Мечты о будущем, 2004...


Теперь, когда сезон новогодних вечеринок остался позади, пришло время трезво взглянуть на наступивший год и оценить наиболее обещающую архитектуру. Между прочим, самые авторитетные обозреватели прогнозируют, что в 2004 году они чаще всего будут упоминать:

Реконструкция аэропорта в Цюрихе

под руководством англичанина Николаса Гримшоу является уже пятой по счету крупной модернизацией со времени появления этого аэровокзала в 1949 году. Гримшоу работает над проектом Flughafenkopf стоимостью 260 млн в составе объединенного предприятия, состоящего из двух британских и двух швейцарских фирм, выигравших соответствующий конкурс в 1996 году.
В известном смысле предложенный Гримшоу в Цюрихе стеклянный фасад — это именно то, что от него ожидали. Цюрихская реконструкция принадлежит к числу особенно любимых известным британцем в последнее время проектов внутри исторических центров небольших городов — как еще не законченные им курортные сооружения в Бате за 10,5 млн и художественная галерея фонда Caixa Galicia за 15 млн в испанской Коруне.
Гримшоу был очень раздосадован своим проигрышем в конкурсе проектов расширения лондонского музея Виктории и Альберта, который выиграл Либескинд, но в качестве утешительного приза британцу досталась реконструкция близлежащего Королевского колледжа.
Однако самым известным проектом Даниэля Либескинда в 2004 году обещает стать

Конгресс-центр университета Бар-Илан в израильском Рамат-Джане.

Либескинд блистает в качестве мировой архитектурной звезды с тех пор, как построил Еврейский музей в Берлине. А в прошлом году, после того как выиграл конкурс на новый ВТЦ в Нью-Йорке, он и вовсе стал номером один.
Новый конгресс-центр в Бар-Илане (на фото внизу) предназначен для проведения лекций, конференций и других университетских событий. Проект финансировался лондонским благотворительным фондом Мориса Уола, в честь которого и назван. Предположительная стоимость строительства составит $5,5 млн, бюджет — $7,7 млн.
Либескинд намерен создать здание, которое благодаря гибкости его использования могло бы одинаково интенсивно функционировать при любых условиях. Построенное из камня и металла здание расположено в университетском городке на важном перекрестке, связывающем университет с его окрестностями.

Олимпийский стадион в Афинах,

который строит Сантьяго Калатрава. Главная проблема этого объекта — будет ли он готов в срок, то есть к августу нынешнего года?
Программа строительства спортивных сооружений в Афинах с бюджетом в 2 млрд евро началась 5 сентября 1997 года, когда столица Греции была названа хозяйкой Игр-2004.
Знаменитый испанский архитектор должен реконструировать олимпийский комплекс, где пройдет большая часть событий Олимпиады. Комплекс в Афинах совсем не стар — он был построен 20 лет назад, — но перед Калатравой стояла задача превратить его в подобающего наследника сиднейского стадиона Австралия, принимавшего Олимпиаду-2000.
Калатрава не новичок в строительстве олимпийских объектов. Свою репутацию одного из выдающихся европейских архитекторов он заработал как раз благодаря замечательной коммуникационной вышке Монжуик, построенной для Игр 1992 года в Барселоне. Однако поначалу греческая пресса критиковала выбор этого 50-летнего испанца на роль главного олимпийского проектировщика, называя его непрактичным мечтателем. Все решила выставка работ архитектора, проведенная в 2001 году в Национальной галерее в Афинах.
Калатрава родом из испанской Валенсии, сегодня он принадлежит к элите современной архитектуры. Его часто называют современным Леонардо да Винчи. Офисы его бюро находятся в Цюрихе, Париже и Валенсии. Среди его работ множество крупных проектов в Европе и США, в том числе Оклендский кафедральный собор в Сан-Франциско, железнодорожный вокзал Лионского аэропорта, Музей науки и планетарий в Валенсии и др. Но наиболее он прославлен своими элегантными мостами, которых построил уже 33 штуки.

По замыслу Калатравы ни стадион, ни велодром, составляющие афинский спортивный комплекс, не будут изменены, они будут только покрыты крышей из стали и стекла. Но купол (с его несущими конструкциями) станет настоящим “бриллиантом” в короне всего проекта. Летом 2003 года купол весом 16.000 т по частям доставляли из Италии. Когда проект будет завершен, он изменит облик афинского стадиона, который издали будет похож на огромную арфу. Две гигантские арки шириной 304 м и высотой 80 м покроют площадь 10.000 м2. И если до сих пор только 35% зрительских мест были под навесом, то теперь их будет почти 95%. Поэтому ценность этого сооружения не только эстетическая. Купол будет поглощать до 60% солнечных лучей, одновременно защищая зрителей от ультрафиолета, что очень важно в условиях знойного афинского лета. Стоимость проекта составляет около 62 млн евро.

И все бы хорошо, но только злые языки поговаривают, что стадион никак не успеют закончить к августу, то есть к началу Игр. В лучшем случае — в 2005, а то и 2006 году. Долгое время творение Калатравы действительно фигурировало в числе “опасно отстающих от графика возведения объектов”, однако в прошлом месяце руководство МОК публично заявило, что острота этой проблемы снята. Калатрава пообещал Оргкомитету Олимпиады-2004 и правительству Греции, что купол над главным стадионом Олимпиады будет готов к ее открытию. По его словам, наиболее трудная часть работ уже позади. Завершено сооружение одной из опор в виде радуги, которые должны поддерживать крышу. Остающиеся компоненты будут вскоре доставлены в Афины из Италии. Эти работы не помешают другим подготовительным мероприятиям и репетициям церемоний открытия и закрытия Олимпиады, которые начнутся уже в мае.
А проект будет находиться в окончательной фазе якобы уже к концу апреля.

Лондонский городской ипподром

должен прославить в наступившем году британца Нормана Фостера. Это первый в Англии новый ипподром за 70 последних лет. Генеральный подрядчик компания Wiggins надеется, что теперь любители элитных скачек, возможно, оставят облюбованные ими Дубай в ОАЭ и штат Кентукки в США ради парка отдыха в Эссексе.
Земля принадлежит лондонскому округу Редбриддж, но группа Wiggins имеет 125-летнее право аренды этого участка.
Проект на !100 млн выглядит так, как вполне можно было ожидать от Фостера — живого символа хай-тек-архитектуры, предполагающей железные конструкции, стеклянные плоскости, вынесенные наружу коммуникации. Девиз этого “железного дровосека” вполне подходит нынешнему олимпийскому году — быстрее, выше, сильнее.

Новый ипподром будет в духе космической эры — много крылатости и кривизны. Он напоминает аэропорт того же автора в Гонконге и определенно добавит зрителей на скачках. Хотя и без того этому зрелищу популярности в Британии не занимать: ипподромы ежегодно посещают пять миллионов человек. Новый обещает стать сердцем благоустроенного парка, хотя там уже есть озеро для парусного спорта, гимнастические залы, детские игровые площадки, поля для гольфа и беговые дорожки.
В отличие от традиционных ипподромов, боковые трибуны Фостер решил расположить у финишной черты — там кривая крыша, напоминающая крыло самолета, достигает своего апогея. Конюшни, также спроектированные Фостером, находятся на дальней стороне финишной черты поперек естественного амфитеатра, так что зрители, не покидая своих мест, смогут видеть, как выводят лошадей.
Руководство компании Wiggins уверено, что ипподром определенно не будет использоваться для популярных концертов. Хотя, возможно, для свадеб.

И, конечно,
Завод BMW в Лейпциге

по проекту Захи Хадид. После триумфа в Цинциннати, где Хадид построила Центр современного искусства, она вернулась в Германию, чтобы проектировать на 40.000 м2 центральное здание нового завода BMW. Это нерв всего фабричного комплекса. В центре здания между производственными участками расположится администрация. Непрерывный поток собираемых автомобилей будет “проплывать” по ленточным конвейерам мимо столов администраторов и инженеров.
Подобное взаимопроникновение секторов “синих” и “белых воротничков” отражает смешивание функций, которое теперь происходит и в процессе производства.

Уроки прошлого, 2003-го
По общему мнению, архитектурным заказом 2003 года были напыщенность и позерство. Моду диктовали каплевидные, похожие на амебы здания, и самым ярким воплощением этого нового радикально-биологического стиля стали магазин Сэлфридж в английском Бирмингеме и художественная галерея Петера Кука в австрийском Граце. Оба, кстати, синего цвета.

В Эдинбурге бушевали страсти вокруг стоимости нового шотландского парламента, спроектированного Энриком Миралесом из Барселоны. Но когда споры о его заоблачной стоимости поутихнут, это эксцентричное здание, по всей вероятности, станет очень любимо публикой. Центр Эдинбурга теперь затопляет поток агрессивных офисных зданий в американском стиле, и тонкий проект Миралеса в конечном счете составит им здоровую конкуренцию.
Открытием конца 2003 года станет очередной из 12 домов, которые 12 молодых азиатских архитекторов строили недалеко от Пекина с видом на Великую Китайскую стену. Проектом руководит институт Edge Design из Гонконга. Цель проекта — создать дом, приспособленный как для частной семейной жизни, так и для приема большого числа посетителей — и как можно больше вида на Великую Китайскую стену.
Архитекторы выстроили в линию все интерьеры главного этажа, чтобы “стереть” границы между стенами, интерьером и мебелью. Это здание, конечно, прихоть для миллионера, но деньги были использованы заботливо и с воображением.

Привлек интерес проект Вилле Хара для зоопарка в Хельсинки, где этот молодой архитектор (уже после победы в организованном зоопарком конкурсе он поступил в технологический университет Хельсинки) построил смотровую вышку.
Зоопарк расположен на крошечном острове Коркесаари — одном из тех, что усеивают живописную гавань в Хельсинки. Животные живут там в больших вольерах, где они ощущают некоторое подобие свободы. Единственные существа, которые ограничены рамками клетки — это люди. И эту клетку для людей — десятиметровую наблюдательную вышку — как раз и спроектировал Вилле Хара.
Сначала он сделал модель в пластилине, затем цифровые изображения, а затем — обычные рисунки. В модели масштаба один к пяти он изучил все сложности изгибов и 600 болтовых соединений. И только затем был создан полноразмерный объект из ламинированной ели.
Восемь студентов три летних месяца собирали конструкцию в сухую погоду, когда 72 доски устанавливались в семь форм, определенных предшествовавшими экспериментами. Все деревянные компоненты обрабатывались льняной нефтью, все стальные элементы гальванизировались. Структурно вышка похожа на яичную скорлупу и так же может противостоять повреждениям и деформациям.

Восхищения достойны такие новинки прошлого года, как студия, построенная Даниэлем Либескиндом для американской художницы и скульптора Барбары Уэйл, которая живет на Мальорке. А также долгожданное восстановление Национальной художественной школы в Гаване, которая была детищем Фиделя Кастро и Че Гевары. После партии гольфа на поле респектабельного до революции гаванского Сельского клуба революционеры решили создать на этом месте школу искусств.

Возглавить проект Кастро пригласил кубинского модерниста Рикардо Порро, который работал в сотрудничестве с итальянцами Роберто Готтарди и Витторио Гаратти. Они построили пять грибоподобных зданий — каждое посвящено соответственно современному танцу, пластическим искусствам, драме, музыке и балету. Но только две из этих пяти школ были закончены, и до последнего времени комплекс был заброшен.
Но самым прекрасным зданием ушедшего года обозреватель “Гардиан” Джонатан Глансей назвал гостиницу общества Европейской Южной обсерватории, которая предназначена для астрономов, посещающих Большой Телескоп в чилийской пустыне Атакама. Целомудренное, почти строгое здание, спроектированное мюнхенским архитектурным бюро Ауэра и Вебера, гостиница привлекла его своими звездами, но не теми, которыми отмечен ее статус, а теми, что сияют в небе над ней.

Ее архитектура напомнила одновременно фильмы Космической Одиссеи Стэнли Кубрика и военные сооружения типа американской Академии Воздушных сил в Колорадо-Спрингс.
Это интеллектуальное и рафинированное здание абсолютно контрастирует с проектами, о которых больше всего писали архитектурные издания в 2003 году.

Люди строят все больше и быстрее. Но новые здания в основном удерживают человека на земле. Гостиница в Чили показала способ достичь звезд.

Елена РЫБАЛТОВСКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 01 за 2004 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость