Каким быть закону об оценочной деятельности


В настоящее время активно и плодотворно ведется разработка нужного для экономики Закона об оценочной деятельности, о чем свидетельствует состоявшийся в Палате представителей Национального собрания Беларуси семинар "Регулирование оценочной деятельности в Республике Беларусь". Активным участником процесса является республиканское общественное объединение "Белорусское общество оценщиков" (БОО), президент которого Николай Трифонов любезно согласился рассказать подробности.

Закон разрабатывается в Палате представителей. Причем это происходит путем создания рабочей группы, в которую помимо законодателей вошли представители профессионального сообщества оценщиков в лице "Белорусского общества оценщиков", а также министерств и ведомств, заинтересованных в оценке, и коммерческих организаций, связанных с оценочной деятельностью. Представлен весь спектр заинтересованных участников, которые заняты проектом Закона об оценочной деятельности. Предполагается в ближайшие месяцы подготовить его в первом чтении.
И вот при написании такого закона встает вопрос: "А как предполагается этим законом регулировать деятельность?" Рабочая группа поддержала в качестве инструмента регулирования оценочной деятельности аттестацию оценщиков. И категорически отклонила в качестве инструмента регулирования регистрацию методик оценки и регистрацию отчетов об оценке.

Также были моменты, которые не нашли в рабочей группе однозначного решения. Это связано, во-первых, с лицензированием оценочной деятельности. Во-вторых — с обязательной сертификацией оценочной деятельности. И в-третьих — с обязательным страхованием гражданской ответственности исполнителей оценки. Целесообразность этих способов регулирования оценочной деятельности рабочая группа решила вынести на широкое обсуждение. Также обсуждался вопрос, будет ли выбрано какое-то регулирование в Беларуси, кто будет его осуществлять? То ли это будет один орган государственного управления? То ли система органов государственного управления? То ли некоммерческое объединение оценщиков?
Семинар оказался достаточно представительным (около восьмидесяти участников). Состав — тот же, что и у рабочей группы, но расширенный.
Высказались представители различных министерств.
Министерство архитектуры и строительства Беларуси высказалось в пользу того, что все министерства и ведомства должны участвовать по своим видам деятельности. Комитет по земельным ресурсам высказался в пользу только аттестации.
Министерство транспорта и коммуникаций, а также Комитет по науке поддержали это же мнение. А, скажем, представитель Национального центра законопроектной деятельности говорил о возможности лицензирования.

Большинство организаций высказалось за то, что должна быть аттестация, а остальные формы не нужны. Представители СП "Делойт и Туш" высказались в пользу саморегулирования этой деятельности, то есть регулирование должно осуществляться, как обычно во всем мире, общественным объединением оценщиков.
Я хотел бы, подчеркнул г-н Трифонов, более подробно представить свое видение аспектов оценки.
Что касается лицензирования оценочной деятельности, то постановка вопроса об этом в нынешних условиях была бы нелепой. В концов концов, все помнят предвыборное заявление президента страны о необходимости сокращения числа видов лицензирования до двенадцати. В связи с этим готовится закон, где не предусмотрено лицензирования оценки. И это понятно. Лицензироваться должны те виды деятельности, которые могут принести ущерб либо неопределенно большому числу людей, либо здоровью людей.

Это всемирно признанные требования. Оценочная деятельность к таковым не относится. Более того, в Беларуси было введено и до сих пор существует лицензирование отдельных видов оценочной деятельности. Во-первых, формально существует лицензирование оценки драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них. Далее — существует лицензирование оценки интеллектуальной собственности, автотранспортных средств, а также лицензирование экспертизы достоверности оценки неденежных вкладов. Это все виды лицензирования, которые существуют.
При этом, вообще говоря, количество лицензий, выдаваемых Минфином, крайне невелико. Около тридцати лицензий выдано на оценку интеллектуальной собственности. Максимальное число лицензий выдано Министерством транспорта и коммуникаций на оценку автотранспортных средств.

Можно проанализировать результаты лицензирования отдельных видов оценочной деятельности. Предполагалось, что лицензирование защитит потребителя, уменьшит коррупцию. Но очевидные свидетельства говорят о том, что из всех видов оценочной деятельности наиболее коррумпирована именно наиболее лицензируемая оценка транспортных средств. Она наиболее богата злоупотреблениями. Об этом говорят приговоры судов страны, в соответствии с которыми отдельные оценщики автотранспорта уже находятся в местах, не столь отдаленных, свидетельствуют об этом и следственные органы. Таким образом, это уже не только общественное мнение, но и мнение государства.
Мы видим, что на сегодня лицензия на оценочную деятельность ни в коем случае не предотвращает коррупции и не защищает потребителя. Напротив, она способствует ухудшению защиты прав потребителей и увеличивает коррупцию. И это имеет место в отношении не вообще лицензирования, а только лицензирования в области оценочной деятельности.
Поэтому лицензирование в данной области не было поддержано практически никем из выступавших на семинаре.

Еще (и очень жестко) хотелось бы сказать об обязательном страховании гражданской ответственности исполнителей оценки. Весьма наивно было бы думать, что таким образом можно кого-нибудь защитить. Совершенно справедливо мнение: если заказчик хочет предусмотреть денежную компенсацию неточностей в оценке, то он может внести это условие уже в договоре между исполнителем и заказчиком оценки. Нет нужды для этого привлекать третью сторону.
Тем не менее, в России введено обязательное страхование гражданской ответственности исполнителей оценки. Это и породило обсуждение целесообразности введения такового страхования в Беларуси. Но во всей огромной России за несколько лет существования соответствующего закона не наступило ни одного страхового случая. То есть тысячи оценщиков работают несколько лет, но закон этот не работает. Он не работает потому, что в принципе не может работать. Очень сложно представить себе ситуацию, когда наступает подобного рода гражданская ответственность. Но в любом случае на счета страховых компаний поступают огромные суммы денег. Нет ничего плохого в том, что одно сообщество специалистов поддерживает дружественное ему другое. Но если российские оценщики, достаточно богатые, могут позволить себе поддержать своих страховщиков, то в Беларуси скорее должно быть наоборот. Страховая деятельность уже в определенной степени развита. Но оценочная деятельность не развита совсем. Говорить о том, что оценщики должны быть спонсорами другой отрасли, неверно. Нужно говорить о всемерном развитии именно оценочной деятельности.

Оценщиков в стране явно не хватает. Более того! Когда говорят об обязательном страховании гражданской ответственности исполнителя, то это вообще трудно себе представить. Почему? Можно себе представить обязательное страхование гражданской ответственности водителя автомобиля. Потому что любой самый хороший водитель может попасть в дорожно-транспортное происшествие (не по своей вине: сзади на него наехал плохой водитель, который нарушил правила, и хороший водитель попал в ДТП). Но давать за деньги право на ошибку квалифицированному оценщику, как бы заранее говоря ему: "Да, ты можешь делать неправильное заключение, только заплати"? Никогда не соглашусь с таким толкованием, подчеркнул г-н Трифонов. Честный и квалифицированный оценщик не может со злым умыслом нанести ущерб. Поэтому давать ему это право значило бы способствовать коррупции. У него нет никакого права — ни морального, ни профессионального — делать работу некачественно. И тут дело не в деньгах! Дело в профессиональной чести и этике. Поэтому совершенно естественно, что обязательное страхование также было категорически отвергнуто всеми участниками семинара.

Что же касается сертификации, то это, как известно, — проверка на соответствие стандартам. Поэтому о сертификации можно говорить только тогда, когда есть стандарты оценочной деятельности. На сегодня таких стандартов нет (кроме стандартов оценки интеллектуальной собственности). Вот сейчас, когда создан Национальный технический комитет по стандартизации "Оценка стоимости", можно надеяться, что в течение ближайших лет появятся стандарты. И когда они будут, можно вспомнить о сертификации. Сейчас вводить в законодательство сертификацию достаточно сложно, потому что во всяком случае потребовалось бы предусмотреть временную отсрочку. Что же касается органа сертификации, то его не нужно придумывать, потому что есть вышеупомянутый комитет "Оценка стоимости".
А какие органы будут осуществлять, например, аттестацию?

Имеются три предложения. Первое состоит в том, что каждое министерство и ведомство аттестует свое направление. Например, Минтранс — оценку транспорта, а Минстройархитектуры — оценку строительных материалов. Предлагаются также единый государственный орган (второе предложение) либо общественные объединения (третье). На взгляд г-на Трифонова, решить проблему координации оценочной деятельности государственными средствами будет достаточно сложно, потому что многие министерства и ведомства заинтересованы в том, чтобы регулировать свой раздел оценки. Поэтому естественно поставить вопрос о необходимости создания межведомственной комиссии. Причем в эту межведомственную комиссию обязательно должно быть включено общественное объединение оценщиков. Профессионалы сами должны заниматься своей аттестацией. Кто лучше профессионала знает, как проверить качество подготовки оценщиков?
Так, профессионалы оценки автомобилей знают, каковы требования к аттестации оценки автомобиля.
Нужно сказать, что примеры подобной деятельности можно увидеть в соседних странах. Межведомственные комиссии с включением общественных объединений существуют и в России, и в Украине. А, скажем, в Кыргызстане такой межведомственный совет под руководством общественного объединения оценщиков действует при президенте страны.
Итак, вот мнение Николая Трифонова: такой межведомственный совет с обязательным участием общественного объединения оценщиков был бы наилучшим решением. Причем именно это объединение могло бы играть координирующую роль в отношении министерств и ведомств.
Если вспомнить, опыт подобной работы уже есть.

Например, в организационный комитет Конгресса оценщиков СНГ входили представители различных заинтересованных министерств и ведомств Беларуси: экономики, транспорта, финансов, наконец, Мингорисполкома. Организацию же всего мероприятия с успехом взяло на себя Белорусское общество оценщиков.
В заключение г-н Трифонов высказал несколько общих мыслей вне связи с темой интервью. “Мне представляется, — сказал он, — что проблемы регулирования любой деятельности — это ключевые проблемы. Вообще говоря, любая деятельность регулируется двояким образом. С одной стороны, внешним образом (законодательно), с другой — по существу (содержательно). Содержательная же часть регулируется стандартами. Именно стандарты задают высоту планки, ниже которой не может опуститься содержание экспертного заключения оценщика. Поэтому в дальнейшем естественным было бы введение сертификации на соответствие этим стандартам.”

Подготовил Виталий БЕРЕЗИН


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2003 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость