Стадион, непохожий на ореховую скорлупу


Первое предприятие, которое вступило в консорциум по постройке Стадиона Франции, — Кока-кола — испытывает сегодня гордость, являясь соучредителем одного из самых удачных архитектурных проектов конца прошлого века. Возведенный в Сен-Денисе — воротах Парижа — по случаю проведения Кубка мира по футболу в 1998 году Стадион Франции можно назвать одним из символов современной французской архитектуры. Над его созданием трудились четыре архитектора: Мишель Макари, Аймерик Зублена, Мишель Режембаль и Клод Костантини (Michel Macary, Aymeric Zublena, Michel Regembal, Claude Costantini).

— В какой момент Вы начали участвовать в конкурсе проектов стадиона, и каким образом формировалась группа архитекторов?


Мишель Макари : По причине своей уникальности и грандиозности этот проект привлек внимание многих. Речь шла о конкурсе по созданию концепции стадиона, а также о его непосредственном строительстве. Архитекторы должны были быть связаны напрямую со строительными фирмами, а во Франции крупных строительных компаний немного. Ощущалось давление со стороны большого числа архитекторов. Наконец, было решено иметь дело только со структурами, включающими как минимум два архитектурных бюро. Я и мой коллега Аймерик Зублена, конечно, сотрудничали со многими крупными фирмами. Мы хотели, чтобы группа архитекторов формировалась, исходя из потребностей проекта, из архитектурного стиля и из гармоничных, я бы сказал, психологических отношений между участниками проекта. Мы хотели также работать с архитекторами, которые были бы моложе нас. И вот был подписан контракт с Мишелем Режембалем и Клодом Костантини, которые принадлежат к одной с нами архитектурной школе.

— Можно ли сказать, что кто-нибудь из вас имел решающее право голоса при выборе конфигурации стадиона или, например, подвесной крыши?

Аймерик Зублена: Нет. Тот факт, что мы все четверо являемся архитекторами, дал нам возможность работать по особой методике. Мы погрузились в разработку концепции в большей мере, чем в сравнение чертежей и рисунков архитектурных частей. Идея подвесной крыши, ставшей впоследствии эмблемой стадиона, возникла из размышлений над вопросом: “Что должен представлять из себя стадион в городе?” И наш ответ был следующим: стадион должен быть “открыт” городу. Казалось важным, что снаружи он не должен походить на ореховую скорлупу, замкнутую в самой себе. И подвесная крыша стала результатом этой мысли. Затем мы сделали рисунки, макеты и добились нужной конфигурации. Я считаю большим достижением, что удалось найти манеру совместной работы двух команд, сохранив стиль каждой из них.

— Овальная крыша — самый заметный элемент стадиона, ее сооружение потребовало участия инженеров. По сравнению с обычными зданиями выполняет ли она какую-либо особенную функцию?

Мишель Макари: Размеры навеса потребовали специального технического исполнения. Вообразите себе 6 гектаров площади, висящей над футбольным полем на высоте 40 метров. В момент разработки схемы крыши мы получили подтверждение от инженеров, что технически соорудить такую конструкцию несложно. Но сам монтаж представлял определенные трудности. Необходимо было поднять составные части, каждая из которых имела вес в 350 тонн на высоту 50 метров. Мы разработали специальную систему монтажа, можно даже сказать, изобрели.

— Интересовали ли Вас уже действующие стадионы? Какие из них повлияли на архитектурные решения Стадиона Франции?

Аймерик Зублена: Конечно, мы побывали на других стадионах. Однако никакой из них не был взят за образец. Мы продолжали скурпулезно следовать нашему собственному замыслу. Например, расположение нашего стадиона рядом с оживленными автодорогами заставляет смотреть на него множество людей, даже тех, которые никогда не войдут внутрь. Так вот, я не могу сказать, что так же приятно смотреть на большинство городских стадионов, которые стали городскими по воле случая, как на Стадион Франции. Посещение крупных стадионов позволило представить, чем является сооружение на 100000 мест.

— Некоторые критикуют стоимость проекта, считая ее слишком высокой. А Вы выдержали все те параметры, которые были запланированы?


Мишель Макари: Да, мы полностью уложились. Работали, как сумасшедшие, зато избежали простоев, которые неизбежны, если времени много. Лучше работать быстро и напряженно и закончить проект так, как задумано, чем, имея массу времени, говорить себе: “А если изучить этот вариант, а если сделать вот так?”. В таких условиях проект искажается и теряет оригинальность.

— Почему Вы выбрали форму эллипса?

Мишель Макари: Архитектурная форма рождается из конкретных параметров и запросов, которые заставляют работать воображение. Эти параметры: городская черта, вписываемость в городские кварталы, функциональность и технические возможности сегодняшнего дня. Требовался такой стадион, который работал бы и во время Олимпийских игр, поэтому беговые дорожки должны были обязательно окаймлять футбольное поле, — и получилась овальная конфигурация. К тому же в отличие от прямоугольной овальная форма не разделяет зрителей на части: северную, южную и т.д.

Технические характеристики
Овальная форма характеризует универсальность спорта. Площадь — 6 га, вес — 13000 т. Навес расположен на высоте 42 метров и может защищать от дождя и снега 80000 зрителей. 550 прожекторов и 36 поясов акустических систем встроены таким образом, чтобы не закрывать обзор зрителям. Центральная часть навеса выполнена из специального стекла, которое не пропускает красные и инфракрасные излучения. Площадь газона — 9000 м2. Газон рассчитан на эксплуатацию 16 часов в неделю. Благодаря подвижным нижним трибунам Стадион Франции может трансформироваться в течение недели в олимпийский стадион на 75000 мест. С высоты стадиона открывается прекрасная панорама на город: Эйфелева башня, базилика Сен-Денис ит.д.

Основные даты.
19 декабря 1993 года — Сен-Денис был выбран для строительства Стадиона Франции.
26 декабря 1994 года — создание консорциума Стадиона Франции.
2 мая 1995 года — начало строительства.
4 декабря 1995 года — выбор названия стадиона.
30 ноября 1997 года — после 31 месяца работ строительство стадиона закончено.
28 января 1998 года — первый футбольный матч (Франция — Испания).

Стадион в цифрах.
Стоимость — 2,6 миллиарда французских франков.
Размеры: длина — 270 м; ширина — 230 м; высота — 35 м; наибольший диаметр — 274 м. Навес держится на 18 опорах диаметром 1,6 метра каждая.
Размеры газона — 119х75 м.
Основное оснащение — 4 автостоянки (5000 мест); 148 частных лож от 12, 16 до 28 мест; 6000 мест с ресторанным обслуживанием; 1100 мест для инвалидов; 890 мест для прессы; два ресторана по 320 мест каждый; 16 магазинчиков; 28 киосков; 43 бара и буфета. 8000 м2 отведено для выставок, конгрессов и семинаров; есть два зала — на 250 мест и площадью 2000 м2 (многофункциональный). 4000 м2 — для ведения бизнеса; 2000 м2 — для офисов.

Подготовил Дмитрий РУНЦО


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2002 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость