электросварочное оборудование
сварочные инверторы
сварочные полуавтоматы
сварочные трансформаторы
газосварочное оборудование
редукторы
резаки
горелки
 

смета нужна
ВЧЕРА?!?


Сметный отдел компании
МИКРОЛАН
составит смету
в кратчайшие сроки



+375 (25) 936-48-14

Что дает право на евромаркировку


Сообщение "Методологические аспекты оценки соответствия продукции в строительной отрасли согласно европейской директиве 89/106 и Закону Республики Беларусь "Об оценке соответствия", сделанное заместителем директора РУП "Стройтехнорм" Николаем Сучковым на республиканском научно-техническом семинаре "Развитие сертификации продукции, работ и услуг в строительстве в свете принятия Закона Республики Беларусь "Об оценке соответствия".

Каков порядок оценки соответствия, принятый европейскими директивами?
Продукция, не прошедшая оценку соответствия и не маркированная знаком СЕ, не может ни размещаться, ни применяться в странах ЕС. Это закон, который ЕС установил для стран — своих членов, напомнил г-н Сучков.
С другой стороны, известно, что с мая 2004 г. рынки Балтии, Польши, Чехии, Словакии станут частью рыночного пространства ЕС. Поэтому отечественной продукции, не имеющей маркировки СЕ, вход на рынки этих стран будет закрыт.
В связи с этим все предприятия и организации, которые хотят предлагать свою продукцию и услуги, должны знать правила продвижения своих предложений, которые приняты на рынках Европы.

Процесс оценки соответствия представляет собой последовательность модулей. Модуль же представляет собой определенное количество процедур, которые должны быть выполнены для осуществления оценки соответствия различных видов продукции.
Модули могут относиться как к стадии проектирования, так и к стадии производства. Для конкретного вида продукции оценка соответствия может осуществляться как по одному модулю, так и по сочетанию модулей. Такие варианты устанавливаются в директиве на конкретные виды продукции. Каждому виду продукции будет соответствовать своя оценка. Такой механизм оценки соответствия заложен в директиве 89/106. Распространяется данная директива и на строительные изделия. Более того, для строительных изделий это не только основная, но в настоящий момент — и единственная европейская директива.
Несколько основополагающих понятий. В соответствии с настоящей директивой под строительным изделием понимается любое изделие, которое изготавливается с целью вечной установки в сооружения наземного и подземного строительства. Следовательно, под данное определение подпадают принятые в Беларуси (а ранее — в СССР) термины “строительные материалы, изделия и конструкции”.
Например, цементы, бетонные смеси, окна, железобетонные панели — это все изделия. Точно так же термины “здания и сооружения” охватываются термином “сооружения”.

Основополагающий принцип директивы 89/106, которая распространяется на строительные изделия, гласит: изделия, предназначенные для применения в сооружениях, могут находиться в обращении только в случае их пригодности, то есть при наличии у них таких характеристик, которые позволяют сооружениям, в состав которых они входят, отвечать основополагающим принципам, то есть требованиям, которые установлены соответствующим правом.
Директива 89/106 и формирует требования, которым должны отвечать сооружения, чтобы быть безопасными и удобными для человека. В приложении 1, в частности, сказано: основополагающими требованиями являются механическая прочность и устойчивость. Это означает, что сооружения должны проектироваться и возводиться таким образом, чтобы возможные воздействия, испытываемые ими при строительстве или эксплуатации, не приводили ни к одному из нижеперечисленных последствий — то есть обрушениям, большим деформациям, повреждениям других строительных сооружений или конструкций.
Второй важный аспект — это противопожарная защита. Директива гласит: сооружения должны проектироваться и возводиться таким образом, чтобы в случае пожара сохранялась несущая способность в течение установленного времени, ограничивалось возникновение и распространение огня и дыма, огня на соседние сооружения, имелась возможность безопасной эвакуации жителей зданий или иных мер обеспечения их безопасности.
Большой блок вопросов связан с гигиеной и охраной окружающей среды. В данном аспекте недопустимы выделение токсичных газов, наличие в воздухе опасных частиц или газов, эмиссия опасных излучений, загрязнение или заражение воды или почвы, неправильное удаление сточных вод, дыма.
Большое внимание директива уделяет надежности эксплуатации сооружений. Сооружения должны проектироваться и возводиться таким образом, чтобы при использовании и эксплуатации не являлась допустимой опасность несчастных случаев и травм, скольжений, падений, ударов, ожогов, поражений электрическим током, ранений и взрывов.

Следующий блок вопросов посвящен защите от шума. В соответствии с директивой недопустимо превышение уровня шума установленных значений.
Последний блок вопросов касается энергосбережения и теплозащиты. Директива утверждает: сооружения или системы (отопления, водоснабжения, вентиляции, кондиционирования) должны проектироваться и строиться таким образом, чтобы с учетом местных климатических условий энергопотребление было минимальным, а жителям обеспечивался необходимый тепловой комфорт.
Следовательно, можно сделать серьезный основополагающий вывод: изделия должны обладать такими характеристиками, чтобы возводимые с их применением сооружения отвечали основополагающим требованиям. Все эти основополагающие требования излагаются в соответствии с директивой 89/106 в гармонизированных стандартах. Имеется в виду следующее: если мы хотим, чтобы возводимые нами здания и сооружения были безопасны, а применяемые при этом материалы могли предлагаться на рынках Европы, они должны соответствовать требованиям, установленным гармонизированными стандартами.
На сегодняшний день перечень гармонизированных евростандартов в области строительства содержит не так много стандартов материалов и изделий, принятых в отечественной практике. Речь идет лишь о цементах, легких заполнителях и железобетонных конструкциях. Остальные же стандарты касаются систем противопожарной защиты и иных видов инженерного оборудования зданий и сооружений, которые не являются приоритетами Минстройархитектуры Беларуси. При отсутствии гармонизированных стандартов (которые и разрабатываются, и получают евросогласования довольно долго) существуют другие основания для получения допуска на европейский рынок и СЕ-маркирования продукции. Это технические разрешения.

Можно применять евростандарты, которые не являются гармонизированными. В этом случае более четким должно быть решение комиссии, определяющее, как следует поступать в подобной ситуации.
Коснулся г-н Сучков и такой процедуры, как европейские технические разрешения. Существует решение комиссии ЕС, которое устанавливает: если отсутствует нормативный документ или признанный национальный документ, данная процедура устанавливает порядок подтверждения соответствия. Материал, прошедший процедуру европейского технического разрешения, также имеет право маркироваться знаком СЕ и быть размещенным на рынке Европы.
Можно констатировать: изделия, маркированные знаком СЕ, соответствуют требованиям гармонизированных стандартов и прошли процедуру оценки соответствия. Директива же 89/106 была принята одной из первых и устанавливает лишь общие принципы оценки соответствия, в частности, следующие.
Изготовитель для обеспечения соответствия продукции техническим условиям располагает заводской системой производственного контроля. Это первый принцип, которому должно следовать предприятие, дабы получить оценку соответствия.

Второй: для оценки специальных изделий, указанных в соответствующих ТУ (а это — национальные нормативные документы), дополнительно к тому, что изготовители обладают заводской системой производственного контроля, могут привлекаться аккредитованные органы сертификации, оценки и проверки производственного контроля или самого изделия. В данном случае такой орган является третьей стороной.
Выбор из двух приведенных методов делается для определенного изделия или определенной категории изделий. Каждому виду продукции подбирается соответствующий модуль, а модуль, в свою очередь, устанавливается комиссией ЕС. Решения этой комиссии публикуются в виде документа, называемого “Решения комиссии ЕС”. Выбор конкретного метода в зависимости от назначения изделия, его свойств, влияния изменчивости свойств изделия на эксплуатационную пригодность, подверженность эффектам при изготовлении определяется конкретным решением и распространяется на конкретный вид продукции.
Кроме решения комиссии ЕС по методу оценки, в новых гармонизированных стандартах уже прямо вводится метод оценки соответствия.
Для большинства видов отечественной продукции сегодня гармонизированных евростандартов не существует — они находятся в разработке. А относительно тех, которые введены, следует уяснить: соответствующий модуль будет указан в “Решениях комиссии ЕС” для конкретного вида продукции.
На Западе много внимания уделяется наличию у производителя системы контроля, включающей входной, операционный и приемочный контроль. Наличие данной системы и является гарантией того, что производитель обеспечивает заданное качество выпускаемой им продукции, последняя же соответствует требованиям нормативных документов. Директива устанавливает приоритетные схемы и методы оценки соответствия (сертификация и декларация изготовителя о соответствии). Это две основные формы оценки соответствия. Но в реализации каждой из этих форм может участвовать привлеченный представитель сторонней организации.
Что в первую очередь обеспечивает сам изготовитель? Заводской производственный контроль — практически для всех материалов требование наличия системы такого контроля является главенствующим.

Таким образом, директива устанавливает: соответствие изделий гармонизированным нормативным документам и принятым на европейском уровне негармонизированным ТУ оценивается путем осуществления заводского производственного контроля самим изготовителем, а также с участием сторонних экспертов, выполняющих независимые испытания и сертификации. Это общий принцип, который декларирует директива 89/106.
Положительный результат оценки соответствия оформляется декларацией соответствия изготовителя или сертификатом соответствия. Декларация соответствия дает изготовителю право самому маркировать продукцию знаком СЕ.
Но не всегда, даже пройдя необходимую процедуру, изготовитель может представлять свою продукцию, ибо работает он в Республике Беларусь, которая членом ЕС не является. Если у него нет специального юридического представителя ни в одной из стран ЕС, у него могут быть проблемы с поставкой его продукции на европейский рынок. Ибо в данном случае непременно учитывается и ряд других директив, например, директива об ответственности.
Какова схема прохождения процедуры оценки соответствия? Во-первых, определяются основополагающие требования к продукции. Находится гармонизированный с европейским стандарт на продукцию. Если такового нет, следует смотреть общепринятый евростандарт — EN. Если нет и такового, можно взять национальный стандарт любой страны, признанный в Европе, тот же DIN.
Следующий этап — определение конкретной схемы проведения оценки соответствия. (Если продукция оценивается по гармонизированному стандарту, в нем уже могут быть указаны конкретные модули схемы оценки соответствия.) Но, как правило, их там нет.
В этом случае следует найти официальное решение комиссии ЕС по данной продукции или группе, в которую попадает рассматриваемая продукция. Там будет указан конкретный модуль или схема оценки соответствия.

Далее определяются участники оценки соответствия. Если в гармонизированном стандарте или решении комиссии сказано, что для данной продукции установлена только декларация соответствия, то состав становится ясным. Опираясь на наличие собственной системы испытаний, на очевидность соответствия производимой продукции требованиям стандартов, ее оценивают, опираясь на требования евростандартов. (В том числе и стандартов методов испытаний.)
Если необходимо выполнение оценки соответствия квалифицированным органом, то необходимо найти тот квалифицированный орган, который мог бы провести для производителя эту работу. Сегодня ни один белорусский орган (будь то орган сертификации или какой-либо иной) не имеет полномочий проводить оценку соответствия. Ибо одним из основополагающих требований директив является следующее: орган оценки соответствия должен находиться в стране — члене ЕС.
Некоторые белорусские организации становятся субподрядными организациями общепризнанных в Европе органов сертификации продукции. В этом случае такая белорусская организация получает часть полномочий и может взять на себя и испытания, и отбор проб, и в определенной степени — даже оценку производственного контроля или производственного процесса. И в результате дать свое заключение органу, который в результате оценки даст продукции сертификат соответствия, а ее производителю — право маркировать эту продукцию знаком СЕ.
В настоящее время ведутся определенные переговоры в данной области, и, возможно, в 2004 г. станет более ясно, кто и в какой мере может помогать при оценке соответствия.

Последняя процедура — проведение оценки соответствия и оформление документов, подтверждающих это проведение. Документы, которые должен иметь у себя производитель продукции, — это декларация соответствия и сертификат соответствия, выданный ему при участии третьей стороны (сертифицированного органа). Эти документы дают право маркировать производимую продукцию знаком СЕ и поставлять ее на рынки.
Следует иметь в виду, что общая схема работ, которую предполагает будущий Закон “Об оценке соответствия”, будет похожа на европейские аналоги. Если продукция подлежит обязательной оценке соответствия, то нужно будет определять, в какой форме — декларации или сертификации — в соответствующем органе. После проведения процедуры оценки соответствия оформляется либо декларация, либо сертификат.
Сегодня, накануне принятия закона, следует первым делом разработать и утвердить перечни продукции, имеющей отношение к строительству, в которых будет указываться обязательность подтверждения соответствия и форма, в которой оно должно осуществляться. А еще — нормативно-технический документ, на основании которого будет выполняться процедура оценки соответствия.
В ближайшее время можно ожидать появления документа общего характера, в котором будет даваться определение оценки соответствия, а также будет присутствовать система доказательства соответствия. И, разумеется, будет и его аналог — документ, применимый в сфере строительства.
Существующая сегодня в Беларуси система сертификации будет заменена Национальной системой оценки соответствия. Ибо многие из существующих в стране процедур не увязаны ни с европейскими, ни с теми, которые будут существовать в Беларуси и нашли свое отражение в проекте нового закона. Поэтому в самое ближайшее время начнется корректировка Национальной системы сертификации.

Г-н Сучков подчеркнул: при внешней простоте аспекта оценки соответствия существует множество нюансов требований и взаимодействий, которые нужно изучить, прежде чем маркировать свою продукцию и поставлять ее на рынки Европы. Директиве 89/106 сопутствуют такие документы, как декларации о недопустимости поставки несоответствующей продукции, об ответственности поставщика. И перед тем, как начать поставлять свою продукцию, мало пройти оценку соответствия. Нужно еще изучить все эти юридические аспекты и трезво оценить потенциал своего предприятия — то есть определить, есть у производства возможность обеспечения стабильности соответствия в течение всего времени выпускания продукции или нет.

Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ

© Строительство и недвижимость

стройматериалы:
пеллеты
аренда техники:
бензопилы в аренду
болгарки в аренду
экскаваторы-планировщики в аренду в России
подметальные машины в аренду в России

полезные ссылки
Тахеометры, геодезическое оборудование
Рулетки, измерительный инструмент
Динамичная 5-координатная лазерная обработка металла