Удачный синтез архитектуры и техники


В 1996 году архитекторы из всех стран Европейского Союза были приглашены к участию в открытом конкурсе на лучший проект нового здания головного офиса dvg (Datenverarbeitungsgesellschaft) в Ганновере.


Победителями стали архитектурные фирмы Hascher + Jehle и Heinle, Wischer und Partner из Берлина, которые скооперировались с инженерной фирмой Weischede, Hermann und Partner GmbH из Штутгарта. Они разработали настолько удачный проект, что он был признан лучшим в результате подведения итогов соревнования на соискание премий "Архитектура плюс техника" (Architecture + Technology Award) на крупнейшей ярмарке инженерного оборудования зданий ISH 2003 во Франкфурте-на-Майне.

Объект, строительство которого было завершено в ноябре 1999 г. (площадь — 184 тыс. м2, стоимость строительства — 120 млн евро), расположен на окраине жилой застройки и представляет собой напоминающее гребенку формообразование, простирающееся в широтном направлении на 380 метров.
Имеющие сравнительно привычный облик объемы офисов накрыты тремя стеклянными крышами в виде структур одинарной гауссовой кривизны, поперечным профилям которых приданы плавные, волнообразные очертания. Посредством этих пространственных покрытий, обладающих ярко выраженным эстетическим началом, в чисто практическом плане решаются технические задачи защиты внутренних пространств объекта от внешних воздействий — осадков, ветра, избыточной солнечной радиации. Своеобразные защитные стеклянные щиты накрывают как террасные офисные здания переменной этажности — до 4-х этажей, которые предназначены приблизительно для 1.300 работников, так и коммуникационные пространства вместе с рекреационными зонами, которые усажены пышной субтропической растительностью.

Ключевым моментом проектной концепции рассматриваемого объекта, который удовлетворяет самым изысканным вкусам архитектурных гурманов, является, вне всякого сомнения, изящный способ преодоления больших пролетов посредством стеклянных крыш, имеющих практически идеальную пространственную форму. Следует особо подчеркнуть, что в данном случае весьма грамотно увязаны как чисто архитектурно-художественные, так и сугубо утилитарные вопросы. Ведь стеклянная крыша, играя роль скромно и даже утонченно доминирующего элемента декоративного назначения, вносит и свой весомый вклад в обеспечение заданных параметров исключительно здорового внутреннего микроклимата, который сродни климату Средиземноморья. Между прочим, такой подход к проектированию, именуемый комплексным, или интегрированным, служит отражением современного отношения к сущности высокотехнологичных архитектурных объектов эпохи глобализации.

Форма стеклянных крыш была задана террасной организацией расположенных под ними зданий регулярной линейно-прямоугольной структуры. При этом четырехугольные стекла, из которых состоит оболочка криволинейных крыш, не только плоские, но и геометрически подобные. Что касается принципиально нового, запатентованного его авторами несущего остова крыш, то он состоит из более-менее идентичных трехосных стальных модулей и объединяющей их сетки из стальных тросов. Интересно, что волнообразная форма структурной конструкции крыши была оптимизирована в результате испытаний моделей в аэродинамической трубе. Неудивительно поэтому, что столь выверенное решение оказалось наиболее экономичным. Стоит также отметить один немаловажный эксплуатационный плюс: конструкция крыш позволяет автоматическому устройству для очистки стекол снизу без проблем перемещаться по верхним поясам их несущих конструкций.

Из пакета инновационных решений рассматриваемого объекта необходимо также выделить следующие решения:
— эффективно организованную естественную вентиляцию офисных помещений (другой яркий пример удачного исполнения такой вентиляции — экологический небоскреб во Франкфурте-на-Майне, архитектор Норман Фостер);
— пассивное использование солнечной энергии, что уменьшает расход энергии на отопление;
— интенсивное использование естественного дневного света, что снижает расход электричества на обеспечение искусственного освещения;
— энергоактивные потолочные системы для выработки электричества;
— установку для утилизации тепла отработанного вентиляционного воздуха.

Одной из самых существенных особенностей рассматриваемого проекта, что ясно уже из вышеизложенного, бесспорно, следует признать поддержание очень высокого качества внутренней воздушной среды за счет умелого использования большого количества растений. При этом открывание больших площадей стеклянных покрытий, что создает прямую связь внутренних пространств с внешней средой, предотвращает перегрев этих пространств в теплые периоды года.

Выигрышный архитектурный аспект — довольно высокая степень планировочной гибкости. Она касается организации пространств таких, например, помещений, как одиночный офис, офис для нескольких сотрудников, офис для самостоятельного подразделения. Еще одно преимущество объемно-пространственного решения рассматриваемого объекта заключается в том, что в нем самым наилучшим образом можно устраивать различные встречи и переговоры, используя террасы и открытые рекреационные площади с их богатой растительностью. Разумеется, все это резко повышает ценность (но не цену) офисных площадей, отвечающих современным запросам по созданию гуманной среды приложения труда.
В заключение стоит отметить, что сравнительно низкие эксплуатационные расходы и высочайшее качество рабочих мест гарантируют выгодную компенсацию за повышенные затраты на проектирование и строительство объекта. Без преувеличения можно констатировать, что он служит убедительным примером преимуществ системного проектирования и удачного синтеза архитектуры и техники.

Дмитрий ЖУКОВ, канд. техн. наук
Использованы материалы Messe Frankfurt


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 2003 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость