Берем курс на перестройку и конкурентоспособность, исходя из реалий


Участники состоявшейся недавно Международной научно-практической конференции “Проблемы оценки в переходной экономике” обсудили проект Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики, который направлен на рассмотрение в правительство.

В ходе обсуждения прозвучали оценки состояния дел в различных секторах экономики и предложения по выводу ее из кризиса. Не был обойдет вниманием и строительный комплекс Беларуси. Правда, в озвученных планах Минстройархитектуры не было предложено каких-либо сверхкардинальных мер по дальнейшей перестройке отрасли, на которых, по замыслу разработчиков проекта, должна базироваться представленная правительству программа и которые могли бы быть внесены в нее в ходе доработки. Приходится считаться с “реалиями жизни”.
Главная цель программы, разработанной учеными Минэкономики совместно со специалистами иных заинтересованных госструктур, — "выработка основных направлений и приоритетов структурного преобразования экономики, системы мер и механизмов по его реализации, обеспечивающих создание и использование конкурентных преимуществ страны". И эти цели, по мнению разработчиков, могут быть реализованы только путем проведения рыночных реформ, создания основ развития предпринимательства, развития рынка недвижимости, и в первую очередь, земли, обеспечения гарантированных прав частной собственности и т.д.

Например, по мнению президента Национальной Академии наук Беларуси Михаила Мясниковича, для реализации программных целей предстоит "с учетом национальных особенностей оптимально встроить белорусскую экономику в мировое глобальное хозяйство. По-другому просто не получится. Надо убедить мировую общественность, национальных производителей в готовности и, главное, способности Беларуси строить свою экономику на принципах законности, рыночной конкуренции и социальной справедливости". Но чтобы это получилось, системы органов государственного регулирования должны быть готовыми к переоценке ценностей и решению новых задач. При этом самое главное — "научиться называть вещи своими именами. При отсутствии значительных материальных резервов ряд одинаково важных общественных целей не может быть достигнут одновременно. Все мы говорим о росте благосостояния.
Но надо четко понимать, что рост благосостояния не может быть обеспечен вместе с ростом конкурентоспособности, а только на ее основе, то есть несколько позже. А переход на инновационное развитие не может не сопровождаться некоторым снижением такого параметра, как стабильность", — убежден президент НАНБ.

В свою очередь, Андрей Кобяков, вице-премьер и министр экономики, предложил присутствующим внести свои, пусть даже самые радикальные, предложения в проект программы. Но при этом, говоря о развитии инвестиционных процессов в белорусской экономике и приватизации предприятий, вице-премьер напомнил о недопустимости всякого рода "крайностей". “Приход иностранного инвестора — это хорошо, но даром ничего не бывает", — заметил А. Кобяков и призвал промышленников и экономистов в этой ситуации исходить из "реалий жизни".
Вероятнее всего, с учетом этих “реалий” был подготовлен и доклад “Основные направления повышения конкурентоспособности в строительстве”, с которым выступила от лица Минстройархитектуры Лариса Воробей — директор научно-исследовательского предприятия “Стройэкономика” (по плану конференции с этим докладом должен был выступать министр архитектуры и строительства Геннадий Курочкин).
Ведя речь о повышении конкурентоспособности строительной продукции, министерство учитывает специфику этой продукции, а именно то, что ею будут пользоваться люди в 2020-2030 годах и даже намного позже. Исходя из этого для ее создания требуются проектные решения новых поколений, новые стандарты, определяющие параметры, например, будущего жилья. Под этими параметрами подразумевается количество жилых и подсобных помещений, соотношение между общей и полезной площадями, системы обогрева и вентиляции, освещенность, качество интерьера и т.д. Причем, говоря о насыщенности жилых домов инженерной инфраструктурой, следует иметь в виду не только ту, которую мы понимаем и которая уже сложилась, а “именно новую инфраструктуру — это оснащение электронной почтой, интернетом и т.д.”, — отметила Л. Воробей.
Но все это требует больших инвестиций на научно-поисковые и проектные работы, а также на структурную перестройку промышленности стройматериалов, конструкций и изделий. А не решив этот вопрос, трудно говорить о повышении конкурентоспособности строительной продукции, которая, чтобы стать конкурентоспособной, должна быть обеспечена новым мировоззрением и идеологией в области научных решений.
Кроме того, строительная отрасль потребляет продукцию других отраслей, доля которых в общем объеме конечной строительной продукции (зданий и сооружений) занимает около 30%. Поэтому для создания высококачественных объектов недвижимости необходимо знать, какие изменения произойдут у смежников. Вместе с тем, как заметила Лариса Воробей, понятие конкурентоспособности к строительной продукции практически неприменимо в силу специфических особенностей данной отрасли, поскольку конечным продуктом строительной деятельности является некое недвижимое имущество — здания и сооружения. Скорее следует говорить о повышении потребительских качеств или свойств этой продукции, нежели о ее конкурентоспособности. Как раз на это и направлена основная работа Минстройархитектуры и подведомственных ему институтов, организаций и предприятий.

В ходе выступления докладчик рассказала о разработанных и уже применяемых универсальной архитектурно-конструктивной системе жилых и общественных зданий массового назначения на основе сборно-монолитных и монолитных каркасов, опалубочных системах и монтажной технологической оснастке, энергосберегающих технологиях. В частности, ведется проектирование многоэтажного энергоэффективного жилого дома в Минске с расчетными теплопотерями 15-20 кВт/ч/м 2. Для сравнения: в жилых домах, которые строились в 90-е годы, этот показатель составляет 180 кВт/ч, в тех, что строятся сейчас — 90-110, а в Западной Европе нормативным считается 60-70. “То есть сегодня мы ведем проектирование совершенно нового, уже полностью конкурентоспособного жилого дома, — считает Л. Воробей, — однако по комфортности жилья (а это главный показатель качественного уровня) мы пока не вписываемся в западноевропейский стандарт. А он означает, что количество комнат в квартире на единицу превышает количество членов семьи, проживающих в этой квартире. И в этом плане мы, конечно же, сможем быть конкурентоспособными лишь в далеко обозримом будущем”.

Директор “Стройэкономики” также рассказала о разработках в области усовершенствования инженерно-технической базы. О многих из них постоянные читатели СиН знают наверняка, поэтому мы ограничимся лишь некоторым перечислением. Речь идет о технологиях производства гипсокартонных листов с повышенной огне- и влагостойкостью, кровельных материалов (гидроизол, металлочерепица и т.д.), кирпичных изделий с широкой цветовой гаммой, стекла повышенных потребительских качеств, а также производства извести, цемента и других стройматериалов.
Кроме этого, было отмечено, что эффективная интеграция в мировую экономику и выход на внешние рынки требует признания нашего государства мировой общественностью как равноправного партнера. Но это возможно лишь при гармонизации методов регулирования внешнеэкономической деятельности при устранении технических и таможенных барьеров в торговле, признании белорусской стороной всех международных директив и законодательных актов по стандартизации и повышению качества продукции, которые предусматривают более жесткие нормы и требования к качеству строительной продукции. В этом направлении тоже ведется работа. Разработаны графики, в соответствии с которыми до 2005 года все предприятия Минстройархитектуры перейдут на стандарты серий ИСО 9000 и ИСО14000. Это, по мнению министерства, откроет путь белорусской строительной отрасли к участию в международных торгах и к экспорту. Что касается последнего, то его объем по итогам прошлого года составил примерно 43% от годового объема выпуска стройматериалов и изделий. Основные потребители белорусской продукции — Россия (71% от объема экспорта), Польша (17%), Украина (10%) и Литва (почти 10%).
В то же время экспорт строительных и проектных услуг все еще незначителен — всего около 2% от объема выполненных работ. Это все — итоги 2002 года. А в 2003 году министерство планирует увеличить эти цифры, поскольку имеется договоренность с администрацией Московской области о строительстве почти 100 тыс. м 2 жилых домов по новой архитектурно-планировочной системе, о которой было сказано выше. Кроме того, ведутся соответствующие переговоры с администрацией Калининградской области и с Минобороны РФ.
Но для того, чтобы объемы экспорта увеличились значительно, необходимо, как считают в министерстве, принятие мер на правительственном уровне по урегулированию и упрощению таможенных процедур. “В частности, следует упростить порядок оформления финансовых гарантий, предусмотрев зачет сумм, превышающих стоимость таможенных платежей по заявленным товарам, в счет оформления последующих товаров без возврата денежных средств на расчетный счет субъекта хозяйствования. При таком порядке предприятия могли бы иметь постоянно пополняемый депозитный счет, с которого бы они осуществляли таможенные платежи”, — прозвучало в докладе.

Кроме того, Минстройархитектуры выступает за упорядочение системы применения экономических санкций, в частности, за то, чтобы ответственность за допущенные нарушения была соизмерима с нанесенным ущербом. Санкции следует применять не к сумме контракта, как это делается сегодня, а дифференцированно — в зависимости от суммы нанесенного ущерба. В целом в министерстве считают, что штрафные санкции должны не столько носить фискальный характер, сколько способствовать предупреждению нарушений. “Кроме того, штрафы за нарушения следует налагать на субъектов хозяйствования, а не на физических лиц (работников субъектов). Потому что только само предприятие может определить степень вины того или иного сотрудника и применить к нему соответствующие меры воздействия”, — отметила Лариса Воробей и, чтобы не быть голословной, привела пример. Как-то в записке о составлении декларации вместо 67 тонн какого-то материала было указано 65 тонн. На бухгалтера-декларанта был наложен штраф — около 110 тыс. рублей. При этом ущерб ни предприятию, ни государству не был нанесен, поскольку в окончательном варианте цифры были уточнены и написаны правильно.
Думается, таких примеров можно привести бесконечное множество. В том море нормативных документов и поправок к ним, которые в последние несколько лет растут быстрее грибов, не под силу разобраться даже универсальному роботу, не то что человеку, пусть даже имеющему за спиной двадцатилетний стаж работы. Что уж говорить о молодых специалистах. С этим трудно спорить, как, впрочем, и с тем, что в системе, где фискальный подход главенствует над предупредительно-поощрительным, проблематично говорить не только о повышении конкурентоспособности строительной продукции, равно как и всей экономики, но и о проявлении какой-либо инициативы со стороны тех же руководителей и исполнителей. А где нет инициативы, там нет и прогресса.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 21 за 2003 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость