Система ценообразования в строительстве стран СНГ


Выступление Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Курочкина Г.Ф. на XVIII заседании Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ

С целью подготовки XVIII заседания Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ проведенные исследования и анализ информации, представленной странами-участниками, свидетельствуют о том, что, начиная со второй половины 80-х годов, проводилась определенная работа по экономической подготовке строительного комплекса к переходу на рыночные условия хозяйствования с учетом того, что строительный комплекс существенно влияет на состояние и развитие экономики и всего народного хозяйства.
Переход на рыночную экономику, в т.ч. на договорные (контрактные) цены на строительную продукцию, не исключает, а требует еще более четкого экономического обоснования стоимостных показателей, включаемых в состав договорной цены.
Следует отметить, что длительное время в большинстве стран СНГ для определения стоимости строительства использовалась сметная база в ценах 1984 г. и 1991 г., действовавшая еще в бывшем СССР и в той или иной степени адаптированная к рыночным условиям. В то же время в некоторых странах СНГ была проведена определенная работа по разработке новых принципов ценообразования и созданию соответствующей нормативно-справочной базы, отвечающей рыночным отношениям в строительной отрасли.
В Российской Федерации мероприятия по разработке и внедрению новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, сформированной на уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года, проводились Госстроем России начиная с 1998 года. Разработанные за прошедший период времени методологические основы новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительной отрасли были адаптированы к условиям рыночных отношений, утверждены и доведены до пользователей. На их основе разработаны и утверждены сборники государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные и пусконаладочные работы для объектов социальной сферы, ведущих отраслей промышленности, а также на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, позволяющие формировать федеральные единичные расценки на соответствующие виды работ.
В процессе разработки элементных сметных норм осуществлено сближение сметных и производственных норм расхода материалов, затрат труда, машин и механизмов, что позволяет применять их не только для составления сметной документации, взаиморасчетов заказчиков с подрядчиками, но и для внутрихозяйственного расчета, списания материалов и т.д.

В основу разработок были положены основные научно-методологические и экономические положения, аналогичные белорусским.
Введение новых нормативов вызвало необходимость пересмотра норм и структуры накладных расходов и сметной прибыли. Базой для их начисления принят сметный фонд оплаты труда работников строительного производства. Такой метод определения накладных расходов и сметной прибыли исключает влияние стоимости материальных ресурсов и ведомственной принадлежности подрядной организации на массу накладных расходов.
К началу 2003 года разработано более 40 тысяч элементных сметных норм, сборники которых рассматривались специалистами заинтересованных министерств и ведомств, ведущих подрядных организаций.
Новой системой ценообразования в Российской Федерации предусмотрено формирование на федеральном уровне государственных элементных сметных норм, которые достаточны для разработки и внедрения новых сметных нормативов на территориальном и отраслевом уровнях, по согласованию с Госстроем России. Координация разработки сметных нормативов на территориальном и отраслевом уровнях осуществляется 80 региональными центрами по ценообразованию в строительстве, созданными в субъектах Российской Федерации.
Методическое руководство деятельностью региональных центров осуществляется Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России. Ввиду необходимости обработки большого объема информации, ее анализа Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве завершается создание комплексной автоматизированной системы, состоящей из программно-технического комплекса и нормативно-справочной базы. Внедрение реформированной системы ценообразования позволяет оперативно реагировать на рыночные изменения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов и обеспечивает прозрачность стоимостных показателей.

Постановлением Госстроя России от 08.04.2002 №16 “О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве” предусмотрена отмена сметно-нормативной базы 1984 (1991) года и определен период до 1 сентября 2003 г., в течение которого допускается использование сметных нормативов Госстроя СССР, что позволит обеспечить поступательное внедрение новой сметно-нормативной базы повсеместно на территории Российской Федерации.
В Азербайджанской Республике в настоящее время для определения стоимости строительной продукции на объектах, строящихся за счет бюджетных, внебюджетных и государственных ассигнований, действует базисно-индексный метод в развитие белорусского варианта, рекомендованного на семинаре стран СНГ, состоявшемся в 1992 году в городе Минске. В целях совершенствования расчетов за выполненные работы для определения договорных цен объектов, строительство которых финансируется за счет государственных средств, во исполнение постановления Кабинета Министров от 04.09.95 г. №200 были утверждены 22.09.95 г. “Методические указания по определению стоимости строительно-монтажных работ базисно-индексным методом”.
Расчет договорных цен этим методом на строительство объектов, финансируемых за счет государственных средств, возложен на созданный в октябре 1995 года хозрасчетный “Центр ценообразования в строительстве”. Указанным Центром определяется стартовая стоимость объектов, выставляемых на тендер.

Специалистами Управления “Ценообразования и сметных норм” Комитета производится мониторинг стоимости строительных материалов по предприятиям-производителям и торговым центрам республики. Проводится анализ полученных исходных данных, сопоставление цен на аналогичные материалы, изделия и конструкции, выявление причин их резкого расхождения. Информация о стоимости строительных материалов представляется в “Центр ценообразования в строительстве” для практического применения. Все новые методические материалы периодически публикуются в печатном органе Госстроя республики — газете “Иншаатчи” (“Строитель”).
В настоящее время Управление “Ценообразования и сметных норм” Госстроя республики начало подготовку к переходу на ресурсный метод определения стоимости строительства (вариант Российской Федерации). Суть этого метода заключается в том, что сметы составляются в текущих (прогнозных) ценах и тарифах на ресурсы. При применении ресурсного метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах выделяются следующие ресурсные показатели:
1. Данные о трудоемкости работ (чел.-час) для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины.
2. Данные о времени использования строительных машин (маш.-час).
3. Данные о расходе материалов, изделий и конструкций в принятых физических единицах измерения.

При этом указанные выше нормативы времени и расхода материалов определяются по действующим СНиП 1984, 1991 гг. Используя базу данных о текущих ценах на указанные составляющие, осуществляется расчет прямых затрат.
Определенная работа ведется по совершенствованию сметно-нормативной и информационной базы по ценообразованию в строительстве. В связи с решением правительства о переходе делопроизводства на государственный язык были разработаны для условий республики с переводом на азербайджанский язык в ценах 1991 года 48 сборников строительных норм и расценок, 28 сборников на монтаж оборудования, 23 сборника укрупненных показателей базисной стоимости по видам работ.
Внедрена новая программа составления сметной документации на государственном языке в ценах 1991 года. Для этого проектным институтам Госстроя было рекомендовано перейти на использование сметной программы “Смета Плюс” (взамен сметной программы “АВС”), которая позволяет производить расчет сметной стоимости объектов базисно-индексным и ресурсным методами.
Государственный комитет по Строительству и Архитектуре республики одновременно полагает необходимым начать разработку новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, сформировав ее в уровне цен по состоянию на 01.01.2002 года.

В Республике Армения в связи с отсутствием исходных данных по разработке сметных цен и единичных расценок оказалось невозможным уточнение действующей нормативной базы. Поэтому в республике действует сметно-нормативная база 1984 года.
Для определения стоимости при планировании, организации и проведения тендеров на строительство 28.04.1998 г. Министерством градостроительства республики утвержден ресурсный метод расчета единичных расценок. Стоимость строительных материалов определяется из нормативного расхода и рыночных цен. Затраты по доставке материалов на объект, заготовительно-складские расходы, а также прочие материалы определяются от стоимости материалов (в пределах 12,5%).
Для определения основной заработной платы в строительстве и эксплуатации строительных машин рассчитываются индексы. Прочие лимитированные затраты определяются в размерах, установленных действующими нормами 1984 г.
Для объектов, финансирование которых осуществляется за счет государственного бюджета и иностранных инвестиций, максимальный размер среднемесячной зарплаты, накладных расходов и прибыли установлен в пределах 20%. В условиях наметившейся экономической стабильности есть необходимость усовершенствования порядка ценообразования в строительстве и разработки новой сметно-нормативной базы, в которой будут учтены новые виды работ, технологий и применяемые механизмы, а также ресурсные показатели, определение минимальной заработной платы, уровня прибыли.

Согласно действующему законодательству Республики Казахстан, сфера строительства не является монопольной, там существует полноценный рынок подрядных услуг.
В настоящее время текущая или реальная стоимость строительства определяется через нормы и расценки сметно-нормативной базы в уровне цен 1991 года. При этом используется переходной рыночный коэффициент. Такой подход приводит к результату, когда цены на строительство не отражают в достаточной степени фактические затраты на возведение объектов. Сложность определения стоимости строительства в существенной степени оказывает влияние и на затраты государства при возведении объектов за счет бюджетных средств.
Необходимость повышения эффективности государственных инвестиций, вкладываемых в капитальное строительство, требует принятия новой нормативной базы ценообразования в строительстве. Субъекты, участвующие в инвестиционном процессе, должны иметь определенный ориентир на средний уровень цен строительства зданий и сооружений. Такие нормы в определенной мере должны уравновешивать права и интересы как заказчиков, так и подрядных строительных организаций.

Учитывая эти доводы, в первом полугодии 2003 года в области ценообразования строительной отрасли Казахстана планируется принять новые сметные нормативы на уровне цен 2001 года и новую методику расчета определения стоимости строительства. Основной смысл перехода на новую систему ценообразования в строительстве заключается в том, чтобы привести систему сметных нормативов в соответствие с новыми требованиями действующего законодательства и создать единый методологический подход в определении стоимости строительства. В проектах вводимых документов предусмотрен порядок применения сметных документов и нормативов от разработки обоснования инвестиции до ввода объекта в эксплуатацию. Расчет сметной стоимости будет производиться через базовый уровень цен 2001 года с помощью индекса, учитывающего покупательскую способность национальной валюты и определяемого на основе бюджетного законодательства.
Для определения стоимости строительства на территории Кыргызской Республики используются следующие методы: базисно-индексный, базисно-компенсационный, ресурсный и ресурсно-индексный.

Переход на рыночные отношения в республике предопределил принципиальные изменения в ценообразовании. Либерализация цен остро поставила вопрос, как определять стоимость строительства в изменяющихся экономических условиях.
Первой попыткой упорядочения ценообразования в строительстве при работе в новых условиях хозяйствования стала разработка “Методических указаний по определению стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений, объема подрядных работ и капитальных вложений”, утвержденных постановлением Правительства республики в апреле 1993 года, в которых было предложено для определения стоимости строительства использование базисно-компенсационного метода. Начиная с 1993 года в республике также стал рассчитываться индекс капитальных вложений и строительно-монтажных работ. Потребность в данных индексах возникла при определении объемов капитальных вложений при ретроспективной оценке объемов инвестиций, закладываемых при формировании бюджета.
В дальнейшем базисно-индексный метод получил широкое применение и при расчетах за выполненные объемы работ. В “Методических указаниях по определению стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений на территории Кыргызской Республики” (согласованные Правительством республики от 12.06.95 г.) базисно-индексный метод с элементами ресурсного метода (для материалов) был определен в качестве основного метода по объектам строительства за счет государственных средств. Выбору этого метода в качестве основного послужил ряд предпосылок: его очевидная простота и отсутствие средств на создание дорогостоящих служб регистрации цен, возможность составлять полноценные сметы на этапе проектирования.

Продолжение следует


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость