Архитектурный рисунок


Научное издание "Рисунок в профессии архитекторе" вышла из печати в августе 1999 г, и была экспонирована на ХII Международном Книжном Фестивале и Фестивале "Зодчество". За короткий период монография получила два диплома и три премии Московского, Российского и Международного Союзов архитекторов, а ее автор доцент Максимов О.Г. — звания лауреата конкурса и номинанта на премию "Золотое Сечение" по номинации "Лучшая книга об архитектуре и архитекторах 1999 г."

По нению автора, до настоящего времени в профессиональной литературе не нашли своего широкого отражения значение и роль архитектурного рисунка в аспекте прямого и косвенного влияния на стиль и характер архитектурного формообразования, а на него возлагались лишь задачи выразителя профессиональных замыслов архитектора. Правомерно также поставить вопрос о том, достаточно ли ясно определены его цели в системе архитектурного образования.
Но рисунок архитектора должен определяться не просто как средство профессиональной коммуникации или "язык" диалога архитектора — исполнителя — потребителя, а служить инструментом творческого процесса. Именно рисунком, но, конечно, не только им, всегда определялось развитие художественного замысла, начиная от зарождения идеи, с самых первых ее "записей". Ясно, что каждый вид художественного творчества имеет свой своеобразный язык, свои специфические особенности художественного выражения. В работе архитектора архитектурный рисунок — начало начал, поэтому совершенствование владения им с выработкой профессионального почерка аккумулирует общую культуру зодчего.

Если для живописца или художника-графика рисунок может быть как самоцелью, так и результатом работы, то в творчестве архитектора он служит промежуточным этапом и является средством создания архитектурного образа, выраженного в конечном итоге в проекте, который в свою очередь является промежуточным этапом на пути осуществления его в натуре. Но главное также в том, что постоянное и систематическое занятие рисунком (с натуры, по представлению, по памяти, путевые зарисовки и пр.) способствует развитию склонности к логическому мышлению, острого, активного и эмоционального видения мира. Рисунок является тем катализатором, который приводит в живое и плодотворное столкновение материал наблюдений и сферу творческих обобщений, заставляя активизировать механизм творческого процесса.
Профессиональные основы рисунка архитектора, определяемого в числе основных факторов творчества зодчего, вскрываются при анализе творчества ведущих мастеров архитектуры различных исторических эпох. Архитектурный рисунок при этом необходимо рассматривать в тесной связи с процессом образования архитектурной формы. Так, например, лаконичность художественных "записей" Оскара Нимейера прямо корреспондируется с его поисками чистых скульптурных форм. То же самое можно отметить, рассматривая творчество Рикардо Бофилла с его индустриальной модернизацией классических форм; Луиса Кана с его методикой изначально заданной формы; Альдо Росси с его идеями тотальной рациональности, или, наконец, Иорна Утцона с его романтическими поисками парящих архитектурных форм над мощным стилобатом.

Сейчас, в век стремительного развития компьютерной технологии, при кажущейся легкости моделирования на экранах "интеллектуальных" графических терминалов, художественно-графическое воспитание, культура архитектурного рисунка и индивидуальность художественного языка зодчего приобретают особое значение. Остро возникает необходимость анализа архитектурного творчества в аспекте художественного языка зодчими, владения ими всеми видами и средствами изображения с косвенным их влиянием на стиль и характер архитектурного формообразования.

Подготовила Ольга КЛИНДЮК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 47 за 2002 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость