Жилье в концепции развития ЖКХ


В целях дальнейшего реформирования жилищно-коммунального хозяйства Совет Министров Постановлением от 14 июля 2003 г. №943 одобрил Концепцию развития этой отрасли на период до 2015 года. Основная цель Концепции — создание экономических, правовых и организационных условий для безубыточного функционирования, дальнейшего развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, направленных на повышение эффективности, надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением затрат на их производство, обеспечение социальной защиты населения.

Важное место в этом документе отведено жилищной сфере. Как отмечается в Концепции, сложившиеся экономические отношения в этой сфере (приватизация жилья, долевое участие граждан в жилищном строительстве, развитие системы организаций граждан-застройщиков и др.) позволили сформировать частный жилищный фонд в объеме около 80% от всего жилищного фонда республики. В этих условиях стало возможным становление и развитие вторичного рынка жилых помещений, что в значительной мере способствовало ускорению решения жилищной проблемы для многих тысяч семей.

Осуществляется упорядочение платы за пользование жильем и коммунальные услуги. В республике гарантирован социальный стандарт оплаты за жилье по установленным ставкам (тарифам) — 20 квадратных метров общей площади на каждого проживающего в данном жилом помещении. Плата за пользование остальной площадью (сверх указанного размера) взимается по нормативной себестоимости, утверждаемой облисполкомами, Минским горисполкомом. Введен также механизм адресной социальной защиты населения путем предоставления гражданам безналичных жилищных субсидий (в 2002 году правом на получение таких субсидий воспользовались 85436 семей, и на эти цели направлено 965,2 млн рублей бюджетных средств).

В то же время возникли новые проблемы, связанные как с реструктуризацией жилищного фонда, так и с необходимостью кардинального решения вопросов энергосбережения, сохранности жилищ и в целом воспроизводства жилищного фонда.
Концепцией определено, что одним из главных направлений дальнейшего развития жилищного хозяйства является создание конкурентной среды в этой отрасли. Существующее сегодня совмещение жилищно-коммунальными организациями определенных функций управления жилищным фондом и хозяйственной деятельности по техническому обслуживанию этого фонда не способствует повышению эффективности управления жилищным фондом, его эксплуатации и ремонта. Поэтому ставится задача до 2006 года осуществить разделение функций и введение полноценных договорных отношений между собственниками жилищного фонда (или уполномоченной организацией), организациями жилищно-коммунального хозяйства и подрядными организациями. К 2006 году предполагается обеспечить выполнение исключительно на конкурсной основе всех подрядных работ по ремонту коммунального жилищного фонда в Минске, областных центрах и городах с населением более 200 тыс. человек.

В 2006-2010 годах предполагается осуществить переход на профессиональное управление коммунальным жилищным фондом на конкурсной основе. При этом собственник жилищного фонда будет обязан заключать с организацией жилищно-коммунального хозяйства либо организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, договор на управление жилищным фондом в форме возмездного оказания услуг. Для обеспечения равных условий организациям различных форм собственности при управлении коммунальным жилищным фондом потребуется изменение существующих правоотношений.
Реформа в жилищном хозяйстве должна обеспечить на первом этапе конкуренцию подрядных организаций при получении заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг, и на втором этапе — конкуренцию в сфере управления недвижимостью при получении заказа от собственника на управление жилищным фондом. Вместе с тем Концепцией предусматривается, что в определенных случаях должна оставаться возможность сохранения в отрасли государственных организаций жилищно-коммунального хозяйства. Например, если собственники жилых помещений изберут именно такую форму обслуживания недвижимого имущества или при невозможности в принципе создания конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в малых городах, городских поселках и сельской местности (это может быть присуще жилищному фонду в военных городках и на других закрытых территориях).
С принятием Закона Республики Беларусь от 8 января 1998 г. №135-3 “О совместном домовладении” у граждан появилась возможность выбора способа управления жилищным фондом. Поэтому одним из направлений реформирования жилищного хозяйства можно считать создание товариществ собственников жилья. Сегодня в республике уже насчитывается 150 таких новообразований, и работа по их созданию должна быть активизирована.

Начиная с 2004 года планируется увеличение объемов финансирования работ по реконструкции и тепловой модернизации жилищного фонда с доведением их к 2015 году до половины общего объема инвестиций в жилищное строительство. К 2013 году предполагается осуществить переход от модернизации отдельных жилых домов к комплексной реконструкции жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), обеспечивая при этом выбор наиболее эффективных решений, создание зон энергоэффективной эксплуатации жилых помещений.
Сложившийся уровень цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в настоящее время и соответственно расходы граждан на их оплату не создают необходимых предпосылок и стимулов по экономии населением потребляемых услуг. Отсутствует материальная заинтересованность населения в установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления услуг (теплоснабжение и водоснабжение) за счет собственных средств. Для решения данной проблемы предложено предоставить гражданам возможность установки индивидуальных приборов учета и регулирования потребления услуг, и в первую очередь, водопотребления, за счет средств организаций — поставщиков услуг (ориентировочно срок завершения этих работ — 2008 год) с последующим возмещением гражданами этих затрат в рассрочку либо через стоимость этих услуг.

На завершающем этапе реформирования жилищного хозяйства ставка платы за пользование жилым помещением должна быть дифференцирована в зависимости от качества и месторасположения жилого помещения и должна обеспечивать расширенное воспроизводство жилищного фонда. Наниматели, собственники жилых помещений, члены организаций граждан-застройщиков, имеющие в пользовании более одного жилого помещения, должны оплачивать его содержание и потребление коммунальных услуг в полном объеме (по нормативной себестоимости). Собственники жилых помещений должны облагаться налогом на недвижимость, при этом предполагается введение в повышенном размере налога на недвижимость для граждан, имеющих два и более жилых помещений.

Развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и предоставлении жилищно-коммунальных услуг создаст предпосылки для последующей приватизации организаций жилищно-коммунального хозяйства. Первым этапом такой приватизации должно стать акционирование указанных организаций в соответствии с Постановлением Совета Министров от 17 января 2003 г. №45 “О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг”. В 2003 году — не менее 20% в каждой области и 30% в г. Минске, в 2004 году — не менее 50% с окончанием этой работы в 2005 году. При этом контрольные пакеты акций должны сохраниться в собственности государства.

В сельской местности намечается до 2006 года в порядке, установленном законодательством, принять решения по использованию жилых помещений, находящихся в ветхом состоянии, приобрести пустующие жилые помещения, отремонтировать и заселить их гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Реализация данной Концепции намечается в три этапа.

На первом этапе (2004-2006 гг.) планируется:
— сформировать условия для создания новых организационных форм эксплуатации жилищного фонда (совместные домовладения, товарищества собственников, передача на общественную сохранность на добровольных началах жильцам домов мест общего пользования и систем инженерного оборудования);
— сохранить за данный период формирование целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, включая жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников, и на субсидии юридическим лицам по возмещению части затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению, для обеспечения работ по приведению в технически исправное состояние систем инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства в сельской местности;
— оснастить жилые дома, насчитывающие 20 и более квартир, приборами группового учета расхода воды и тепловой энергии, системами регулирования подачи этой энергии в рамках реализации Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. №1820 “О дополнительных мерах по экономному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов”;
— определить подходы и варианты модернизации крупнопанельных жилых домов первых массовых серий с учетом надстройки дополнительных этажей, возможной перепланировки квартир, расширения помещений за счет пристроек и одновременного осуществления тепловой модернизации зданий.

На втором этапе (2006-2010 гг.) намечается:
— довести долю жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 60% путем создания частных компаний, в том числе товариществ собственников, приватизации организаций жилищно-коммунального хозяйства;
— провести работы по модернизации и тепловой реабилитации крупнопанельных жилых домов первых массовых серий в рамках выполнения Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2003 г. №45.

На третьем этапе (2010-2015 гг.) предполагается:
— довести долю жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 100% путем создания частных организаций с преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами — товариществами собственников;
— завершить в основном перевод жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования с учетом перехода на полную оплату населением затрат на содержание и ремонт жилых помещений, коммунальных услуг при обеспечении адресной социальной защиты населения;
— в целях расширения инвестиционной и инновационной деятельности в реализации высокорентабельных проектов реконструкции и развития жилищно-коммунального хозяйства, совершенствования работы по сбору платежей от населения обеспечить создание республиканского банка жилищно-коммунального хозяйства;
— разработать и внедрить механизм обязательного страхования жилых помещений в многоквартирных жилых домах;
— завершить в основном работы по модернизации и тепловой реабилитации крупнопанельных жилых домов первых массовых серий в рамках выполнения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2003 г. №45.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 45 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость