Подводя итоги


В последние годы в Республике Беларусь наблюдался заметный рост сети автомобильных дорог общего пользования. Он происходил, в основном, за счет принятия в их состав внутрихозяйственных дорог совхозов и колхозов, которые в основной части являются грунтовыми.
За последние 10 лет сеть автомобильных дорог общего пользования возросла на 30.685 км (рост в 1,62 раза), в т.ч. за счет внутрихозяйственных дорог — на 26.908 км. В то же время в республике произошел бурный рост автомобилизации, количество транспортных средств с 989 тысяч возросло до 2639 тысяч единиц (рост в 2,7 раза).

По состоянию на 1 января 2003 года протяженность автомобильных дорог общего пользования достигла 79.990 км, в т.ч. республиканских — 15.371 км и местных — 64.619 км. Дороги с твердым покрытием составляют 69.348 км, или 87%, и грунтовые — 10.642 км, или 13,0%.
Плотность автомобильных дорог на 1 км 2 территории составляет 0,32 км (Россия в целом — 0,06 км, Европейская часть России — 0,15 км) и на 1000 жителей — 6,7 км (Россия — 5,1 км).
На автомобильных дорогах общего пользования имеется более 5 тысяч мостов и путепроводов длиной 165.097 погонных метров.
Несмотря на сравнительно небольшой удельный вес республиканских автомобильных дорог в общей протяженности дорог общего пользования (19,2%), они имеют огромное значение во всем дорожном комплексе государства. Эти дороги несут основную транспортную нагрузку, обеспечивая более 70% всей работы автомобильного транспорта и обслуживая практически все международные автомобильные сообщения. На республиканских автомобильных дорогах наблюдается постоянный рост интенсивности движения, а на дорогах, входящих в международные транспортные коридоры, она возросла в 2002 году в 1,3 раза. В общем составе грузового потока опережающими темпами возрастает доля тяжелых транспортных средств. Если в 1993 году их доля составляла 11,2%, то в настоящее время она увеличилась до 41,6%.
Характеризуя техническое состояние автомобильных дорог на основе ежегодно проводимой диагностики, следует отметить, что только 5705 км республиканских дорог (37,1%) соответствуют по прочности требованиям для нагрузки 10 тонн на одиночную ось, в т.ч. 274 км способны выдержать нагрузку в 11,5 тонн.
Несущая способность 9.666 км республиканских дорог ниже 10 т на одиночную ось автотранспортного средства.
Не соответствуют требованиям по грузоподъемности и габаритам 896 мостов и путепроводов (41,5%). В настоящее время 30% дорожных сооружений достигли предельного срока службы и еще 29,5% вплотную приблизились к этому состоянию.

Потребность в объемах дорожных работ и их обеспеченность финансовыми ресурсами
Хроническое ухудшение технического состояния автомобильных дорог общего пользования вызвало необходимость проработки этих вопросов на государственном уровне. В октябре 1997 года Правительство Республики Беларусь рассмотрело и одобрило Государственную программу “Дороги Беларуси на период 1997-2005 гг.”, направленную на:
— обеспечение качественного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния дорог и ускоренное развитие сети автомобильных дорог, улучшение показателей безопасности дорожного движения;
— повышение качества и сокращение сроков дорожных работ;
— улучшение уровня обслуживания пользователей автомобильных дорог.
Реализацию намеченных Программой мероприятий предусматривалось осуществить за счет средств дорожных фондов, республиканского и местных бюджетов. На момент принятия Программы ее обеспеченность финансовыми ресурсами составляла 35-40%, так как некоторые источники формирования средств дорожных фондов, установленные Законом Республики Беларусь “О дорожных фондах в Республике Беларусь” от 23 декабря 1991 года к этому времени были преобразованы или упразднены.
Это не позволяло в должной мере решать вопросы не только по расширению сети автомобильных дорог, но и поддерживать в нормальном состоянии существующую сеть автомобильных дорог, что оборачивалось немалыми потерями для экономики республики в целом.
В этой связи была проведена работа по уточнению принятого в 1991 году Закона “О дорожных фондах в Республике Беларусь”.
При подготовке изменений и дополнений в действующее законодательство детально изучались возможности по мобилизации в дорожные фонды дополнительных финансовых ресурсов, в т.ч. и за счет повышения ставки налога с пользователей автомобильных дорог. Вносимые предложения позволяли увеличить уровень финансового обеспечения программы “Дороги Беларуси” до 76,8%. Однако эти предложения не были поддержаны. Таким образом, финансовая обеспеченность программы значительных изменений не претерпела.
Более того, отдельные органы государственного управления уже сейчас вносят предложения по уменьшению ставок дорожных налогов и ликвидации статуса целевых дорожных фондов, несмотря на то, что новая редакция Закона “О дорожных фондах в Республике Беларусь” вступила в силу лишь с 1 января 2002 года.
Фактическое финансирование дорог в 2002 году по сравнению с 1991 годом уменьшилось почти в 2 раза и составило 38% от потребности. Как следствие этого увеличился недоремонт дорог и ухудшается их техническое состояние. Если в 1992 году была восстановлена несущая способность 670 км республиканских и 1980 км местных дорог, то в 2002 году из-за недостатка финансовых ресурсов — только 155 и 127 км соответственно.
С 1997 по 2002 гг. показатель ровности ухудшился в 1.3 раза, и при сохранении существующих объемов финансирования он превысит предельно допустимый для дорог с асфальтобетонным покрытием. В настоящее время для доведения параметров дороги только по показателю прочности до нормативных требований необходимо выполнить работы по восстановлению несущей способности на 42.555 км (53,2%), в т.ч. на 10.022 км (65,2%) республиканских дорог.
За 2002 г. потери народного хозяйства, связанные со снижением технического состояния дорог, составили 1,236 трлн рублей в действующих ценах, или 7,3% от ВВП.

Бюджет республиканского дорожного фонда в 2002 году
Доходы дорожных фондов в 2002 году формировались в соответствии с Законом Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О дорожных фондах в Республике Беларусь” от 29 декабря 2001 г. №73-3, и первоначально Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2002 год” доходы и расходы республиканского дорожного фонда были утверждены в сумме 400,5 млрд рублей.
Однако в ходе исполнения бюджета из-за недопоступления средств по отдельным фондообразующим источникам (налога с продаж автомобильного топлива, налога с пользователей автомобильных дорог) было осуществлено уточнение доходов и расходов республиканского дорожного фонда в сторону их уменьшения на 44 млрд рублей.
В республиканский дорожный фонд поступила плата за проезд по автомобильной дороге Брест — Минск — граница с Российской Федерацией в сумме 30,1 млрд рублей и остатки неиспользованных на 1 января 2002 года средств в сумме 17,8 млрд рублей.
Из-за недостатка средств были приняты меры по поиску дополнительных ресурсов, необходимых для ускорения завершения работ по реконструкции кольцевой дороги вокруг г. Минска. Для этой цели были привлечены заемные средства ОАО “Сберегательный банк “Беларусбанк” в сумме 35,4 млрд рублей.
В итоге доходы республиканского дорожного фонда в 2002 году составили 432,8 млрд рублей, в т.ч. в разрезе источников формирования.
млрд руб.

Источники формирования РДФ

Уточненный план на 2002 г.

Фактически поступило за 2002 г.

Отклонение

% выполнения

Республиканский дорожный фонд — всего

445,3

432,8

-12,5

97,2

в т.ч.:









Остаток средств на 1.01.2002 г. (с учетом платы по М-1/Е-30)

18,0

17,8

-0,2

98,9

Налог с пользователей автомобильных дорог

140,2

139,1

-1,1

99,2

Налог с продаж автомобильного топлива

196,2

191,8

-4,4

97,8

Налог на приобретение автотран-спортных средств

9,2

8,5

-0,7

92,4

Плата за проезд ТКТС по дорогам общего пользования, исключая автодорогу М-1/Е-30

4,5

3,7

-0,8

82,2

Сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автодорогам общего пользования РБ

5,5

6,1

0,6

110,9

Плата за проезд по а/д М-1/Е-30

35,6

29,2

-6,4

82,0

Плата за проезд ТКТС по а/д М-1/Е-30

0,7

0,9

0,2

128,6

Прочие поступления



0,3

0,3



Заемные средства (кредит АСБ “Беларусбанк”)

35,4

35,4

-

100,0

Средства республиканского дорожного фонда с учетом привлечения дополнительных ресурсов позволили обеспечить финансирование основных мероприятий, вошедших в план на 2002 год.
В результате, несмотря на финансовые затруднения, объем дорожных работ на автомобильных дорогах, относящихся к республиканской собственности, выполнен на 105,5%, что обеспечило круглосуточное бесперебойное движение по ним транспортных средств в течение года.

Использование средств республиканского дорожного фонда
Использование средств республиканского дорожного фонда характеризуется следующими данными (см. таблицу 2).

млрд руб

Наименование статей расходов

Предусмотрено по плану расходов

Фактически исполнено (кассовое исполнение)

Отклонение

% выполнения

Расходы — всего

445,3

432,8

-12,5

97,2

в т.ч.:

Стр-во и реконструкция республиканских автодорог

117,9

119

1,1

100,9

Капитальный ремонт республиканских автодорог

42,5

40,2

-2,3

94,6

Текущий ремонт и содержание (включая средний) респ. автодорог

147,6

146,5

-1,1

99,3

Приобретение производственного оборудования для респ. автодорог

15,2

15,2

-

100,0

Трансферты г. Минску

17,4

17,4

-

100,0

Субвенции областям на развитие местных автодорог

20

17,3

-2,7

86,5

Финансирование научно-исследов. и опытно-конструкторских работ

4,1

3,7

-0,4

90,2

Содержание аппарата управления департамента

0,6

0,5

-0,1

83,3

Прочие текущие расходы

4,4

3,1

-1,3

70,5

Средства для обслуживания кредита ЕБРР

22,7

22,5

-0,2

99,1

Погашение кредиторской задолженности за работы 2001 г.

17,5

17,5

-

100,0

Погашение кредита АСБ “Беларусбанк”

24

24

-

100,0

Авансы под работы 2003 г.

11,4

0

-11,4

0,0

Остаток средств на 1.1.2003 г. на едином казначейском счете Минфина

5,9

5,9

Основная масса финансовых ресурсов республиканского дорожного фонда (43,2%) использована на содержание и ремонт существующей сети дорог. Такая позиция в условиях ограниченности в финансовых ресурсах в полной мере согласуется с принципами регулирования дорожной деятельности, одним из которых является приоритет направления средств на поддержание состояния существующей сети автомобильных дорог.
Фактические расходы на содержание и текущий ремонт республиканских автомобильных дорог составили 69,8 млрд рублей, средний ремонт — 87,1 млрд рублей и на капитальный ремонт — 47,8 млрд рублей.
За счет этих средств в зимний период для обеспечения непрерывного безопасного движения на республиканских дорогах, ликвидации гололеда и очистки от снега было израсходовано 600 тысяч тонн песчано-соляной смеси, 36 тыс. тонн чистой технической соли и 120 тысяч тонн моторного топлива. В среднем в сутки работало 300 единиц снегоочистительной и пескосолераспределительной техники, а в дни интенсивных снегопадов привлекалось до 1000 единиц техники.
Стоимость зимнего содержания республиканских автомобильных дорог составила 50 млрд рублей. За зимний период на республиканских автомобильных дорогах было ликвидировано 96 тыс. м 2 ямочности.
При подготовке республиканских автомобильных дорог к летнему сезону было ликвидировано 12 тыс. м 2 ямочности, произведена окраска 950 км барьерных и 164 км перильных ограждений, 172,6 тыс. стоек дорожных знаков, 96 тыс. железобетонных и деревянных сигнальных столбиков. Спрофилированы обочины, приведено в порядок 24 тыс. га полос отвода дорог, отремонтировано 68 тыс. дорожных знаков, отремонтировано и окрашено 4380 автопавильонов. Подготовка дорог к летнему сезону и приведение в порядок полос отвода обошлись государству в 12 млрд рублей.
В летне-осенний период на республиканских автомобильных дорогах проведен комплекс работ по их содержанию и текущему ремонту, в т.ч. ликвидация размывов обочин и откосов земляного полотна, вызванных дождями на участках протяженностью 2010 п.м, скашивание травы и вырубка кустарника в полосе отвода на всей сети (15.371 км), ремонт и восстановление кюветов — 3.150 п.м, ремонт деформационных швов и заливка трещин дорожного покрытия — 980 км. Кроме того, проведены работы по повышению комфорта и безопасности дорожного движения (раскрытие видимости, ремонт дорожных знаков, обновление катафотов), профилактическому ремонту искусственных сооружений и очистке русел от наносов и мусора.
Средним ремонтом отремонтировано 1684,1 км республиканских дорог при программе 1357,6 км и 29,5 тыс. м 2 мостов при программе 25,4 тыс. м 2. За счет среднего ремонта осуществлено устройство 650 км защитных слоев дорожных покрытий. Произведена горизонтальная разметка на 14.829 км, выполнен ремонт 28.562 п.м барьерного ограждения, установлено и заменено 38.219 сигнальных столбиков, 36.625 дорожных знаков, посажено 139,7 км снегозащитных насаждений, приняты меры по повышению безопасности движения на 134 аварийноопасных участках.
С целью восстановления несущей способности дорог и мостов осуществлены работы по капитальному ремонту. Отремонтировано 144,7 км республиканских дорог (программа — 86,8 км) и 11,8 тыс. м 2 мостов (программа — 7,1 тыс. м 2).
За счет средств капитального ремонта обеспечено устройство 75 площадок для остановки автобусов, 123 автопавильонов, 62 площадок для отдыха, 37,4 км пешеходных дорожек, 34 км переходно-скоростных полос, 24 виражей, 91.316,5 п.м барьерного ограждения, перестроено под требуемые габариты 28 мостов (1420,5 п.м), наращены барьеры на мостах (2479,2 п.м).
На реконструкцию и строительство республиканских автомобильных дорог направлено 119 млрд рублей.
Работы выполнялись на 65 объектах, в т.ч. на важнейших дорогах:
М-9 кольцевая дорога вокруг г. Минска. Использовано 93 млрд рублей. В установленный Президентом Республики Беларусь срок введено в эксплуатацию 26,1 км.
М-3 Минск — Витебск: на участках км 132 — км 140 и км 146,2 — км 148,7 введено в эксплуатацию 1,7 км.
Введен в эксплуатацию мост длиной 165,8 п.м через р. Друть на км 177,8 автомобильной дороги Р-43 граница с Российской Федерацией — Кричев — Бобруйск — Ивацевичи (1,7 млрд рублей); мост через р. Припять, км 101 автомобильной дороги Р-6 Ивацевичи — Пинск — Столин.
Р-20 Витебск — Полоцк — гр. с Латвийской Республикой, км 28 — км 36.
Обход г. Бобруйска в составе автомобильной дороги Р-31 Бобруйск — Мозырь — граница Украины; обходы городов Гомель, Гродно и Климовичи в составе автомобильной дороги Р-75 Климовичи — Костюковичи — граница с Российской Федерацией — 0,7 млрд рублей.
Реконструировано и построено 2 линейных дорожных дистанции, в т.ч. в д. Страдичи по автомобильной дороге Р-94 Брест — Томашовка Брестской обл., в г.п. Лоев Гомельской обл. и база ДЭУ в д. Ивашковцы Гродненской обл.
В составе работ по строительству, среднему и капитальному ремонту республиканских дорог реализован комплекс мер по дальнейшему развитию проходящих по территории республики международных транспортных коридоров. Отремонтировано 270,5 км, в т.ч.:
транспортный коридор II — автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест (Козловичи) — Минск — граница с Российской Федерацией (Редьки) — 28,0 млрд рублей, отремонтировано 134,1 км;
транспортный коридор IХ — автомобильная дорога М-8/Е-95 граница с Российской Федерацией (Езерище) — Витебск — Гомель — граница с Украиной (Новая Гута) — 4,5 млрд рублей, отремонтировано 61,6 км;
ветвь транспортного коридора IХ Б Гомель — Минск — граница с Литовской Республикой (Каменный Лог) (автомобильные дороги М-5, М-9, М-6, М-7) — 31,0 млрд рублей, отремонтировано 74,8 км.
За счет субвенций, выделенных областям из республиканского дорожного фонда в сумме 20,0 млрд рублей, в 2002 году построено и реконструировано 69,3 км местных дорог (при задании 59,1 км) и 72 п.м мостов.
На техническое перевооружение предприятий дорожной отрасли, относящихся к республиканской собственности, использовано 15,2 млрд рублей (приобретено 225 единиц машин и оборудования для содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог).
Ежегодно в среднем в доход республиканского дорожного фонда поступает платы за проезд по автомобильной дороге Брест — Минск — граница с Российской Федерацией около $15 млн, из которых 75% направляется на погашение основного долга по кредиту Европейского банка реконструкции и развития за пользование им и уплату процентов и только 25% (около $4 млн) этой платы используется на содержание и ремонт данной автомобильной дороги при ежегодной потребности около $30 млн.
В 2002 году возвращено кредита $4,7 млн и уплачено процентов банку $2,4 млн. Остаток средств на счете обслуживания кредита Европейского банка реконструкции и развития на 1 января 2003 года для уплаты очередного платежа по сроку 20 января 2003 года составил $7,0 млн.

Работа, направленная на экономию средств республиканского дорожного фонда
В условиях недостаточной обеспеченности республиканского дорожного хозяйства финансовыми ресурсами департаментом “Белавтодор” принимались меры, направленные на усиление контроля за экономным и целевым расходованием средств республиканского дорожного фонда и по совершенствованию ценовой политики.
Ценовая политика была направлена на стабилизацию темпов роста индексов изменения стоимости дорожных работ.
Инфляция стоимости дорожных работ за 2002 год составила 27,9% при прогнозе Минэкономики 28%, хотя цены в капитальном строительстве в целом выросли на 32%, на потребительские товары — на 34,8% и на продукцию производственно-технического назначения — на 50,3%.
Необходимо отметить, что дорожные работы достаточно материало- и энергоемки, удельный вес материальных ресурсов составляет по некоторым видам работ более 80%, из них около 50% занимают материалы, производимые предприятиями других министерств и ведомств. При этом за 2002 год стоимость битума увеличилась на 45%, дизтоплива — на 44%, щебня — на 20%, тарифы на железнодорожные перевозки выросли на 32%.
Департаментом осуществлялся жесткий контроль за ценами на материалы, изделия и конструкции, производимые предприятиями отрасли. Всего отслеживаются цены по более чем 400 видам и типам дорожно-строительных материалов на 47 предприятиях-производителях. Благодаря осуществляемым мерам удалось снизить цены на гидроизоляционный материал на 18%, мастику — на 12%, битумные эмульсии — на 15%, что привело к снижению стоимости выполненных работ на сумму около 4,5 млрд рублей.
Особое внимание уделялось проверке цен на материалы, применяемые при строительстве Минской кольцевой автодороги. В результате существенно снижены цены на железобетонные трубы (до 29%), сталь (до 43%), стеклопластик (до 60%), проволоку (до 90%), светильники (до 70%). Это позволило сэкономить около 800 млн рублей средств дорожного фонда.
Вложенные средства на содержание, ремонт и развитие автомобильных дорог общего пользования приносят выгоду пользователям дорог за счет сокращения эксплуатационных расходов и экономии времени. Расчеты показывают, что каждый рубль, вложенный в республиканские автомобильные дороги, приносит народному хозяйству экономию в размере 1,6 рубля. Исследования, проведенные на отдельных участках республиканских автомобильных дорог, подвергшихся в 2002 году ремонту и реконструкции (869 км), показали, что выгода пользователей (от сокращения транспортно-эксплуатационных расходов и экономии времени) на 1 км пробега составляет для легковых автомобилей 38 рублей и для грузовых — 797 рублей.
В зимний период (135 дней) в результате проведения комплекса работ по своевременной очистке республиканских дорог от снега и льда достигается увеличение скорости движения легковых автомобилей с 30 до 80 км/ч и грузовых — с 30 до 70 км/ч и соответствующее сокращение транспортно-эксплуатационных расходов.
Суммарная эффективность от вложения средств в республиканские автомобильные дороги в 2002 году достигла 603 млрд рублей, что на 223 млрд рублей больше налогов и сборов, внесенных плательщиками в республиканский дорожный фонд.

По материалам отчета об использовании средств республиканского дорожного фонда РБ департамента “Белавтодор”
Юрий ЛУКАШЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2003 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость