электросварочное оборудование
сварочные инверторы
сварочные полуавтоматы
сварочные трансформаторы
газосварочное оборудование
редукторы
резаки
горелки
 

смета нужна
ВЧЕРА?!?


Сметный отдел компании
МИКРОЛАН
составит смету
в кратчайшие сроки



+375 (25) 936-48-14

Жилищная реформа — основа дальнейшего развития


В обществе часто происходят процессы, которые вызывают определенный общественный резонанс и требуют безотлагательного вмешательства. Особенно ощутимы эти процессы в социальной сфере, к которой относится и жилищная отрасль, так как касаются каждого гражданина. Политика государства, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере, формируется на законодательном уровне и реализуется в процессе деятельности Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси. За последнее время в жилищно-коммунальном секторе достигнуто очень многое — проводится планомерная работа с населением, выполняются программы, реализуется реформа. Сегодня на вопросы еженедельника “Строительство и недвижимость” отвечает заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Валерий Новак.

Как на Ваш взгляд отработало Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в уходящем году? Какие положительные и отрицательные моменты можете отметить?


В соответствии с Мероприятиями по обеспечению выполнения важнейших параметров и повышенных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 год, утвержденных постановлениями Совета Министров, организациями отрасли в 2003 года обеспечено внедрение мероприятий по достижению устойчивого теплоснабжения и оптимального расхода топлива при производстве и потреблении тепловой энергии и энергосберегающих мероприятий и достигнуто ожидаемое снижение на 10 процентов расхода топливно-энергетических ресурсов к аналогичному уровню их потребления в 2002 году в сопоставимых условиях.
Объем подрядных работ, выполняемый собственными силами ремонтно-строительными организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства за январь-декабрь текущего года по предварительным данным составил более 60 млрд рублей в действующих ценах.
Объем платных услуг составит 800,9 млрд руб., в том числе бытовых услуг населению — 36,4 млрд руб., что соответствует темпам их роста в действующих ценах в размере 180 и 140 процентов к соответствующему периоду прошлого года.
За истекший период текущего года не было допущено снижения натуральных объемов и качества предоставленных услуг населению и народному хозяйству.

Сохранены на уровне прошлого года объемы услуг по водоснабжению и водоотведению, площадь обслуживаемого жилья возросла на 2,9 процента, значительно возросли объемы услуг по теплоснабжению собственной выработки, за счет приемки на баланс коммунальных предприятий жилищного фонда и котельных прирост составил 12,2 процента.
Согласно постановлению “О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики” в шести районах: Пружанском, Верхнедвинском, Наровлянском, Кореличском, Клецком, Осиповичском в основном завершено внедрение единого норматива социального стандарта в области жилищно-коммунального хозяйства.
Внедрены нормативы по обеспечению водой граждан, проживающих в домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией, не менее 180 л/сутки на одного человека, в том числе не менее 90 л/сутки на горячее водоснабжение. Подготовлено технологическое оборудование и созданы необходимые запасы топлива для обеспечения норматива отопления жилых помещений, предусматривающего температуру в этих помещениях не менее 18°C, что обеспечивает комфортные параметры микроклимата, а также нормативов температуры горячей воды не менее 50°C, удельный вес освещенности улиц — не менее 80 процентов. Удельный вес улиц с усовершенствованным покрытием составляет не менее 60 процентов.

Кроме того, в целях обеспечения социальной защиты малообеспеченных граждан в части оплаты жилищно-коммунальных услуг внедрен норматив предоставление гражданам безналичных жилищных субсидий. За 11 месяцев 2003 года безналичные жилищные субсидии предоставлены около 242 тыс. семей, что в 9,4 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года, на сумму около 4,6 млрд рублей.
В настоящее время Минжилкомхозом совместно с облисполкомами проводится работа по внедрению единого норматива социальных стандартов повсеместно во всех регионах республики.
Во исполнение поручения главы государства “О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг” ввод в эксплуатацию после капитального ремонта (тепловой модернизации) жилых домов за девять месяцев 2003 года составил 370,9 тыс. м2, или 60,8 процента от годового задания (610,0 тыс. м2), что в 1,6 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года (227,6 тыс. м2). Ожидаемое выполнение плана ввода в эксплуатацию после капитального ремонта (тепловой модернизации) жилых домов за 2003 г. составит 610 тыс. м2.
В целом по отрасли все основные виды работ по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к предстоящему отопительному периоду выполнены. К моменту отопительного сезона выполнен профилактический ремонт 2154 котельных, 1637 центральных тепловых пунктов, заменено 285,5 км тепловых сетей в однотрубном исчислении. Создан запас 106,5 тыс. тонн топочного мазута, 21,2 тыс. тонн каменного угля, 188,2 тыс. м3 дров.

Контроль за ходом выполнения подготовки к отопительному сезону осуществляется еженедельно посредством представления оперативной информации.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь одобрена разработанная Минжилкомхозом Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 года, которая определяет цель, задачи и пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства республики.
Данная Концепция в полной мере учитывает проблемы, стоящие перед отраслью, и экономические реалии сегодняшнего дня.
Основная ее цель — создание экономических, правовых и организационных условий для безубыточного функционирования, дальнейшего развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, направленных на повышение эффективности, надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением затрат на их производство, обеспечение социальной защиты населения.
Реализация Концепции позволит не только развивать и реформировать жилищное и коммунальное хозяйство, но и улучшить координацию деятельность органов управления всех уровней, создать оптимальные организационные структуры по всем направлениям деятельности.

Каково состояние жилищно-коммунального хозяйства Беларуси в настоящее время?

В настоящее время в эксплуатационном обслуживании организаций жилищно-коммунального хозяйства находится 2192 котельных, 7338,2 км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении), 1752 центральных тепловых пункта, 27455 тепловых узлов в жилых домах.
Серьезной проблемой развития коммунальной теплоэнергетики является моральный и физический износ основных фондов. Из всех эксплуатируемых тепловых сетей выработали свой амортизационный срок эксплуатации (свыше 25 лет) около 20% сетей, или 1467 км, требуют замены 607,4 км. В отрасли эксплуатируется свыше 2000 неэкономичных водогрейных котлов с низким коэффициентом полезного действия. Ежегодно проводится замена 150-200 котлоагрегатов и около 140 км изношенных тепловых сетей.
На обслуживании коммунальных предприятий находится 6683 водозаборные скважины, 24,4 тыс. км водопроводных и 12,8 тыс. км канализационных сетей, 1361 канализационная насосная станция, 521 очистное сооружение. В настоящее время централизованное водоснабжение имеется во всех городах и городских поселках и в 25% сельских населенных пунктах, 96,5% городского жилищного фонда оборудовано водопроводом и канализацией.

Вместе с тем, более половины централизованных систем водоснабжения не имеют сооружений по очистке воды. Станции обезжелезивания имеются в 50 из 212 городов и городских поселков и в 22 сельских населенных пунктах.
Государственной программой по водоснабжению и водоотведению “Чистая вода” на 2001-2005 годы, одобренной постановлением Совета Министров, намечены мероприятия, позволившие повысить уровень работы водопроводно-канализационного хозяйства.
За последние пять лет протяженность инженерных коммуникаций, эксплуатируемых жилищно-коммунальными организациями, увеличилась примерно в два раза за счет приема их от организаций других министерств и ведомств, в основном, в сельской местности. Переданные в коммунальную собственность котельные и инженерные сети в большинстве случаев имеют неудовлетворительное техническое состояние, отсутствует техническая документация и финансовые средства на приведение их в надлежащее техническое состояние.
В настоящее время дороги и улицы населенных пунктов составляют 11,5 тыс. км, или 13,3% всех дорог республики, из них с усовершенствованным покрытием 6,9 тыс. км, или 60,1%, освещаемых частей улиц 9,4 тыс. км, или 81,6%, а мостовое хозяйство насчитывает 479 мостов и путепроводов, или 9,5% от их общего количества в республике. Зеленое хозяйство населенных пунктов составляет 40,0 тыс. га зеленых массивов и насаждений, из них 17,9 тыс. га зеленых насаждений общего пользования (общегородские парки, скверы, бульвары, сады, лесопарки), что составляет 27 м2 на одного городского жителя.
В 2002 году объемы капитального ремонта дорожных покрытий, тротуаров, улиц, проездов и улиц-набережных составили 4,5 млн м2, а текущего — 5,5 млн м2.

В связи с объявлением 2003 года годом порядка и благоустройства были разработаны и реализовывались республиканская, областная и Минская городская отраслевые программы по благоустройству территорий населенных пунктов и наведению порядка на земле на 2003 год, в которых для повышения уровня благоустройства населенных пунктов взято приоритетное направление на ремонт и реконструкцию покрытий улиц и дорог, объектов зеленого хозяйства, дворовых территорий, фасадов жилых и общественных зданий, а также на наведение порядка на земле с широким привлечением к этой работе жителей республики.
В настоящее время в республике ежегодно образуется около 10 млн м3 твердых коммунальных отходов (около 2 млн т), а также 1,5 млн м3 жидких коммунальных отходов от неканализованных домовладений и объектов, объем образования отходов имеет устойчивую тенденцию к росту. Твердые коммунальные отходы вывозятся предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и обезвреживаются на 199 обслуживаемых ими полигонах общей площадью более 720 га, а жидкие коммунальные отходы обезвреживаются на очистных сооружениях совместно со сточными водами. В настоящее время строится более 40 полигонов для размещения коммунальных отходов.
Планово-регулярной санитарной очисткой охвачено 100% многоквартирных жилых домов в городах и 72% одноквартирных и блокированных жилых домов, что положительным образом сказалось на санитарном состоянии населенных пунктов.
С целью увеличения использования коммунальных отходов в качестве вторичного сырья постановлением Правительства предусмотрено строительство в 2004-2008 годах сортировочных станций коммунальных отходов для городов с населением от 100 тысяч до 150 тысяч человек и заводов по переработке коммунальных отходов для городов с населением свыше 150 тысяч человек, а также расширение сети приемных пунктов и ряд других мероприятий.

Проводится ли в республике жилищно-коммунальная реформа?

Пути реализации задач по реформированию жилищно-коммунального хозяйства республики определены разработанной Минжилкомхозом и одобренной Советом Министров Республики Беларусь Концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года.
Основная цель реформирования жилищно-коммунального хозяйства — создание экономических, правовых и организационных условий для безубыточного функционирования, дальнейшего развития и реформирования отрасли, направленных на повышение эффективности, надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением затрат на их производство, обеспечение социальной защиты населения.
Задачами и принципами развития являются обеспечение и соблюдение минимальных нормативов социального стандарта по предоставлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания; совершенствование системы социальной защиты населения путем упорядочения существующих льгот, усиления адресной направленности выделяемых на эти цели средств; дальнейшее совершенствование системы платы за пользование жилыми помещениями и платы, предусматривающей участие нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков в финансировании в многоквартирных жилых домах доли затрат по фактическим расходам, связанных с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий (далее — за техническое обслуживание) и коммунальных услуг; совершенствование и оптимизация структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством; финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального хозяйства; переход на формирование договорных отношений, развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального обслуживания; развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов, обеспечение ее надежности и устойчивости функционирования с привлечением инвестиций на эти цели.
Достижение целей и реализация задач устойчивого социально-экономического развития жилищно-коммунального хозяйства возможны только в условиях радикального изменения хозяйственного механизма — перехода отрасли в режим безубыточного функционирования.
Деятельность по дальнейшему развитию жилищно-коммунального хозяйства включает поэтапное реформирование платы за пользование жилыми помещениями, за техническое обслуживание и коммунальные услуги.
Реализация поставленных задач позволит стабилизировать работу отрасли.

Основной проблемой развития жилищно-коммунального хозяйства в перспективе до 2015 года является обеспечение финансирования его воспроизводства. В настоящее время на смену централизованному государственному управлению и финансированию развития отрасли пришла их децентрализация, которая была осуществлена путем передачи основных фондов в коммунальную собственность, а также путем приватизации гражданами значительной части государственного и общественного жилищного фонда. Общие темпы и неравномерность развития основных фондов отрасли за счет капитального ремонта и нового строительства в отдельных населенных пунктах требуют совершенствования экономических отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Плата за пользование жилыми помещениями, за техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по фиксированным тарифам, средства местных бюджетов включая доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей коммунальных услуг, предоставляемых по договорным ценам, в целом недостаточны для обеспечения простого воспроизводства в отрасли.
Поэтому главным направлением развития отрасли является выработка подходов и направлений по решению задачи обеспечения населения и других потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативами социального стандарта в области жилищно-коммунального обслуживания, с одновременным переводом субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на рынке данных услуг, на самоокупаемость и в перспективе расширенного воспроизводства в отрасли.
В этой связи необходимо осуществить ряд мер по совершенствованию экономических взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг путем изменения системы финансирования, то есть переход от частичного бюджетного и перекрестного субсидирования затрат, связанных с оказанием услуг населению, к оплате их в полном объеме, при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных граждан и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

Какая работа будет проводиться в 2004 году и на перспективу?

Основные усилия на ближайшую перспективу должны быть сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг. За счет данного фактора должен быть удержан уровень возмещения затрат в рамках достигнутого без существенного повышения тарифов на общегосударственном уровне. Повышение уровня возмещения на данном этапе должно быть достигнуто за счет совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, проведения демонополизации и развития конкурентной среды, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, дифференциации оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилых помещений и дальнейшего упорядочения системы льгот и усиления адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
В целях экономической заинтересованности производителей услуг (независимо от форм собственности) на период сохранения жесткого государственного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг должны быть сохранены все прочие источники возмещения затрат по услугам для населения: субсидии из бюджета, арендная плата и прочие доходы, перекрестное субсидирование. По мере повышения уровня возмещения затрат платежами населения за счет снижения издержек будет постепенно снижаться нагрузка на бюджет и промышленность путем ликвидации перекрестного субсидирования.

Учитывая экономическую ситуацию в республике, в том числе продолжающиеся инфляционные процессы, предполагается проводить работу по совершенствованию тарифов на жилищно-коммунальные услуги за счет планомерного снижения себестоимости при повышении уровня возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам платежами населения.
За пределами 2015 года предполагается, что действующие тарифы будут составлять 100 процентов затрат включая источники расширенного воспроизводства и расходов по обязательному страхованию жилых помещений.
Сохранение всех источников финансирования на период доведения уровня возмещения затрат платежами населения до полной окупаемости и образования источников расширенного воспроизводства создает предпосылки привлекательности бизнеса в сфере жилищно-коммунальных услуг и возникновения конкуренции на рынке возможных претендентов по их оказанию.
Сложившийся уровень цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на современном этапе и соответственно расходы граждан на их оплату создали недостаточные предпосылки и стимулы по экономии потребляемых услуг. Материальная заинтересованность населения в установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления услуг теплоснабжения и водопотребления не подкреплена финансовыми возможностями их установки за счет средств граждан. Для разрешения данной проблемы предлагается предоставить гражданам возможность установки индивидуальных приборов учета и регулирования потребления услуг, и прежде всего водопотребления, за счет средств организаций — поставщиков услуг с последующим возмещением гражданами этих затрат в рассрочку либо через стоимость этих услуг.
Особенностью дальнейшего совершенствования политики ценообразования на жилищно-коммунальные услуги должно стать не простое повышение цен и тарифов в связи с изменением цен на материальные и, прежде всего, энергетические ресурсы, а более плавное регулирование в зависимости от роста реальных доходов граждан и снижения себестоимости услуг.

Платежи населения за техническое обслуживание и коммунальные услуги на каждом этапе реформирования не должны превышать уровня (доли собственных расходов граждан в совокупном доходе среднестатистической семьи), установленного государством.
На завершающем этапе реформирования ставка платы за пользование жилым помещением должна быть дифференцирована в зависимости от качества и месторасположения жилого помещения и обеспечивать расширенное воспроизводство этого вида услуг. Собственники жилых помещений должны уплачивать налог на недвижимость.
Наниматели, собственники жилых помещений, члены организаций граждан-застройщиков, имеющие более одного жилого помещения, должны оплачивать его содержание и потребление коммунальных услуг в полном объеме. При наличии у гражданина двух и более жилых помещений освобождению от обложения налогом на недвижимость подлежит только одно жилое помещение по выбору гражданина. Предполагается введение в повышенном размере налога на недвижимость для граждан, имеющих два и более жилых помещений.

С какими структурами и органами Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь чаще всего приходится сотрудничать?

В своей деятельности Министерству жилищно-коммунального хозяйства чаще всего приходится координировать свою работу с республиканскими органами управления — Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством труда и социальной защиты, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством энергетики, Комэнергоэффективности и другими отраслевыми министерствами и ведомствами, местными и распорядительными органами.

Как проводится работа Минжилкомхоза Республики Беларусь в рамках программы по энергосбережению?

В ЖКХ республики особое место занимает коммунальная теплоэнергетика, которая вырабатывает около 10 млн ГКал, или 35% от всей тепловой энергии, и осуществляет транспортировку 14,8 млн ГКал тепловой энергии от теплоисточников Минэнерго и 3,1 млн ГКал от других ведомственных теплоисточников для населения и объектов соцкультбыта. На выработку тепловой энергии в 2002 году коммунальными котельными израсходовано более 1,6 млн тонн условного топлива.
Для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, высвобождения из топливного баланса предприятий дорогостоящих жидких видов топлива, оборудования жилищного фонда и центральных тепловых пунктов приборами учета и регулирования энергоносителей ежегодно разрабатывается программа по энергосбережению. Так, за 2002 год жилищно-коммунальные организации сэкономили 129,7 тыс. т у.т., в том числе: за счет перевода котельных на использование местных видов топлива и горючих отходов производства — 5512 т у.т., установки приборов учета и систем регулирования температуры теплоносителя на отопление и горячее водоснабжение в тепловых узлах жилых домов — 43739 т у.т., применения автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств — 3845,5 т у.т., замены неэкономичных котлов более экономичными — 7074 т у.т., внедрения индивидуальных тепловых пунктов с применением высокоэкономичных современных конструкций водоподогревателей — 4177 т у.т.

Фактические затраты на внедрение энергосберегающих мероприятий составили 15,5 млрд руб.
С учетом постановлений Совета Министров Республики Беларусь основной задачей по энергосбережению в 2003 году является снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на объектах жилищно-коммунального хозяйства не менее чем на 10%. Программа энергосбережения на 2003-2005 гг. предусматривает снижение потребление ТЭР на 20% в сопоставимых условиях. Для выполнения поставленной задачи необходимо было в 2003 году обеспечить финансирование предусмотренных работ в размере 81 млрд руб. Суммарный расчетный ожидаемый эффект от реализации отраслевой программы по энергосбережению в 2003-2005 годах составит 482,8 тыс. т у.т., и предусматриваются следующие основные виды работ: замена изношенных участков тепловых сетей предварительно-изолированными трубами, реконструкция котельных, предусматривающая замену 420 котлов с низким КПД на более эффективные, оснащение многоквартирных жилых домов и центральных тепловых пунктов приборами группового учета расхода воды, тепловой энергии и системами регулирования расхода тепловой энергии, перевод котельных в газифицированных районах республики на использование природного газа с завершением этих работ в 2005 году и др.

Как формируется ценовая политика на коммунальные услуги? Претерпит ли она существенные изменения в следующем году?

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. №285 (с учетом изменений и дополнений) тарифы на коммунальные услуги, оказываемые населению, до 5 ноября т.г. регулировались облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством экономики, а плата за техническое обслуживание устанавливалась Министерством экономики. В настоящее время в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 ноября 2003 г. №487 регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения передано Совету Министров Республики Беларусь.
Утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги производится исходя из уровня возмещения населением затрат на их предоставление, определяемого Концепцией Закона “О бюджете Республики Беларусь” на соответствующий год. Действующий в настоящее время уровень тарифов возмещает 48 процентов затрат при установленном нормативе 50 процентов, в том числе: на холодное водоснабжение — 43,1 процента, услуги канализации — 43,9 процента, теплоснабжение — 51,2 процента, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов — 89,6 процента, пользование лифтами — 91,7 процента, техническое обслуживание жилых домов — 28,5 процента.
Согласно проекту Закона “О бюджете Республики Беларусь на 2004 год” уровень возмещения тарифами затрат жилищно-коммунальных организаций на предоставляемые населению услуги в 2004 году должен составить 60 процентов.
В соответствии с Концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года на третьем этапе ее выполнения (2010-2015 гг.) будет завершен, в основном, перевод жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования с учетом перехода на полную оплату населением затрат на содержание и ремонт жилых помещений, коммунальные услуги при обеспечении адресной социальной защиты населения.

Каким образом при сложившейся системе ЖКХ добиться кардинального снижения затрат, экономии бюджетных средств, увеличения объема жилищно-коммунальных услуг, а главное — улучшения качества обслуживания?

Как определено Концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства, основными путями снижения затрат должен быть ряд мер по совершенствованию экономических взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг путем изменения системы финансирования, то есть переход от частичного бюджетного и перекрестного субсидирования затрат, связанных с оказанием услуг населению, к оплате их в полном объеме, при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
В настоящее время за счет совершенствования тарифной политики и снижения издержек достигнут 50-процентный уровень возмещения затрат по основным видам услуг.
Основные усилия на краткосрочную перспективу (ориентировочно до 2006 года) должны быть сосредоточены на рационализации и снижении издержек производителей услуг. За счет данного фактора должен быть удержан уровень возмещения затрат в рамках достигнутого без существенного повышения тарифов на общегосударственном уровне. Повышение уровня возмещения на данном этапе должно быть достигнуто за счет совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством; проведения демонополизации и развития конкурентной среды; внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий; дифференциации оплаты в зависимости от качества и месторасположения жилья; дальнейшего упорядочения системы льгот и усиления адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
В целях экономической заинтересованности производителей услуг (независимо от форм собственности) на период сохранения жесткого государственного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг должны быть сохранены все прочие источники возмещения затрат по услугам для населения: субсидии из бюджета, арендная плата и прочие доходы, перекрестное субсидирование. По мере повышения уровня возмещения затрат платежами населения за счет снижения издержек будет постепенно снижаться нагрузка на бюджет и промышленные предприятия путем ликвидации перекрестного субсидирования.

Будет ли в Беларуси осуществляться разделение функции заказчика и подрядчика, предоставляющих населению услуги?

Концепцией также намечено до 2006 года осуществить разделение функций и договорных отношений между собственниками жилья (или организацией, ими уполномоченной) и жилищно-эксплуатационными и подрядными организациями.
Одним из главных направлений дальнейшего развития механизмов функционирования жилищного хозяйства является создание конкурентной среды путем своевременного и достаточного финансирования содержания и ремонта жилищного фонда, а также постепенного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги с одновременной адресной поддержкой граждан.
В настоящее время недофинансирование жилищно-коммунальной сферы, несовершенство тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве обуславливают отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что снижает перспективы развития конкуренции по его обслуживанию. Административные методы в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством не дали должного эффекта при переводе жилищно-эксплуатационных организаций на самостоятельный баланс с правом юридического лица.
К 2006 году предполагается выполнение исключительно на конкурсной основе всех подрядных работ по ремонту конструктивных элементов жилых домов и капитальному ремонту коммунального жилищного фонда в г. Минске, областных центрах и городах с населением более 200 тыс. человек.

Работа с населением: какие чаще всего возникают трудности? Как с ними справляетесь?

Одним из направлений является активное взаимодействие жилищно-эксплуатационных организаций с общественными формированиями по месту жительства — комитетами общественного самоуправления, домовыми комитетами и советами.
С ними постоянно проводятся встречи, собрания, на которых обсуждаются и разъясняются основные направления политики государства по содержанию жилищного фонда. Руководство министерства систематически выезжает в регионы для встреч с трудовыми коллективами и, что особенно надо отметить, проводит выездные приемы граждан, где и решаются основные проблемы, возникшие у населения. В связи с наступающим праздником хочется поздравить читателей газеты и всех работников министерства с Новым годом, пожелать всех благ!

Спасибо, позвольте и Вас от имени редакции поздравить с наступающим Новым годом.

Беседовал Юрий ЛУКАШЕВИЧ, фото Сергея ШАРУБЫ

© Строительство и недвижимость

стройматериалы:
грунтовка для древесины
аренда техники:
леса строительные в аренду
мини-погрузчики в аренду
лебедки, тали в аренду в России
ленточные шлифмашинки в аренду в России

полезные ссылки
Пушки тепловые электрические (электрокалориферы)