Дороги должны работать бесперебойно даже в зимний период


Зима была, есть и останется серьезным испытанием для отрасли. Именно в этот период года в наибольшей степени проявляется умение дорожников работать четко, оперативно и качественно в сложных и порой экстремальных погодных условиях. Но какие бы препятствия ни чинила стихия, транспортные артерии должны работать бесперебойно, а пользователи дорог — получить возможность комфортного проезда. Этот девиз остается неизменным для отраслевых предприятий. О том, насколько готовы дорожники к работе в осенне-зимнем сезоне 2003-2004 гг., шла речь на заседании коллегии департамента “Белавтодор”.

Ни для кого не секрет, что погода — штука достаточно непредсказуемая. Вот и нынешняя осень преподнесла свой сюрприз: уже в 20-х числах октября во многих регионах республики выпал снег, понизилась температура. Отрадно, что дорожники были готовы к такому повороту событий — благо перед осенне-зимним сезоном был проведен традиционный комплекс подготовительных работ. (К слову, благодаря такой практике прошлой зимой отрасль сработала надежно: все дорожные организации были обеспечены топливом и энергией, а по автомобильным дорогам в основном было обеспечено непрерывное движение автотранспорта).
Бесспорно, что эффективность такой работы была заложена заранее. Как сообщил начальник Управления содержания дорожной сети департамента Василий Яковлев, еще в начале августа в департаменте “Белавтодор” был издан приказ, которым был утвержден комплекс мер по подготовке дорог и организаций дорожного хозяйства к работе в осенне-зимний период. В соответствии с этим на предприятиях и в открытых акционерных обществах были изданы свои приказы, разработаны организационно-технические мероприятия, а также созданы комиссии по координации предзимних подготовительных работ.

Готовность отрасли к зиме была объектом специальной проверки, в ходе которой было осмотрено порядка 70 предприятий как республиканских, так и местных автомобильных дорог. Внимание проверяющих было сосредоточено на заготовке в организациях противогололедных материалов и запасов топлива, а также на правильности и своевременности проведения организационных мероприятий. В результате, как отметил Василий Яковлев, мы пришли к выводу, что подготовка дорожных организаций к работе в зимний период по состоянию на 20 октября была завершена. При этом лучше всех подготовилась к зиме “Белавтострада”.
Тем не менее, проверка выявила и ряд недостатков. Так, не везде достаточными темпами велась заготовка противогололедных материалов. Хуже других в этом плане оказался Гродненский облдорстрой. Не в полном объеме была проведена работа Дорстройиндустрией по обеспечению техникой подведомственных предприятий, в первую очередь, пескосолераспределителей (как заверил позже один из руководителей этого предприятия, данная проблема будет решена в самое ближайшее время). Да и сама техника в отдельных организациях оказалась подготовленной не полностью.

В ходе проверки должное внимание было также уделено проведению в организациях инженерной защиты, составлению планов-графиков по закреплению людей, машин и механизмов за конкретными участками дорог, вопросам завершения программы работ по капитальному и среднему ремонтам и др. В результате, в частности, было отмечено, что в отдельных ДЭУ есть отставание по заливке деформационных швов и трещин, что не во всех организациях в полной мере соответствуют нормативным требованиям производственно-технологические площадки и т.д. Тем не менее, как резюмировал свое выступление Василий Яковлев, у предприятий еще есть время, чтобы улучшить эти позиции.
В выступлении начальника Отдела координации и подрядных работ департамента Юрия Барковского прозвучала информация об энергетическом аспекте готовности предприятий отрасли к зиме. Докладчик, в частности, отметил, что в этом плане серьезных недоработок не было, однако исключения все-таки были. Так, практически повторилась ситуация годичной давности в Раковском ЛДД Магистральавтодора. Если в прошлом году здесь произвели замену котлов (они работают и на 2 жилых дома) только к началу января, то в этом году к моменту октябрьской проверки еще не была завершена реконструкция теплотрассы. Ее закончили только после вмешательства проверяющих, но по качеству подаваемой воды осталось много вопросов.

Юрий Барковский также заострил внимание коллегии на вопросе занятости подрядчиков в зимний период, так как отдельные из них не имеют объемов работ на период с декабря по март. По его мнению, необходимо, чтобы заказчики предоставили трестам возможность работать на уже разыгранных на торгах объектах — там, где это возможно.
Затем слово взял генеральный директор Минскавтодора Олег Пигунов. По его словам, в автодоре очень серьезно относятся к зимнему периоду — как самому важному в содержании дорог. Поэтому здесь внимательно подошли к вопросам готовности техники, заготовки противогололедных материалов и др. На день проведения коллегии предприятие уже имело почти 100-процентный запас соли и 70-процентный — песчано-соляной смеси. Интересной в этом году получилась ситуация с закупкой соли у Беларуськалия. Если раньше все неувязки с этим объединением приходилось решать самому автодору, то теперь в этом плане помогло казначейство: когда истекал срок действия аванса, перечисленного автодором за соль, а отгрузка последней еще и не начиналась, последовало оперативное вмешательство казначейства. Минский автодор казначейство уведомило о необходимости предъявления Беларуськалию штрафных санкций, а калийщиков — об ответственности за невыполнение договорных обязательств. Результат в итоге получился, по словам Олега Пигунова, просто отличный — поставки соли пошли сразу.

Генеральный директор Белдоресурса Викентий Шавловский сообщил коллегии о том, что поставки горюче-смазочных материалов для устойчивой работы отрасли зимой постепенно входят в норму. Так, до 1 ноября будет удовлетворена потребность в топливе для двухнедельного запаса, а до 10 ноября — для чрезвычайных ситуаций. Кроме того, Викентий Шавловский отметил, что по ходу выполнения программы работ нынешнего года оказалось, что концерн Белресурсы не в состоянии провести ни одного тендера на поставку битума и мазута. Этот вопрос, по мнению руководителя Белдорресурса, необходимо решить через Министерство торговли.
Итоги рассмотрения вопроса готовности к работе в зимний период подводило руководство отрасли. Как отметил заместитель директора департамента Анатолий Лытин, коллегия проанализировала тот период, ту ситуацию, в режиме которой отрасль будет работать практически полгода. Немаловажно, что в данном вопросе многое зависит именно от добросовестности наших руководителей. Вместе с тем, Анатолий Лытин заострил внимание коллегии на необходимости должной организации движения на участках реконструкции и капитального ремонта в зимний период, обеспечения безопасности движения на этих участках. Замдиректора Белавтодора также отметил и случаи недостаточного качества техники производства Дорстройиндустрии, а также проблему содержания выходов из столицы, которые стали 6-полосными.

Кроме того, Анатолий Лытин проинформировал коллегию о заседании Совмина на тему “О дополнительных мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности на объектах народного хозяйства и социально-культурной сферы”, проведенного после печально известного пожара в доме-интернате. По этому поводу и в целях принятия дополнительных мер по недопущению вероятности возникновения пожароопасной ситуации коллегия департамента, в частности, постановила провести внеочередные проверки отраслевых зданий и построек, уделив особое внимание жилым домам и общежитиям.

Подводя итоги рассмотрения вопроса готовности отрасли к работе в зимний период, первый заместитель директора “Белавтодора” Геннадий Чепцов напомнил, что наибольшую эффективность от работы отрасли пользователи дорог имеют именно в период зимнего содержания. К примеру, если не обработать покрытие противогололедными материалами и не очистить его от снега, то скорость движения составит 10-20 км/ч. А мы зимой в большинстве случаев обеспечиваем скорость не меньше 70-80 км/ч. Общество уже привыкло, что зимой на дорогах нет проблем с проезжаемостью, поэтому наша ответственность очень высока, — подчеркнул Геннадий Чепцов. На персональной ответственности руководителей за подготовку и функционирование отрасли в зимний период заострил внимание и директор департамента “Белавтодор” Александр Минин.

Конечным итогом рассмотрения вопроса стало принятие соответствующего постановления. Этим документом, в частности, предусмотрена организация круглосуточного дежурства на предприятиях отрасли с 1 ноября по 1 мая будущего года. Его цель — сбор оперативной круглосуточной информации о состоянии проезжаемости по автомобильным дорогам, обеспечении безопасности дорожного движения и своевременного принятия мер по выполнению работ зимнего содержания автодорог. Эффективность такой работы должно усилить взаимодействие с местными службами Госавтоинспекции и диспетчерскими автобусных станций — это позволит уточнять оперативную информацию о проезжаемости. Вся информация о работе отрасли в зимний период — наличие ДТП, работа техники, расход и остаток противогололедных материалов, топлива и т.д. — будет стекаться в центральную оперативную диспетчерскую службу, что позволит штабу отрасли принимать адекватные ситуации решения. Кроме того, руководителям автодоров и Белавтострады поручено обеспечить все ДЭУ, ЛДД и подрядные организации схемами и технологическими картами зимнего содержания дорог, заключить договоры с подрядными организациями на зимнее содержание и на привлечение снегоочистительной и другой недостающей техники при сложных погодных условиях, обеспечить в полном объеме установку снегозадерживающих щитов в местах образования снежных заносов и др. При этом на руководителей организаций возложена персональная ответственность за своевременное и качественное проведение работ по подготовке к осенне-зимнему периоду.

Такова общая картина хода подготовки отрасли к зиме. Все ли будет сделано в срок? Достойно ли будет проделана эта работа?
Так или иначе, но зима сама расставит все на свои места. Пожелаем лишь нашим дорожникам поменьше гололедицы и метелей и побольше сухих и солнечных дней.

Подготовили Василий КУРЛОВИЧ, Алексей ПЕКУН, Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость