У реформы ЖКХ есть альтернатива

У реформы ЖКХ есть альтернатива

Да, именно в горячей воде, реками растекающейся по российским городам и весям, скрыты ресурсы для диверсификации и модернизации не только ЖКХ, но и энергетического комплекса. ТЭЦ, крупные и средние котельные возводились для теплоэлектроснабжения всей городской инфраструктуры. Проектные расчеты нормы холодного и горячего водоснабжения на человека и квадратный метр жилья и электроэнергии на единицу продукции внушали оптимизм своими возможностями. Строившиеся тепловые электростанции в первую очередь предусматривали производство электроэнергии — горячее водоснабжение рассматривалось как вторичный продукт, и задачи по экономии горячей воды не ставились.
В информации Госкомстата РФ в 2001 году отсутствуют данные потребления тепло- и электроэнергии по следующим сферам: жилищной, социальной и общественной, государственной, промышленной и т.д. Эти данные не удается получить и через отраслевые источники в силу их отсутствия. Все это ставит под сомнение возможность точного расчета стоимости планируемой реформы. Достоверных данных о том, сколько потребляемого тепла и электроэнергии приходится на жилье, а сколько на остальных потребителей, нет. Зато известно, что переход на рыночную экономику многократно сократил промышленное производство в РФ, что привело к снижению потребления электро- и теплоэнергии.
Эффективные предприятия занялись устройством автономных систем теплоэнергоснабжения. В последние два года стремительно набирает силу тенденция по устройству собственных теплоэлектростанций основными потребителями: металлургическими, промышленными, химическими и другими предприятиями. Происходит неконтролируемая дезорганизация энергетического комплекса, его непоследовательное и при продолжении нерегулируемости процессов весьма убыточное для общенациональной экономики расширение.
Муниципальный энергетический комплекс на 70% требует капитального ремонта, системы транспортировки электротеплоэнергии — почти на 100%, то есть полного обновления. Объемы требуемых инвестиций на реанимацию существующей энергосистемы только на муниципальном уровне сопоставимы с девятилетним бюджетом страны. Давно возникла необходимость сокращения производства сначала электро-, а затем и теплоэнергии. Сокращение самого дорогого по себестоимости производства электроэнергии — ТЭЦ — представляется технически невозможным в силу необходимости горячего водоснабжения жилищного, социального, общественного и государственного секторов. Между тем легко подсчитать, что реальное потребление горячего водоснабжения жилищным и социальным секторами составляет не более 9% его производства. Так под видом рыночных преобразований сохраняются неэффективные тепловые электростанции и связанная с ними инфраструктура обеспечения.
Энергетика России уже способна перепроизводить более 30% электроэнергии. Это заставляет многие области продавать за бесценок электроэнергию из-за потребности в горячем водоснабжении.
В масштабах России на поддержание заведомо неэффективной системы ЖКХ тратится не меньше $4 млрд в год. При переходе на автономную систему эти деньги можно использовать в качестве гарантийного фонда для привлечения иностранных инвестиций. Внедрение автономных систем теплоснабжения позволяет экономить энергоресурсы более чем в 4 раза относительно сегодняшних ТЭЦ, а сокращение сопутствующих затрат, определяемых сегодня рамками деятельности коммунального хозяйства РФ, увеличит значение эффективности более чем в 8 раз. А это значит, что при росте тарифов сократится объем потребляемой энергии, то есть затраты конечных потребителей если и вырастут, то незначительно. Что и будет главным экономическим эффектом альтернативной реформы ЖКХ.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 2003 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость