Благоустройство и озеленение городских территорий


26 февраля в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства были подведены итоги ежегодного республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства населенных пунктов по 4 категориям в зависимости от численности населения в пунктах.


В последнее время особенно возросла роль зеленых насаждений в создании городской среды, для чего в республике развивается промышленное цветоводство и декоративное растениеводство, лесопарковое хозяйство, большое внимание уделяется вопросам комплексного содержания, эксплуатации и новому строительству объектов зеленого хозяйства. Площадь зеленых насаждений общего пользования за последние 10 лет возросла на 4,0 тыс. га и составила по республике 17,9 тыс. га (на одного городского жителя — 27 м2 при нормативе от 10 до 16 м2). Ниже среднего по республике этот показатель по Брестской (16 м2), Гродненской (16 м2) и Минской (15 м2) областям.
В настоящее время дороги и улицы населенных пунктов составляют 11,52 тыс. км, или 13,3 % всех дорог республики, мостовое хозяйство — 479 мостов и путепроводов, или 9,5%, зеленое хозяйство — 40,0 тыс. га зеленых массивов и насаждений, из них 17,9 тыс. га общего пользования.
В целях повышения уровня благоустройства, озеленения и санитарного состояния населенных пунктов проводятся республиканские и региональные семинары, а с 1998 года ежегодно республиканский смотр санитарного состояния и благоустройства населенных пунктов. Стабильно работают в этом вопросе г. Минск, Гомельская и Брестская области. В 2002 году за высокие показатели, достигнутые в ходе смотра, отмечены следующие населенные пункты: по 1 категории — г. Могилев, по 2 категории — г. Полоцк, по 3 категории — г.п. Мир Гродненской области и г. Добруш Гомельской области, по 4 категории — пос. Черни Брестского района Брестской области, н.п. Луговая Слобода Минского района Минской области и н.п. Козенки Мозырского района Гомельской области.
Условиями и порядком проведения конкурса и подведения итогов учитывается привлечение средств предприятий и участие населения в работах по благоустройству и приведению в надлежащее санитарное состояние населенных пунктов. С целью улучшения состояния благоустройства, озеленения, санитарного содержания населенных пунктов, совершенствования их инженерно-транспортных систем, землепользования и пустующих территорий облисполкомами и Минским горисполкомом созданы региональные рабочие группы, в состав которых введены руководители областных структурных подразделений Комитета по архитектуре, градостроительству и территориальному планированию, Отдела по земельным ресурсам и землеустройству, Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, Производственного управления жилищно-коммунального хозяйства, ГАИ УВД, главный санитарный врач области, заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию и другие.

Актуальные вопросы благоустройства и санитарного состояния населенных пунктов находят отражение в изменениях и дополнениях в Условия и порядок смотра, которые вносятся по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом и другими заинтересованными ведомствами. Для проведения смотра на более высоком уровне в 2001 году были внесены изменения в условия смотра. С учетом сложившейся ситуации сделан акцент на увеличение процента дорог, имеющих усовершенствованное покрытие, благоустройство основных автомобильных въездов в населенные пункты, техническое и эстетическое обустройство транспортных сооружений, автовокзалов и автостанций, создание эталонов комплексного архитектурно-художественного оформления и благоустройства конкретных элементов территорий населенных пунктов, совершенствование городского дизайна, рост удельного веса охвата жилищного фонда планово-регулярной санитарной очисткой, усилена оценка санитарного состояния населенного пункта территориальными центрами гигиены и эпидемиологии по обеспечению населения качественной питьевой водой, эффективности работы очистных сооружений, санитарно-техническому состоянию полигонов размещения отходов и др.
Для полной оценки достигнутого уровня благоустройства и выполненных в ходе смотра работ по целому ряду показателей оценка увеличивается на 1 балл за каждый процент перевыполнения установленной условиями максимальной величины показателя:
— по 1 категории населенных пунктов количество и размер первых мест остался без изменений;
— по 2 категории — увеличено количество первых мест с 1 до 2 и общая сумма премии с 4000 до 6000 базовых величин;
— 3 категорию, в которой было 188 городов и городских поселков, разделили на две категории с увеличением количества первых мест с 2 до 7 и общей суммы премии с 5000 до 12000 базовых величин;
— по 5 категории — сельские населенные пункты — увеличено количество первых мест с 3 до 5 и общая сумма премии с 3000 до 4000 базовых величин.

В результате количество первых мест выросло с 7 до 15 и общая сумма премии — с 20.000 до 30.000 базовых величин.
С целью повышения уровня озеленения населенных пунктов применяется посадочный материал ценных видов и форм декоративных древесно-кустарниковых и цветочных культур (малораспространенных интродуцированных лиственных и хвойных пород, красивоцветущих кустарников, привитых и вьющихся растений, при создании объектов озеленения шире используется технология компьютерного проектирования ландшафта, внедряются “Ресурсосберегающие технологии в зеленом хозяйстве республики”, “Методы и технологии содержания маточников и выращивания сеянцев древесно-кустарниковых растений в посевном отделении питомников”, “Методы и технологии выращивания саженцев древесно-кустарниковых растений в отделениях формирования питомников саженцев лиственных пород”, “Технологии создания и содержания городских зеленых насаждений методами контейнерного и вертикального озеленения”, “Технологии создания зеленых насаждений методами объемного озеленения”, разработанные РУП “Жилкоммунтехника”.
Постоянно ведется работа с населением по повышению уровня благоустройства и санитарного содержания улиц и дворовых территорий населенных пунктов, передаче домов и территорий для благоустройства домовым комитетам, привлекаются для участия в субботниках по данному вопросу предприятия, общественные организации, учащиеся школ, училищ, студенты и население.
Следует отметить, что организациями отрасли в 2002 г. проведена значительная работа по благоустройству и улучшению санитарного состояния территорий: выполнен капитальный ремонт более 4,5 млн м2 дорожных покрытий и тротуаров, что в 1,3 раза больше, чем в 2001 г., текущий ремонт 5,5 млн м2, что в 1,5 раза больше, чем в 2001 г., или соответственно 5,6% (при нормативе 7%) и 7,6 % (при нормативе 10%) от их общей площади, ликвидировано более 6,2 тыс. несанкционированных свалок в населенных пунктах, проведено более 5,3 тыс. проверок санитарного состояния закрепленных территорий, в ходе которых было выдано более 5 тыс. предписаний и оштрафовано 5118 человек на сумму 67,9 млн руб. Благодаря реализации комплекса мероприятий произошло значительное улучшение содержания улиц и дорог, технического и эстетического обустройства транспортных сооружений, застройки населенных мест, городского дизайна и озеленения.
Эта работа проводится организациями отрасли на протяжении ряда лет и для закрепления ее положительного опыта в условия и порядок проведения республиканского смотра дополнены показателем, учитывающим ход выполнения указанных мероприятий, и итоги смотра 2002 года были подведены уже с учетом этого показателя.

На 2003 год разработаны республиканская, областные и Минская городская отраслевые программы по благоустройству территорий населенных пунктов и наведению порядка на земле, за основу которых взяты показатели и порядок подведения итогов ежегодного республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства населенных пунктов Республики Беларусь, учтены работы по наведению порядка в производственных зонах, районах индивидуальной застройки, зонах отдыха, обустройству водных бассейнов.
Министерство постоянно уделяет внимание вопросу сбора, вывоза, переработке и обезвреживания коммунальных отходов. В настоящее время в республике ежегодно образуется около 10 млн м3 твердых коммунальных отходов (около 2 млн т), а также 1,5 млн м3 жидких коммунальных отходов от неканализированных домовладений и объектов, объем образования отходов имеет устойчивую тенденцию к росту. С целью улучшения санитарной и экологической обстановки в населенных пунктах и вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов в республике реализуется разработанная Минжилкомхозом и одобренная правительством Беларуси “Республиканская программа обращения с коммунальными отходами”. В целях развития данной программы облисполкомами и Минским горисполкомом были утверждены соответствующие региональные программы.

В соответствии с указанной программой и Законом Республики Беларусь “Об отходах” в республике начата работа в крупных и средних городах и отдельных регионах по созданию комплексных систем их санитарной очистки. Разработаны генеральные схемы саночистки городов Минск, Брест, Витебск, Гомель, Барановичи, регионов Лидского, Мозырь-Калинковичского, Полоцк-Новополоцкого, разрабатываются схемы для городов Гродно, Могилев, Жлобин-Рогачев. Строится и реконструируется 44 полигона для размещения твердых коммунальных отходов, построен экспериментальный сортировочно-полигонный комплекс в г. Несвиже, ведется строительство сортировочно-перегрузочных станций в гг. Бресте, Пинске, Гомеле, Клецке, Столбцах, начаты работы по реконструкции мусороперерабатывающих заводов в гг. Минске и Могилеве, строительству биомеханического завода в г. Борисове.
В настоящее время твердые коммунальные отходы обезвреживаются на 199 полигонах. Следует отметить, что значительная их часть была введена в эксплуатацию 15-25 лет назад и не всегда соответствует современным природоохранным требованиям. Особую опасность для окружающей среды представляет фильтрат, образующийся при анаэробных процессах в толще захороненных отходов и являющийся основным носителем бактериального и химического загрязнения подземных вод. Исключить попадание в коммунальные отходы источников опасных веществ, в первую очередь, тяжелых металлов, и вовлечь в хозяйственный оборот вторичное сырье, содержащееся в коммунальных отходах, уже на первой стадии обращения с ними позволяет раздельный сбор коммунальных отходов населением.
Всего за 2002 год организациями ЖКХ собрано и реализовано более 7,2 тыс. т вторичных материальных ресурсов, в том числе около 5,3 тыс. т макулатуры, 985 т стекла, 186 т полимеров, 273 т текстиля.

Реализация программы сдерживается главным образом из-за недостаточного финансирования. Размер установленных в настоящее время облисполкомами и Минским горисполкомом тарифов покрывает эксплуатационные затраты организаций отрасли по обращению с коммунальными отходами, но практически не позволяет изыскать средства на реализацию заданий программы.
В результате задания Программы по строительству промышленных и полупромышленных комплексов, приобретению и обновлению спецтехники профинансированы только на 12% от запланированного объема. В связи с этим в настоящее время подготовлен проект постановления правительства, предусматривающий как приоритетное направление в области обращения с коммунальными отходами строительство в 2004-2008 годах сортировочных станций коммунальных отходов для городов с населением от 100 тысяч до 150 тысяч человек и заводов по переработке коммунальных отходов для городов с населением свыше 150 тысяч человек, а также начиная со 2 квартала 2003 года установку тарифов на сбор, перевозку, хранение и обезвреживание (переработку) коммунальных отходов на уровне, обеспечивающем возмещение затрат на предоставление данных видов услуг, с учетом накопления средств на приобретение и нормативное обновление контейнеров и спецтехники, установленных налогов, неналоговых платежей и сборов и получения нормативного уровня рентабельности и предоставление банковских кредитов на льготных условиях для строительства объектов сортировки и переработки коммунальных отходов.
В текущем 2003 году основной задачей отрасли по благоустройству и озеленению является активизация работы во всех без исключения населенных пунктах республики по реализации республиканской, областных и Минской городской отраслевых программ по благоустройству территорий населенных пунктов и наведению порядка на земле, а также “Программы обследований и капитального ремонта городских транспортных сооружений”, комплексных планов, программ благоустройства, озеленения и санитарного состояния населенных пунктов, ремонта и реконструкции дворовых территорий, фасадов жилых и общественных зданий с широким привлечением к этой работе жителей республики.

Материал предоставлен МЖКХ
Подготовила Ольга КЛИНДЮК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 10 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость