОАО “Автомагистраль” специализированного предприятия РУП “Белдорсвязь” и было сделано для осуществления в максимально возможные сроки указанных целей. Предприятие призвано способствовать созданию единой структуры управления технологической связью на республиканских дорогах, ускорить реализацию проекта модернизации этой связи, а также обеспечивать единую техническую политику в этой сфере, развивать и содержать средства связи. Кроме того, создание такого предприятия позволило значительно снизить затраты по лицензированию и проектированию, координировать вопросы учетной политики и т.д.

Что касается такого аспекта, как развитие экстренной связи для участников дорожного движения, то, по словам Василия Яковлева, он с каждым годом теряет свою актуальность. Не секрет, что у большинства водителей сегодня есть мобильные телефоны, да и западные страны уже отказались от колонок аварийной связи. Удовольствие это, надо сказать, дорогое, да и существующие колонки постоянно страдают от вандалов.
Руководитель РУП “Белавтострада” Марик Пильчук поделился опытом работы технологической связи на дороге М1/Е30. Так, по его словам, использование ДИС доказало свою эффективность. Особенно это проявляется в зимний период: благодаря получаемым данным дорожники могут прогнозировать ситуацию и проводить превентивную обработку покрытия противогололедными материалами, что существенно снижает затраты на зимнее содержание. Есть польза от ДИС и летом: их информация используется, в частности, для контроля за проездом тяжеловесных транспортных средств в период ограничения их движения, а также для производства различных работ: нанесения разметки либо поверхностной обработки. Что касается радиотелефонной связи, то генеральный директор “Белавтострады” отметил, что у каждого типа связи есть те или иные недостатки, поэтому на предприятии стараются использовать и отраслевую технологическую связь, и сотовую связь в комплексе.

Подводил итоги рассмотрения коллегией этого вопроса директор департамента “Белавтодор” Александр Минин. В частности, он подчеркнул, что в отрасли работает единый оператор технологической связи — предприятие “Белдорсвязь”. При этом вся информация, получаемая по каналам отраслевой связи, должна быть сведена в единую систему (разработкой программного обеспечения займется “Компьютерный центр”), а стекаться она должна в Центральную оперативную диспетчерскую службу. Вместе с тем, директор департамента остался недоволен отсутствием четкой программы при реализации концепции технологической связи, учитывающей организационное развитие дорожного хозяйства. Александр Минин также призвал руководителей предприятий пользоваться технологической связью и поручил провести в начале 2004 года учебу-семинар по вопросу ее использования на всех участках выполнения комплекса дорожно-строительных работ. Кроме того, руководитель штаба отрасли отметил необходимость проанализировать вопрос использования различных видов связи дорожными предприятиями и на основе этого анализа предложить стандарты по применению средств связи в отрасли.

Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2004 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость