Система ценообразования в строительстве стран СНГ


Окончание. Начало в СиН 25, 26

Пакет программ по статистическому анализу и прогнозированию индексов цен и тарифов позволяет с достаточно высокой вероятностью рассчитать прогнозные индексы изменения стоимости строительства до 9-12 месяцев. Так, например, за 2002 год фактический индекс роста цен в строительстве в республике практически совпал с прогнозным (29,0% и 28,24% соответственно). Стоимость строительства в значительной степени зависит от стоимости материальных ресурсов, доля которых в объеме строительно-монтажных работ составляет порядка 60%. Возмещение заказчиком подрядчику фактической стоимости материальных ресурсов не заинтересовывало последнего в поиске более оптимальных поставщиков материалов. Та же картина и с механизмами. Да и сама система в своей идеологии исключала такой подход и была вынужденной мерой, связанной, в основном, с недоукомплектованностью и слабым техническим оснащением региональных служб. Учитывая вышеизложенное, было принято решение о переходе на расчеты по средневзвешенным ценам и индексам материалов и машин-представителей.
Средневзвешенные цены рассчитываются исходя из объемов и цен реализованного конкретного ресурса всех производителей в регионе. Экономический механизм применения средневзвешенных цен заключается в том, что заказчик возмещает подрядчику не фактическую стоимость приобретенных материалов, а средневзвешенную рыночную (расчетную) цену, объективно сложившуюся в текущем месяце в регионе на основе спроса и предложения. При этом у подрядной организации образуется разница между средневзвешенной и фактической ценой материалов (прибыль или убытки), которая отражается на экономических результатах работы подрядной организации.
Расчеты за приобретенные и вложенные в дело материалы по средневзвешенным ценам стимулируют всех участников строительства постоянно изыскивать пути ресурсосбережения и приобретения их по более низким (оптимальным) ценам.
В результате достигнутое сокращение расхода ресурсов, приобретение их по более низким ценам приводит к законно заработанной прибыли, а допущенный перерасход ресурсов, приобретение их по более высоким ценам — к заслуженным убыткам.

В связи с тем, что предложенный механизм вносил принципиально новый подход в систему ценообразования в строительстве, на средневзвешенные цены в 1996 году в порядке эксперимента было переведено строительство объектов в Витебской области. В процессе апробации были отработаны системы сбора и регистрации отпускных цен, уточнены номенклатура и состав ресурсов, по которым рассчитываются средневзвешенные цены, определен порядок их формирования и доведения до участников инвестиционного цикла. С сентября 1997 г. на расчеты по средневзвешенным ценам переведены все регионы республики. Разработка средневзвешенных цен и расчеты по ним ведутся в соответствии с Методическим руководством о порядке разработки и применения индексов изменения стоимости материалов и машин-представителей, утвержденным приказом Минстройархитектуры от 13 августа 1997 г. № 342 по согласованию с Минэкономики, Минфином, Минжилкомхозом, Минсельхозпродом Республики Беларусь. Рассчитанные индексы по элементам затрат (заработная плата, транспортные затраты, накладные расходы, плановые накопления, временные здания и сооружения, зимние удорожания) и средневзвешенные цены (индексы) на материалы и машины-представители по регионам республики согласовываются Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве при Минстройархитектуры и Минэкономики и утверждаются приказом Минстройархитектуры. Утвержденные индексы ежемесячно доводятся до 25 числа текущего месяца до всех участников инвестиционного процесса Республиканским научно-техническим центром по ценообразованию в строительстве, что позволяет учитывать при расчетах за выполненные работы реальные изменения цен.
Индексы публикуются в периодической печати (“Национальная экономическая газета”, “Советская Белоруссия”, “Республика”, “Строительство и Недвижимость”, в областных изданиях и др.). Кроме того, ежемесячно издаются и доводятся до заинтересованных организаций сборники индексов изменения стоимости, цен и тарифов в строительстве по регионам и в среднем по Республике Беларусь в составе:
КНИГА 1. Приведены отпускные цены на основные строительные материалы, изделия и конструкции практически по всем заводам-изготовителям, цены на эксплуатацию машин и механизмов по управлениям механизации и передвижным механизированным колоннам, индексы к тарифам на автомобильные перевозки по автопредприятиям и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ К КНИГЕ 1. Приведены нормативно-правовые документы по ценообразованию в строительстве: Постановления органов государственного управления, решения МВК, разъяснения и консультации по ценообразованию и т.д.
КНИГА 2. Приведены средневзвешенные цены и индексы на основные материалы и машины-представители для расчетов стоимости выполненных работ в ценах текущего месяца. В отдельном сборнике приведены индексы по основным видам ремонтно-строительных работ и отпускным ценам на изделия и материалы для ремонта.
Рынок — это еще и информация. Как указывалось выше, в сборниках индексов приводится полная информация по ценам на материалы, изделия и конструкции, машины и механизмы по всем производителям и поставщикам.
Это предоставляет участникам строительства полную информацию для возможности выбора оптимальных в каждом конкретном случае поставщиков материальных ресурсов и строительной техники.
Строительные организации, применяя для определения стоимости материальных ресурсов средневзвешенные цены или индексы-представители на материалы, изделия и конструкции, экономически заинтересованы в приобретении ресурсов по ценам ниже средневзвешенных. В этой связи те предприятия, которые смогут удовлетворить потребности строительного рынка в качественных материалах по относительно низким ценам, получают возможность загрузить свои производственные мощности и, соответственно, повысить эффективность своей работы. Это особенно важно при далеко неполной их загрузке.

Этим условиям удовлетворяет нормативный метод ценообразования на предприятиях стройматериалов и стройиндустрии, разработанный и внедренный во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 07.12.1994 г. №233.
Основой нормативного метода ценообразования является нормативная база общепроизводственных и общехозяйственных расходов, рассчитываемая на основании фактических данных предприятия в базисном периоде. За базисный период принимается год работы предприятия в условиях относительной стабильности, когда объем выпуска продукции по отношению к объему выпуска 1991 года составляет не менее 50%, а при наличии спада 50% и более принимаются меры по стабилизации экономического положения предприятия: консервация не участвующих в производстве основных средств, сокращение численности работников, обновление ассортимента выпускаемой продукции и другие организационно-технические мероприятия.
Показатели нормативной базы являются величинами условно постоянными и не зависят от объема выпускаемой продукции, в чем и заключается противозатратный механизм нормативного метода ценообразования.
При внедрении нормативного метода, как правило, учитывается загрузка мощностей на уровне 50-75%. При снижении или увеличении загрузки цены не меняются, но в первом случае масса общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов уменьшается, а во втором — увеличивается. Внедрение данного метода стимулирует рост объемов выпуска продукции, так как масса общепроизводственных и общехозяйственных расходов жестко связана с объемом выпуска продукции.

Нормативный метод ценообразования внедрен на 97 предприятиях стройматериалов и стройиндустрии. Внедрение нормативного метода ценообразования позволило исключить увеличение отпускных цен за счет увеличения условно постоянной массы общепроизводственных и общехозяйственных расходов при снижении объемов производства и экономически заинтересовать предприятия в наращивании объемов выпуска продукции. Нормативный метод ценообразования предусматривает установление норм расхода в физических единицах измерения, но цены на сырье и комплектующие, топливно-энергетические ресурсы, транспортные услуги включаются в отпускные цены по фактическим данным.
В то же время прибыль устанавливается в процентной норме к полной себестоимости, что, в условиях строгого нормирования расхода ресурсов, делает экономически выгодным приобретение сырья и материалов по более высоким ценам. Это приводит к тому, что предприятия, выпускающие свою продукцию по более высокой себестоимости, имеют бульшую массу прибыли, а предприятия, снижающие себестоимость, — теряют определенную часть прибыли.
В этом существенное различие систем ценообразования в строительстве и промышленности. В целях создания для предприятий стройматериалов и конструкций условий, аналогичных условиям для подрядных организаций, в 1997 году Минстройархитектуры было утверждено по согласованию с Минэкономики Методическое руководство по декларированию цен на материалы, изделия и конструкции.
В соответствии с данным руководством цены на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы и др., включаемые в калькуляцию отпускной цены, формируются не в зависимости от цены фактического их приобретения предприятием, а с учетом динамики изменения цен на них в регионе. Индексы для предприятий промышленности рассчитываются к ценам предшествующего периода (месяца). Применяя доведенные индексы изменения стоимости элементов затрат, предприятие осуществляет пересчет стоимости сырья и материалов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, включаемых в расчетную калькуляцию отпускной цены на текущий месяц.
Фактические затраты производителя на производство изделия на отпускной цене не сказываются, а отражаются на результатах хозяйственной деятельности предприятия. Согласно Методическим указаниям по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации, сметные нормативы и расценки в Республике Беларусь подлежат полному обновлению не реже 1 раза в 5 лет, а текущей корректировке — ежегодно.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2001 г. №997 осуществлен переход на определение сметной стоимости строительства с применением ресурсно-сметных норм. Особенностью перехода на ресурсносметные нормы в соответствии с данным постановлением является установление переходного периода, в течение которого продолжают действовать как сметные нормы и цены 1991 г., введенные постановлением СМ РБ от 11.02.1993 г. №67, так и ресурсно-сметные нормы 2000 г. При этом ранее разработанная сметная документация пересчету не подлежит.

В основу разработок были положены следующие основные научно-методологические и экономические положения:
— сохранение действующей системы классификации и кодирования материалов, изделий и конструкций, машин и механизмов, обозначения норм в целях полной совместимости и преемственности систем сметных и ресурсных расчетов;
— объединение в одном документе — ресурсно-сметной норме — норм затрат труда, эксплуатации строительных машин и механизмов, расхода материалов, изделий и конструкций в натуральных измерителях и стоимостном выражении, приведенных ранее в двух нормативах: в соответствующих таблицах СНиП и в единичных расценках;
— расшифровка всех затрат по “прочим материалам” и “прочим машинам и механизмам” и их натуральные физические единицы с установлением норм расхода на единицу работы;
— применение более современных видов техники и новых технологий;
— внедрение новых конструктивно-технологических проектных решений с применением современных конструкций, изделий и материалов;
— технологические зависимости между отдельными работами;
— формирование ресурсно-сметных нормативов по технически и экономически обоснованным нормам 2000 года. В процессе разработки ресурсно-сметных норм осуществлено сближение сметных и производственных норм расхода материалов, затрат труда, машин и механизмов, что позволяет применять их не только для составления сметной документации, взаиморасчетов заказчиков с подрядчиками, но и для внутрихозяйственного расчета, списания материалов и т.д.
Необходимо отметить, что разработка ресурсно-сметных норм осуществлялась и осуществляется с участием Российского Союза строителей, что будет содействовать унификации нормативных актов Республики Беларусь и Российской Федерации в области строительства.
С введением ресурсно-сметных норм пересмотрены нормы и структура накладных расходов, плановых накоплений и других затрат, а также уточнена система индексации.
К началу 2001 года были завершены основные объемы работ по разработке ресурсно-сметных норм, которые рассматривались специалистами ведущих подрядных организаций, заказчиков. В течение первого полугодия 2001 года была проведена их апробация на конкретных объектах, по результатам которой были учтены обоснованные предложения по уточнению как отдельных нормативов, так и норм накладных расходов, плановых накоплений, лимитированных затрат. Ресурсно-сметные нормы согласовывались Министерством экономики Республики Беларусь, Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве и утверждались приказами Министерства архитектуры и строительства.
Для разработки ресурсно-сметных норм были созданы специальные расчетно-программные комплексы, обеспечивающие автоматизированное формирование технических составляющих норм, оставляя специалистам наиболее сложную и ответственную часть работы — выбор технологии и обоснование принимаемых решений.

В настоящее время в республике разработаны и введены в действие РСН на строительные, монтажные, ремонтно-строительные работы с полной привязкой к местным условиям. Всего разработано более 50 тысяч норм. Ведется разработка РСН на реставрационно-восстановительные работы. Полная расшифровка всех затрат в составе ресурсно-сметных норм и наличие соответствующих программных комплексов позволяет с минимальными затратами создавать фирменные нормы и цены с учетом особенностей организации и технологии производства работ у подрядной организации. Фирменные цены применяются подрядными организациями при подготовке ими предложений для участия в торгах (цены оферты).
Разработаны программные комплексы сметной интегрированной системы сметных и ресурсных расчетов (CIC-2000) и фундаментальная нормативно-справочная база, с применением которых решаются задачи автоматизированного расчета и выпуска сметной документации, расчетов за выполненные работы. Посредством данного комплекса формируются ресурсно-сметные нормы на новые виды работ, информационные блоки данных (ИБД) по объектам, сборники ресурсно-сметных норм для типографского издания и другие работы.
Для определения стоимости строительства жилья в республике внедрен новый механизм, который заключается в переходе на расчеты по укрупненным расценкам на потребительскую единицу строительной продукции. Такой ценой является стоимость 1 м 2 общей площади квартир, отвечающая типовым потребительским качествам как по конструктивным решениям, так и по уровню отделки. Отличия от них учитываются соответствующими поправками.
Укрупненные расценки применяются для планирования, кредитования, субсидирования, составления сметной документации, организации торгов, расчетов заказчика с генподрядчиком. Такие цены утверждены практически по всем сериям крупнопанельного домостроения, строительства на селе и применяются для определения окончательной договорной цены с учетом норм продолжительности строительства. Такой подход позволит, с одной стороны, стимулировать сокращение сроков строительства, в том числе и проектирования, а с другой стороны — практически реализовать принцип декларирования финансовых возможностей заказчика на весь период строительства и таким образом сократить в дальнейшем объемы незавершенного строительства, что особенно важно, так как сокращение сроков строительства, в том числе и благодаря обеспечению непрерывного финансирования, — это один из важнейших источников снижения стоимости строительства.

Анализ действующих в большинстве стран Содружества систем ценообразования показывает, что стоимость строительства в значительной степени зависит от стоимости материальных ресурсов. В этой связи представляется целесообразным внедрение системы ценообразования на материальные ресурсы, адекватно реагирующей на субъективно формируемые цены в промышленности и одновременно стимулирующей подрядчиков в приобретении ресурсов по более низким (оптимальным) ценам. В полной мере этим задачам отвечает система средневзвешенных цен на материальные ресурсы, успешно функционирующая в Республике Беларусь, а также методика декларирования цен на материалы, изделия и конструкции, прошедшая успешную апробацию на предприятиях Беларуси. Выпуск новых материалов, изделий и конструкций, новые технологии производства работ, новые машины и механизмы, изменение способов производства работ и другие условия продиктовали необходимость разработки новой сметно-нормативной базы, о чем свидетельствует информация, представленная странами-участниками. Новая сметно-нормативная база внедрена в Республике Беларусь, Республике Молдова, в Украине.
Планируется к внедрению в текущем году в Российской Федерации, в Республике Казахстан. Предполагается разработка в Азербайджанской Республике, в Республике Армения.
Учитывая, что всеми странами СНГ принято направление по переходу на новую сметно-нормативную базу, представляется необходимым обобщить опыт разработки и внедрения новой сметно-нормативной базы в странах СНГ и создать межгосударственную нормативную базу по формированию цен на строительную продукцию, которую страны СНГ могли бы после соответствующей доработки с учетом национальных особенностей применить в практической работе.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость