Общественные жилищные комиссии


Жилищным законодательством республики традиционно предусматривалось, что вопросы учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений как по месту жительства граждан, так и по месту работы рассматриваются с участием специальных общественных комиссий.

Такие комиссии в разное время носили различные названия (в 1959 году — общественные комиссии по учету и распределению жилой площади, в 1976 году — общественные комиссии по жилищным вопросам и жилищно-бытовые комиссии ФЗМК. в 1984 году — жилищно-бытовые комиссии профсоюзных комитетов, в 1990 году — комиссии по жилищно-бытовой работе профкомов). Но основная цель их создания оставалась неизменной — общественный контроль за обеспечением граждан жилыми помещениями.
Если раньше функции указанных комиссий заключались в осуществлении контроля за учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на получение жилой площади, а также ее распределением в домах государственного и общественного жилищного фонда, то сейчас в соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РБ комиссии будут осуществлять еще и контроль за соблюдением порядка приобретения гражданами в собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, правильностью отнесения граждан к категории малообеспеченных трудоспособных или нетрудоспособных граждан.
Напомним, что в соответствии со ст. 12 ЖК РБ малообеспеченные нетрудоспособные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на одноразовое получение жилого помещения социального пользования, а малообеспеченные нетрудоспособные граждане в соответствии со ст. 13 ЖК РБ имеют право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения.

В соответствии с новым Жилищным кодексом изменены и некоторые другие полномочия общественных комиссий. В связи с тем, что ст. 11 ЖК РБ предусмотрено право граждан самостоятельно в установленном законодательством порядке учреждать организации по строительству, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, управлению и приобретению жилых помещений, из Примерного положения об общественной комиссии исключены указания об осуществлении контроля по вопросам принятия граждан на учет желающих вступить в ЖСК, включения в списки на первоочередное или внеочередное получение жилых помещений в домах ЖСК, перенесения очередности на вступление в ЖСК.
Ранее действовавшее Примерное положение об общественной комиссии распространялось только на комиссии, создаваемые при исполнительных комитетах Советов депутатов. Сейчас в соответствии со ст. 25 ЖК в новом Примерном положении об общественной комиссии по жилищным вопросам (утверждено постановлением Совета Министров от 30.03.2000 г. №429) определено, что такие общественные комиссии создаются не только при исполнительных и распорядительных органах, но и в организациях.
Изменение функций и расширение полномочий общественных комиссий свидетельствует о дальнейшем развитии демократических начал при решении жилищных вопросов. Вопросы осуществления общественного контроля за учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установления очередности на получение жилых помещений, их предоставления, а также другие жилищные вопросы решаются Комиссией на основании всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех материалов по каждому отдельному случаю в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением гласности. Жилищным кодексом также предусмотрено, что общественный контроль и соблюдение гласности в жилищных отношениях обеспечиваются участием в работе комиссий депутатов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов.

Местные исполнительные и распорядительные органы, администрации предприятий, учреждений, организаций и соответствующие профсоюзные комитеты не вправе принимать решения по жилищным вопросам, входящим в компетенцию общественных комиссий, без заключения этих комиссий. Согласно п. 11 Примерного положения об общественной комиссии предложения комиссии по вопросам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений рассматриваются и учитываются соответствующим исполнительным и распорядительным органом, администрацией и профсоюзным комитетом (при его наличии) организации.
Общественный контроль и соблюдение гласности в жилищных отношениях направлены на предотвращение принятия неправильных решений при рассмотрении жилищных вопросов, злоупотреблений служебным положением должностных лиц и, в конечном счете, на соблюдение принципов социальной справедливости.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2002 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость