Строительство в странах СНГ: контроль и качество


Сегодня в разных государствах имеется различный подход к осуществлению контроля качества возведения объектов, строящихся по международным контрактам с участием иностранных подрядчиков.

Азербайджанская Республика

Государственный комитет строительства и архитектуры Азербайджанской Республики считает очень актуальным обсуждение темы “Практика контроля за качеством строительства объектов, возводимых по международным контрактам с участием иностранных подрядчиков в странах СНГ”, так как в Азербайджане, как и во всех странах СНГ, в процессе осуществления экономических реформ все больше практикуется участие иностранных подрядных фирм в строительстве объектов, возводимых по международным и местным контрактам.
В законодательстве Азербайджанской Республики отсутствуют специальные ограничительные оговорки в отношении участия иностранных подрядных фирм в строительстве.
Иностранные подрядные фирмы, получившие право на деятельность на территории страны, могут участвовать в тендерах на строительство объектов наряду с местными строительными организациями, и в случае победы на них деятельность подрядных организаций независимо от того, местные они или зарубежные, регулируется законами и нормативными актами Азербайджанской Республики. Выполняемые ими строительно-монтажные работы и применяемые строительные материалы должны соответствовать проекту и действующим СНиП и ГОСТ.
С этой точки зрения в условиях отсутствия в большинстве зарубежных стран практики Государственного контроля за строительством, где требуется только получение разрешения на строительство и согласование проектов со стороны муниципалитетов (мэрий) и налажена система заключения контрактов, в которых оговариваются все требования к качеству строительства и детализируются все вопросы контроля со стороны заказчика (инвестора) и подрядчика, оговариваются гарантии подрядчика на сданные в эксплуатацию объекты, со стороны госорганов необходимо применение системы контроля за качеством строительства, несколько отличной от традиционной, которая сохранилась в странах СНГ.

В первую очередь необходимо обеспечить обязательную экспертизу соответствующими государственными органами проектов всех объектов независимо от источников финансирования строительства. В этой части в Азербайджане действует Постановление Кабинета Министров, запрещающее начало строительства объектов по проектам, не имеющим положительного заключения органов Госэкспертизы.
На стадии строительства по объектам, финансируемым за счет бюджета, средств госпредприятий, зарубежных кредитов и инвестиций с гарантией, со стороны органов Госархстройконтроля Госстроя осуществляется систематический, а при необходимости — постоянный контроль за качеством выполненных строительно-монтажных работ и проверка системы контроля, осуществляемого заказчиком и подрядчиком.
Такой опыт работы осуществлен на ряде объектов: реконструкция Центральной клинической больницы; строительство Международного аэропорта; строительство зданий Центрального банка и Международного банка в г. Баку; реконструкция ГРЭС “Северная” и ряда ТЭЦ в г. Баку и др.
По объектам, строительство которых осуществляется за счет иностранных коммерческих инвестиций без госгарантий, по мнению Государственного комитета строительства и архитектуры Азербайджанской Республики, органами Госархстройконтроля должна выполняться выборочная проверка налаженной на объекте системы контроля со стороны инвестора, а также собственная система контроля, осуществляемая подрядчиками. Такой опыт имеется на строительстве отелей “Рэдиссон”, “Грандотель”, “Хаят Редженси”, ресторанов “Макдоналдс”, ряда жилых домов, промышленных предприятий, торговых комплексов, офисов фирм, бизнес-центров и др.

Большой объем работ иностранными подрядными организациями в Азербайджанской Республике выполняется в рамках реализации международными консорциумами нефтяных контрактов. По этой группе объектов из-за их специфики особые условия контрактов, которые отличаются от требований действующего законодательства, утверждаются Милли Меджлисом (Парламентом) Азербайджанской Республики и имеют силу самостоятельных законов. На данных объектах государственный контроль за качеством осуществляется другими госструктурами, и они в настоящее время находятся вне поля деятельности Госстроя. В связи с этим Госстроем Азербайджана в Кабинет Министров республики внесены предложения по изменению ситуации и введению обязательной госэкспертизы проектов этих объектов органами Госстроя Азербайджана и его участию в процессе контроля за качеством их сооружения.

Республика Армения
Контроль качества строительства объектов, возводимых по международным контрактам с участием иностранных подрядчиков, в Республике Армения производится на основании действующих законов и нормативных актов, регламентирующих порядок проведения контроля за качеством строительства в республике подразделениями Государственной градостроительной инспекции Министерства градостроительства Республики Армения.
Основанием для проверок является Закон Республики Армения “О градостроительстве”. Согласно вышеназванному закону, субъектами градостроительной деятельности могут быть иностранные юридические лица, и их действия в этой области также подлежат контролю согласно действующим законам Республики Армения. Имеется поправка к Закону, гласящая, что, если по международному контракту по строительству конкретного объекта предусмотрены иные требования, то в этом случае действуют эти требования. Однако в большинстве случаев в контракте фиксируется, что градостроительная деятельность застройщика должна соответствовать законам Республики Армения. В таких условиях контроль за качеством строительства объектов независимо от источника финансирования осуществляется в соответствии с законами и нормативными актами Республики Армения.

Республика Беларусь
Работа органов государственного строительного надзора оказывает значительное влияние на предпринимательскую деятельность и создание благоприятной среды для работы инвесторов, так как Госстройнадзор выполняет регулирующую функцию, контролируя выполнение законодательных и строительных нормативных требований, чем защищает интересы и законные права граждан республики и безопасность общества в целом.
На органы государственного строительного надзора республики возложен надзор за эксплуатационной надежностью и безопасностью объектов строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и соблюдением установленного порядка строительства всех объектов независимо от их назначения, форм собственности, источников финансирования и способов строительства, а также выдача разрешений на производство строительно-монтажных работ и заключений для приемки объектов в эксплуатацию. Органы государственного строительного надзора наделены полномочиями применять предусмотренные законодательством экономические и административные санкции за правонарушения в строительстве, приостанавливать действия лицензий, а также вносить в соответствующие государственные органы представления о лишении лицензий участников строительства, не выполняющих установленные правила.

Требования, предъявляемые к иностранным подрядным организациям при осуществлении ими строительной деятельности на территории Республики Беларусь, идентичны требованиям к субъектам хозяйствования республики.
При выборе подрядной организации, в том числе иностранной, проводятся торги на строительство объекта.
Условиями торгов должно быть предусмотрено: если победитель торгов является иностранным предприятием (кроме субъектов хозяйствования Российской Федерации), он должен обязательно использовать в работе по возведению объекта строительства не менее 30% объема изготовляемых в республике оборудования, сырья, материалов, а также работ или услуг, выполняемых белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Подрядчик, изъявивший желание участвовать в торгах на строительство объекта, должен иметь разрешение (лицензию) на право возведения соответствующих зданий и сооружений (выполнение соответствующих видов работ, услуг) на территории Республики Беларусь.
Невыполнение заказчиком отдельных требований законодательных актов при проведении торгов с участием иностранных субъектов хозяйствования приводит к появлению на строительном рынке недобросовестных подрядных организаций.
Иностранные фирмы — победители торгов не всегда готовы работать качественно, с соблюдением требований законодательных актов Республики Беларусь. Незнание законодательной базы республики приводит к нарушению установленного порядка выполнения строительства объектов. Меры, применяемые к иностранным подрядным организациям при нарушении ими законодательства Республики Беларусь органами Госстройнадзора, идентичны таковым в отношении субъектов хозяйствования — резидентов республики.

К наиболее часто повторяющимся нарушениям строительного законодательства иностранными подрядчиками относятся:
выполнение строительных работ без их регистрации в органах государственного строительного надзора, т.е. самовольное строительство, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а также наложение экономических санкций на заказчика (застройщика) и подрядчика — от двухсот до пятисот базовых величин (с каждого);
нарушение обязательных требований проекта и нормативной документации, что влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до двадцати базовых величин (при повторном в течение года — от десяти до сорока базовых величин), а также применение экономических санкций к заказчику (застройщику), подрядчику, проектной организации — от ста до трехсот базовых величин и др.;
применение импортируемых строительных материалов и изделий, изготовленных по нормативным документам других стран, действие которых не распространяется на территорию Республики Беларусь и на которые законодательством республики проведение обязательной сертификации не предусмотрено. В республике для таких материалов предусмотрена обязательная процедура получения технических свидетельств, что зачастую не выполняется иностранными подрядчиками. Органы государственного строительного надзора запрещают применение таких строительных материалов и изделий и требуют их технического освидетельствования на право применения на территории Республики Беларусь.
Имеют место случаи ввоза строительных материалов без их предварительной презентации, что сказывается в значительной степени на качестве готовой строительной продукции и ее долговечности.

Зачастую у иностранных фирм технический уровень ИТР и рабочих находится не на должном уровне.
Показателен пример проведения работ по реконструкции гостиницы “Минск” в г. Минске, когда финансирование осуществлялось турецкой стороной, а строительно-монтажные работы выполнялись турецкой фирмой “Эмсаш Иншаат Туризм Санайи А.Ш.”, являющейся одновременно генеральным подрядчиком и первоначальным разработчиком проектной документации. Только за период с июня 2001 г. по сентябрь 2002 г. инспекцией Госстройнадзора по данному объекту выдано 31 предписание по выявленным дефектам и нарушениям, в том числе 11 предписаний с приостановкой работ на объекте. К должностным лицам генподрядчика применено 5 административных штрафов, в двух случаях к фирме применены экономические санкции за допущенные нарушения при выполнении СМР.
Анализ качественных параметров строительства на территории Республики Беларусь показывает, что необходимо дальнейшее совершенствование деятельности надзорных органов в строительстве, разработке своего рода концепции, которая повысила бы эффективность работы органов надзора в вопросах обеспечения безопасности, эксплуатационной надежности и качества строительной продукции в целях защиты интересов ее потребителей. Данная концепция должна отразить как возросшую роль надзорных органов в системе единого механизма контроля государства в строительстве, так и выход на качественно новый уровень работы каждого из видов надзорных органов.

Республика Молдова
Контроль за качеством объектов по международным контрактам с участием международных подрядчиков Государственная Инспекция в Строительстве осуществляет на базе Закона “О качестве в строительстве”.
Контроль за качеством строительства объектов, возводимых иностранными подрядчиками, не отличается от такового в отношении объектов, которые строятся местными строительными фирмами. За последние 5 лет в Республике Молдова за счет иностранных инвестиций произведены реконструкция и строительство таких крупных объектов, как национальная дорога М-2 Кишинэу-Сэрэтень; аэропорт г. Кишинэу; водопровод г. Комрат; водопровод и инженерные сети г. Чеадыр-Лунга; терминал для нефтепродуктов с. Джюрджюдешть; гостиница “Интернационал”.
На объектах, финансируемых из иностранных инвестиций, Инспекция имеет право контроля объемов и стоимости работ в соответствии с “Инструкцией о проведении контрольных объемов и стоимости выполненных работ по строительству и капитальному ремонту объектов”. В результате контроля объемов и стоимости выполненных работ по реконструкции национальной дороги М-2 были сняты с выполнения 100 тыс. долларов. К виновным были применены финансовые санкции в соответствии с действующим законодательством Республики Молдова.
Инспекция является единственным органом государственного контроля качества в строительстве, который дает заключение на приемку выполненных работ, заключение на окончательную приемку объектов, без которого приемка объектов не имеет юридической силы.

Российская Федерация
Органы государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации осуществляют свою деятельность на основании Положения о Государственном архитектурно-строительном надзоре Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В Положении о Государственном архитектурно-строительном надзоре Российской Федерации не предусмотрена какая-либо специфика осуществления Госархстройнадзора на объектах, строящихся по международным договорам с участием иностранных подрядчиков.
Практика показывает, что иностранные подрядные строительные организации, работающие на территории России, соблюдают требования нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов, строительных норм и правил, технических условий, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства наравне с российскими строительными организациями.
В то же время установлено, что отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Указанное положение Закона применимо и к осуществлению государственного архитектурно-строительного надзора. Однако в практике деятельности органов Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации прецедентов его применения не было.

Республика Узбекистан
Согласно представленным данным, Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (Госархитектстрой) решаются задачи улучшения потребительских свойств строительной продукции по сравнению с установленным ранее нормативным уровнем, а также обеспечения заданного уровня качества при выполнении строительно-монтажных работ, производстве строительных материалов и конструкций.
Эффективным и действенным рычагом воздействия на качество строительных работ является Госархстройнадзор Госархитектстроя Республики Узбекистан.
Практика работы с иностранными подрядчиками показывает, что ответственность по обеспечению качества СМР на объекте возложена на конкретные лица. Соблюдение технологии производства работ, лабораторный контроль, соответствие сертификатам качества поставленных материалов и конструкций, использование новейших образцов малой механизации и уровень культуры строительства находятся на высоком уровне.
Основными направлениями повышения уровня контроля качества СМР, выполняемых иностранными строительными организациями, являются:
1) строгое соблюдение иностранными подрядчиками при производстве СМР действующих нормативов, а также законодательных актов, касающихся отрасли капитального строительства Республики Узбекистан;
2) применение строительных материалов, соответствующих стандартам ИСО-9000;
3) практика взаимоотношений участников строительного процесса в рыночных условиях, соблюдение условий заключенных контрактов по “твердой закрытой цене”;
4) широкое применение в строительстве современных методов выполнения работ.

При этом отмечается, что на некоторых объектах, где в качестве подрядчика выступают иностранные фирмы, строительные, монтажные и другие виды работ (противопожарные, электроснабжение, вентиляция и пр.) осуществляются по европейским нормам и правилам, отличающимся от национальных. В таких случаях вопрос гармонизации национальной системы стандартов с международной рассматривается в Госархитектстрое и соответствующих ведомствах Республики Узбекистан на основании действующих в республике нормативов.
Также отмечается и наличие трудностей, возникающих с установлением государственного контроля за некоторыми объектами, возводимыми в рамках заемных соглашений с МБРР и КФАЭР.
В соответствии с требованиями МБРР, КФАЭР и FIDIC для осуществления технического надзора за строительством объектов на тендерной основе наняты инженеры-консультанты по техническому надзору, которые хорошо знакомы с международными нормами гражданского строительства и условиями FIDIC и руководствуются только этими нормами. Инженер-консультант по технадзору считается единственным руководителем и контролером работ на площадке и уполномочен принимать самостоятельные решения по изменению проектов.
Проблемы по регистрации и установлению государственного надзора на данных объектах мотивируются отсутствием в международных контрактах необходимости участия органов Госархстройнадзора со ссылкой на приоритетность этих контрактов перед законодательством Республики Узбекистан.
Такой подход к делу со стороны иностранных инвесторов приводит к негативным последствиям. Однако дальнейшее совершенствование нормативных и законодательных актов должно способствовать разрешению имеющихся в этом плане разногласий.
По мнению Госархитектстроя Республики Узбекистан, в контрактные условия необходимо включать положения о соблюдении национальных норм и правил, а также предусматривать участие государственных надзорных органов при осуществлении строительства.

Украина
Законом Украины “О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности” не предусмотрена выдача лицензий на строительную деятельность предприятиям-нерезидентам.
Для осуществления строительной деятельности на территории Украины предприятия-нерезиденты должны зарегистрировать в Украине субъект хозяйственной деятельности — юридическое лицо.
Таким образом, зарегистрированное юридическое лицо является резидентом Украины и должно выполнять все действующие в Украине законодательные и нормативные акты.
Исключение составляют объекты, соглашения по которым ратифицируются Верховной Радой Украины.
Согласно Закону Украины “Об архитектурной деятельности”, иностранцы и лица без гражданства, которые находятся на территории Украины на законных основаниях, при осуществлении архитектурной деятельности пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, как и граждане Украины, если другое не предусмотрено законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
На территории Украины иностранцы и лица без гражданства могут выполнять работы и принимать участие в разработке градостроительной документации, осуществлять проектирование объектов архитектуры, разрабатывать рабочую документацию для строительства только на основании договоров с субъектами хозяйственной деятельности, которые имеют лицензию на выполнение проектных работ.
Качество проектной документации проверяется органами государственной инвестиционной экспертизы независимо от источников финансирования.
Контроль качества строительно-монтажных работ и их соответствие проектной документации осуществляется техническим надзором заказчика и авторским надзором проектной организации.
Общий надзор за соблюдением градостроительного законодательства, качеством выполняемых работ осуществляется государственным архитектурно-строительным контролем.

Обзор подготовил по материалам конференции МСССД стран СНГ Александр ПАНИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость