Эффективная работа системы — надежное обеспечение страны


Главный вопрос белорусской энергетической системы — надежное обеспечение потребителей энергоносителями. Энергетическая политика Республики Беларусь направлена на создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов. Огромное значение придается разработке эффективных энергосберегающих программ. На данный момент в республике реализуются две энергосберегающие программы — на период 2001-2005 гг. и долгосрочная программа до 2015 года, — задачей которых является снижение энергозависимости от внешних поставщиков как минимум наполовину. Это должно произойти как за счет экономии энергоносителей, так и за счет введения в эксплуатацию собственных источников энергии.

О проделанной работе и перспективных задачах рассказывает в интервью нашей газете исполняющий обязанности министра энергетики Эдуард Товпенец.

Эдуард Федорович, как осуществляется работа по повышению эффективности энергосберегающих мероприятий в энергетике Республики Беларусь?

Министерство энергетики подготовило ряд документов и реализует ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также другие нормативные акты, выполнение которых позволит уменьшить тепловые потери, снизить энергоемкость внутреннего валового продукта в основных сферах экономики и энергоемких производствах.
С целью снижения перекрестного субсидирования в тарифах на тепловую энергию Министерство энергетики совместно с Министерством экономики изменили систему тарифообразования на тепловую энергию, отпускаемую генерирующими источниками концерна “Белэнерго”, что способствует снижению энергоемкости ВВП за счет более рационального использования топливно-энергетических ресурсов.
Приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь “О дополнительных мерах по экономному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов” и “О вводе в эксплуатацию в 2003-2005 годах электрогенерирующего оборудования на основе паро- и газотурбинных, парогазовых установок”. Министерством энергетики совместно с Минжилкомхозом разработана и утверждена Комплексная программа организационно-технических мер на 2003-2005 гг., предусматривающая снижение за три года не менее чем на 20% издержек при производстве и транспортировке электрической и тепловой энергии в сопоставимых условиях за счет повышения эффективности деятельности подчиненных организаций.
Концерн “Белэнерго” во втором квартале 2003 г. в соответствии с планом ввел в эксплуатацию на Полоцкой ТЭЦ противодавленческий турбоагрегат мощностью 6 МВт. На Пинской ТЭЦ идет монтаж поставленного оборудования паротурбинной установки мощностью 12 МВт. На Бобруйской ТЭЦ-1 завершается монтаж и в первых числах сентября планируется произвести пуск паротурбинной установки мощностью 12 МВт.
На 2004 год запланирован ввод турбоагрегатов на Могилевской ТЭЦ-1 мощностью 6 МВт, Брестской ТЭЦ мощностью 12 МВт, Лидской ТЭЦ мощностью 12 МВт, центральной отопительной котельной г. Гомеля мощностью 6 МВт, Солигорской ТЭЦ мощностью 2,5 МВт, двух детандер-генераторных установок ДГУ-2500 на Минской ТЭЦ-4. В 2005 году планируется ввод газотурбинных агрегатов на Лидской ТЭЦ мощностью 25 МВт, “Северной” котельной г. Гродно мощностью 6 МВт, котельной в г. Борисове мощностью 16 МВт и детандер-генераторной установки ДГУ-2500 на Гомельской ТЭЦ-2.
Программа строительства и восстановления объектов гидроэнергетики концерна “Белэнерго”, утвержденная 3 мая 2003 г., предусматривает ввод в эксплуатацию с 2006 по 2020 гг. 9 каскадов ГЭС на основных реках Беларуси суммарной мощностью 200 МВт (ориентировочные затраты составят 211 млн долларов США).

Как Вы можете охарактеризовать текущую ситуацию в топливно-энергетическом комплексе нашей страны?

Основой топливно-энергетического комплекса республики является электроэнергетика, которая обеспечивает потребности народного хозяйства в самом технологичном и экологически чистом энергоносителе.
Электроэнергетика Беларуси представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс. В настоящее время производственный потенциал белорусской энергосистемы — это 27 электростанций общей установленной мощностью 7,7 млн кВт, из них две электростанции конденсационные и 25 ТЭЦ, которые комбинированно вырабатывают электрическую и тепловую энергию.
Среднегодовой удельный расход топлива на выработку электрической энергии и тепла соответственно составляет 268,7 г/кВт*ч и 171,19 кг/Гкал, что сопоставимо с мировыми аналогами. Достигнутый уровень экономичности обусловлен, главным образом, существующей структурой генерирующих мощностей с широким использованием теплофикации, так как из общей мощности порядка 50% установлено на теплоэлектроцентралях, где обеспечивается комбинированная выработка тепла и электрической энергии.
Актуально требование продления срока эксплуатации наиболее эффективно действующего, но физически устаревшего оборудования, обеспеченного тепловыми нагрузками, на Лукомльской ГРЭС и части действующих ТЭЦ.
На первой стадии прогнозируемого периода основные усилия должны быть сосредоточены на модернизации и замещении мощностей на действующих объектах — Березовской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3, создание газовых надстроек на Минской ТЭЦ-5, Гомельской ТЭЦ-2, а в дальнейшем — на большинстве ТЭЦ, развитии Минской ТЭЦ-5.
Мы вступаем в период новой технической революции в области электроэнергетики в генерирующем оборудовании — это применение парогазовото цикла, в передаче и распределении энергии — это элегазовая и вакуумная техника, цифровые системы управления и защит, применение компьютерных технологий, других современных достижений.
Обновление и модернизация основного оборудования на более совершенное с улучшенными технико-экономическими показателями на основе эффективных и экологически чистых технологий должно стать основой энергосбережения в электроэнергетике. Внедрение этих технологий позволит повысить надежность энергообеспечения, увеличить КПД электростанций и значительно снизить расход топлива на производство энергии. Переход на парогазовые технологии позволит поднять эффективность использования топлива на 10-15%, и коэффициент опережения темпа роста объема продукции отрасли над темпом роста потребления топливно-энергетических ресурсов при этом будет составлять 2% ежегодно.
В современных экономических условиях использование гидроресурсов является одним из путей решения проблем уменьшения зависимости энергетики республики от импорта топлива и будет способствовать улучшению экологической обстановки.

Как Министерство энергетики формирует тарифную политику?

Тарифы на электрическую и тепловую энергию являются государственно-регулируемыми, и в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь “О некоторых мерах по стабилизации цен тарифов в Республике Беларусь” их регулирование осуществляется Министерством экономики.
Тарифная политика на энергию в 2002 г. и в первом полугодии 2003 г. была направлена на снижение объемов перекрестного субсидирования в тарифах на энергию для потребителей реального сектора экономики.
В связи с изменением экономических условий 2003 года, связанных, прежде всего, с ростом цен на импортную электроэнергию, ростом амортизационных отчислений по причине переоценки основных промышленно-производственных фондов, ростом затрат на транзит теплоэнергии по теплосетям Минжилкомхоза, согласованных облисполкомами, увеличением скидки оптовику-перепродавцу теплоэнергии в г. Минске и другими экономическими условиями по согласованию с Правительством тарифы на электрическую и тепловую энергию были повышены как для населения, так и для потребителей реального сектора экономики.
Средства от дополнительного повышения тарифов на тепловую энергию, отпускаемую жилищным организациям на нужды населения, в июне-июле текущего года были направлены на погашение сложившейся задолженности за энергоносители (природный газ, импортируемую электроэнергию).
Отдельным потребителям установлены сниженные тарифы на электроэнергию.
В экономике республики по той или иной причине складывается ситуация, когда для некоторых отраслей или отдельных субъектов народного хозяйствования должны устанавливаться льготные условия. Однако использование для этих целей сниженных тарифов на энергию не стимулирует их экономию. По нашему мнению, в этих случаях экономически целесообразно не снижать тарифы, а выплачивать этим отраслям (субъектам хозяйствования) дотации, что обеспечит их заинтересованность в изыскании путей экономии энергетических ресурсов и получения дополнительных средств от экономии.
Совершенствование тарифной политики в электроэнергетике неразрывно будет связано с реформированием и реструктуризацией электроэнергетического сектора, для чего необходимо отменить льготы на энергию для существующих групп потребителей, ликвидировать перекрестное субсидирование. Очевидно, что для установления экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию недостаточно той дифференциации тарифов, которая имеет место сегодня. Дифференциация тарифов на электрическую энергию по уровням напряжения будет способствовать их приближению к реальным издержкам.
Потребители, энергоснабжение которых осуществляется от сетей низкого напряжения, должны оплачивать электроэнергию по тарифам на порядок выше, чем потребители, энергоснабжение которых осуществляется от сетей высокого напряжения, так как затраты на эксплуатационно-ремонтное обслуживание сетей низкого напряжения и технологический расход электроэнергии на транспортировку по таким сетям значительно выше, чем по сетям высокого напряжения.

Своевременно ли рассчитываются за отпущенную энергию потребители в настоящее время?

Задолженность потребителей энергии в первом полугодии 2003 г. уменьшилась на $38 млн и по состоянию на 01.07.2003 составила 754 млрд руб., что эквивалентно $389 млн.
За январь-июнь текущего года потребителям республики отпущено электрической и тепловой энергии на сумму 1.499,6 млрд руб., оплачено 1.559,1 млрд руб. Уровень оплаты увеличился по сравнению с уровнем оплаты аналогичного периода 2002 г. на 11,2% и составил 104% (в 2002 г. — 92,8%), в денежной форме оплачено 1.138,5 млрд руб., или 75,9%, что на 36,8% больше, чем за I полугодие 2002 г. (в 2002 г. — 39,1%).
В первом полугодии 2003 г. потребители всех областей и Минска произвели оплату за потребленную энергию свыше ста процентов, уровень платежей увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по всем РУП-облэнерго.
Предприятиями и организациями большинства республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций промышленного комплекса энергия, потребленная в январе-июне 2003 г., оплачена в полном объеме. Низкий уровень оплаты за шесть месяцев 2003 г. только по концерну “Белбиофарм” (83,4%).
Уровень оплаты за потребленную энергию организациями Минсельхозпрода по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. значительно вырос. За первое полугодие 2003 г. ими оплачено 93,7% потребленной энергии, в т.ч. колхозами, совхозами и другими сельхозпроизводителями — 86,6%. Вместе с тем, практически всеми сельхозорганизациями не выполняется постановление Правительства о погашении накопившейся задолженности за энергию.
Организации Минжилкомхоза и бюджетной сферы всех областей и города Минска произвели в январе-июне 2003 г. оплату за потребленную энергию свыше ста процентов.
Уровень оплаты организациями жилищно-коммунального хозяйства составил 112% за вычетом средств, выделенных Минфином, — 106,6%. Задолженность Минжилкомхоза снизилась на 31 млрд руб. и составляет 77 млрд руб.
В этом году задолженность организаций бюджетной сферы снизилась и по состоянию на первое июля составила 17,2 млрд руб., в т.ч. финансируемых из республиканского бюджета 6,1 млрд руб., из областных бюджетов — 11 млрд руб. 88% задолженности составляют долги организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Гродненской области. Другими облисполкомами и Минским горисполкомом долги бюджетных организаций практически погашены.
Уровень оплаты бюджетными организациями за январь-июнь 2003 г. составил 114,2%, в т.ч. организациями, финансируемыми из республиканского бюджета — 108,8%, финансируемыми из областных бюджетов — 118,2%. За вычетом средств технического кредита уровень платежей соответственно составляет 96,7%, 88,5% и 102,9%. Как видно из этого, средства на оплату потребленной энергии бюджетным организациям выделяются Минфином в недостаточном количестве, недофинансирование составило 4,6 млрд руб.
По состоянию на 1 января 2003 г. концерн “Белэнерго” выявил более 7.000 потребителей-должников. За январь-июнь 2003 г. количество потребителей-должников снизилось на 28,6% и по состоянию на 1 июня 2003 г. составило 5.161.
В первом полугодии 2003 г. концерном “Белэнерго” произведено 3.591 отключений потребителей-неплательщиков от сетей энергоснабжения и введено практически 15 тысяч режимов ограничения отпуска энергии.

Беседовал Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 2003 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость