О снижении сверхнормативного незавершенного строительства


Постановлением правительства от 21 марта 2003 г. №390 утверждена Программа снижения сверхнормативного незавершенного строительства на 2003-2005 годы.

Как известно, сверхнормативный размер незавершенного строительства является результатом распыления капитальных вложений долгостроев и наносит серьезный ущерб народному хозяйству в результате снижения эффективности капитальных вложений, омертвления материальных ресурсов, замедления оборачиваемости средств, усиления инфляционных тенденций.
По данным государственной статистики, на 1 января 2003 года в незавершенном строительстве находилось более 17 тыс. объектов, из них 8,3 тыс. производственных. Полностью законсервировано или приостановлено строительство на 3,7 тыс. объектов. В целом в денежном выражении объем “незавершенки” оценивается в 4175 млрд рублей.
На конец 2002 года в незавершенном жилищном строительстве числился 4171 жилой дом общей площадью 2895 тыс. м2. Кроме того, около 1720 незавершенных строений (1800 тыс. м2 общей площади) принадлежит индивидуальным застройщикам. Как правило, сроки возведения таких домов намного превышают нормативные. Наряду с отсутствием у большинства граждан необходимых финансовых средств в республике пока еще не отработаны экономические стимулы, побуждающие индивидуальных застройщиков завершать строительство или отчуждать недостроенные дома.

Следует отметить, что работа по сокращению сверхнормативного жилищного строительства в республике ведется постоянно. Например, за 1998-2000 годы было достроено 1325 объектов-долгостроев, 766 таких объектов было законсервировано, 180 — перепрофилировано, продано или передано для завершения строительства другим организациям. В то же время реализовать полностью Программу сокращения сверхнормативной “незавершенки” (утверждена Постановлением Совета Министров от 2 июня 1998 г. №874) не представилось возможным из-за отсутствия достаточных финансовых средств у застройщиков.
Новая Программа снижения сверхнормативного незавершенного строительства ставит своей целью создание системы, стимулирующей экономическими и административными методами снижение объемов “незавершенки” и сокращение сроков сооружения объектов за счет концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов на фиксированном количестве строек. На выполнении мероприятий Программы будут сконцентрированы средства различных источников финансирования: собственные средства застройщиков, банковские кредиты, средства республиканского и местного бюджетов, бюджетные и внебюджетные целевые фонды, иностранные инвестиции и другие источники. Причем по объектам коммунальной собственности, строящимся с государственной поддержкой из средств республиканского бюджета, должно предусматриваться равнодолевое участие местных бюджетов. Участие средств республиканского бюджета в финансировании объектов производственного назначения может осуществляться только на конкурсной основе и принципах платности и возвратности.

Реализацию Программы намечено провести в два этапа. На первом этапе будет выполнена перепись объектов незавершенного строительства с выявлением объектов со сверхнормативными сроками. Для формирования такой исходной информации в Программе определены критерии классификации не завершенных строительством объектов со сверхнормативными сроками по следующим группам:
I группа — объекты, требующие завершения строительства в период до 2006 года;
II группа — объекты, подлежащие консервации с завершением строительства за пределами 2005 года;
III группа — объекты, подлежащие продаже с аукциона (или по конкурсу) или перепрофилированию;
IV группа — объекты, подлежащие ликвидации (разборке с возможным повторным использованием строительных конструкций и материалов).
В I группу подлежат включению объекты социальной инфраструктуры, а также производственного назначения со строительной готовностью свы-ше 75%. Во II группу включаются не завершенные строительством объекты социальной инфраструктуры со строительной готовностью от 30 до 75 процентов и производственного назначения со строительной готовностью от 50 до 75 процентов.
К III группе должны быть отнесены не завершенные строительством объекты социальной инфраструктуры со строительной готовностью от 20 до 30 процентов, не отвечающие мировым стандартам по оснащению, комфортности и другим параметрам. Объекты производственного назначения включаются в III группу при строительной готовности от 25 до 50 процентов, если они характеризуются неперспективными технологическими решениями, низкой конкурентоспособностью.
Затраты на консервацию объекта ориентировочно составляют 0,5% от общей стоимости строительства в действующих ценах, а затраты на оформление документации на продажу объектов, участие в конкурсе или аукционе — примерно 0,1% по освоенной стоимости строительства в действующих ценах.

На основе переписи объектов незавершенного строительства должна быть осуществлена подготовка отраслевых и региональных мероприятий с выработкой конкретных предложений по каждому объекту (например: завершить строительство, законсервировать, продать или разобрать), определением источника финансирования и реализацией намеченных мероприятий.
На втором этапе реализации Программы на основе указанных отраслевых и региональных мероприятий, утвержденных республиканскими органами государственного управления, Министерством экономики должны быть разработаны и до 1 декабря 2003 года утверждены правительством сводные мероприятия по снижению сверхнормативного незавершенного строительства.
В конечном счете в ходе реализации Программы намечается решить ряд важных задач. Прежде всего это создание системы мониторинга строящихся, законсервированных и не завершенных строительством объектов, возведение которых приостановлено. На основе жесткого стимулирования экономическими и административными методами необходимо достичь в целом по республике значительного сокращения количества не завершенных строительством объектов со сверхнормативными сроками строительства и тем самым существенно увеличить предложение на рынке недвижимости.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 2003 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость