ЖКХ

Вы бы согласились жить в бомбоубежище? Странный вопрос, не правда ли? Но для жителей Гамбурга в этом нет ничего странного. Дело в том, что накануне войны для защиты населения от бомбежек в городе построили более тысячи бомбоубежищ — 4-5-этажные железобетонные здания. Параметры впечатляющие: толщина слоя бетона крыши — 3,1 метра, стен — 1,9 метра при высоте потолков помещений на всех этажах 2,3 метра (по сравнению с традиционными подземными бомбоубежищами такой метод позволял строить быстро и дешево).
Пришло время, и около 700 убежищ пришли в негодность, их стали сносить. Некоторые из них еще в 50-е годы использовали для новых целей. Например, под пожарную часть, магазины, фотостудии. А недавно стали реконструировать под жилье шесть подобных бетонных укреплений, находящихся непосредственно в жилом районе, снести которые подрывом было нельзя по соображениям технической безопасности.
Для кого предназначены эти квартиры класса “люкс”, трудной сказать. Во всяком случае, не для бедных. Ведь ввиду сложности реконструкции стоимость квартир будет довольно высокой — от 250 до 530 тысяч евро при общей площади от 70 до 170 м2. Одно стандартное бомбоубежище — это 15 квартир. Кстати, на подобную реконструкцию в среднем уйдет не менее двух лет. Зато какая экзотика!

Пятиэтажка с лифтом — это реально
Нужен ли пятиэтажному зданию лифт? Люди старшего поколения, живущие на верхних этажах, были бы наверняка не против. Возможно, именно поэтому в городе Котке (Финляндия) произведен капитальный ремонт зданий из бетонных блоков, построенных в 1973 году, с установкой лифтов фирмы Копе с гидроприводом. Лифты установили в лестничных клетках после демонтажа лестничных маршей. А сами лестницы устроили в металлических коробках с остеклением, прикрепленных к стенам.
Аналогичный ремонт завершен в четырехэтажном, но уже административном здании в Хельсинки.

ЖКХ России готовится к зиме
Прошедший отопительный сезон в России свидетельствует: добиться существенного повышения эффективности, надежности и устойчивости в работе всех генерирующих и энергосберегающих предприятий ЖКХ не удалось. Более того, из-за нарушений правил технической эксплуатации теплоэнергетического оборудования количество аварий и отказов по сравнению с предыдущим сезоном возросло в 1,5 раза. Вдвое возросло число отключений и ограничений энергоснабжения объектов ЖКХ и социальной сферы, что приводило к аварийным ситуациям: 107,3 тысяч случаев аварий, отказов и инцидентов на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях. И самое печальное: во время самых крепких холодов от теплоснабжения отключалось более 26 тысяч домов с населением около миллиона человек, в том числе на сутки и более — свыше 1,5 тысячи домов с населением около 600 тысяч человек.
По сравнению с предыдущим сезоном на 15 процентов возросло количество аварий из-за высокого уровня износа тепловых сетей и оборудования. Сегодня на объектах ЖКХ из-за высокой изношенности основных фондов инженерной инфраструктуры происходит свыше 30 процентов всех аварий. Износ подземных теплосетей год от года катастрофически ухудшается в геометрической прогрессии. Старение и выход из строя идут быстрее, чем замена ветхих сетей новыми.
Главной задачей коммунальщиков является завершение всех работ по подготовке к зиме к 1 октября. Чтобы ее выполнить, необходимо утвердить объемы требуемого финансирования на весь комплекс запланированных мероприятий к предстоящему отопительному сезону из бюджетов субъектов РФ. А для этого требуется четко знать, каково истинное состояние теплосетей, какие из них нуждаются в переналадке, а какие лучше убрать вообще, и возвести дворовые, подъездные или даже поквартирные котельни. То есть провести тщательную, хорошо осмысленную “инвентаризацию” всего отопительного хозяйства.
В большинстве регионов страны такую работу уже проделали — провели инвентаризацию всего оборудования предприятий ЖКХ, теплосетей и т.д. — и на этом основании составили “паспорта готовности предприятий к работе в осенне-зимних условиях”. Благодаря этому администрации городов и регионов знают состояние сетей, имеют четкое представление, что и где требует ремонта или замены, сколько для этого нужно средств. Разработан график инспекционных проверок по подготовке к зиме, в соответствии с которым бригады специалистов Госстроя, госгортехнадзора и Минэнерго ведут проверки предприятий ЖКХ, их состояния, соответствия данным, обозначенным в “паспортах готовности”.

Как восполнить дефицит нежилых помещений
По данным департамента поддержки и развития малого предпринимательства, в Москве предполагается строительство 6 млн. м2 нежилых помещений для малых предприятий с 2002 по 2010 год. По расчетам специалистов департамента, к 2010 году потребность малого бизнеса в офисных и производственных помещениях существенно увеличится. Однако нехватка площади для мелких и средних фирм существует уже сейчас.
В предложенной департаментом программе предлагается восполнить дефицит доступных нежилых помещений прежде всего за счет строительства многофункциональных деловых центров в спальных районах в объеме 1,3 млн. м2. Эти помещения будут строиться на бюджетные деньги и станут собственностью города, что позволит столице получать доходы от сдачи объектов в аренду. Еще одним источником дополнительной площади станут объекты, возводимые на внебюджетные средства на специально выделенных городом территориях, непригодных для жилищного или социально-культурного строительства.
Как следует из концепции программы, дополнительных бюджетных денег для финансирования программы изыскивать не придется: городу достаточно лишь отдавать малому бизнесу то, что принадлежит ему по праву — 0,5 процента доходной части бюджета (установленный законом “Об основах малого предпринимательства в Москве” объем финансирования поддержки малых предприятий), а не 0,25 процента, как это делается сейчас.
Офисов класса А в Москве всего 2,3 млн. м2. Ежегодно строится около 300 тыс. м2. Если класс и арендная ставка строящихся по программе правительства Москвы помещений будут соответствовать сложившимся на рынке стандартам, это позволит (возможно, не полностью, но в достаточной мере) удовлетворить спрос малого бизнеса на офисные площади. Риэлторы не берутся прогнозировать последствия реализации программы для ценовой ситуации на офисном рынке. Предположительно программа дополнится методами увеличения фонда нежилых помещений за счет использования первых этажей жилых новостроек и реструктуризации старых производственных помещений.

Альтернатива обычной автомагистрали
Дело в том, что тяжелые грузовики, допустимую общую массу которых постепенно увеличивают для повышения эффективности перевозок, непосредственно влияют на стоимость сооружения и эксплуатации автомобильных дорог. Резко возрастают затраты, — ведь необходимо повышать прочность полотна, чаще производить эксплуатационный ремонт.
В Техасском институте транспорта изучают возможность разгрузки движения путем строительства подземной системы транспортного коридора.
Длина тоннеля 720 км, высота — 3 метра, ширина — 5 метров с терминалами для смешанных видов транспорта с каждого конца тоннеля. Его глубоко не заглубишь — лишь 2-3 метра от поверхности, потому проходку будут вести открытым способом, а в качестве покрытия используют железобетонные плиты.
Проходка тоннеля может быть произведена буровзрывным способом как наиболее эффективным. Хотя большое препятствие при этом представляет наличие на трассе более 100 главных трубопроводов.
Предполагаемая скорость движения грузовиков в тоннеле — 100 км/час, а решение о его строительстве будет приниматься в середине следующего года.

Вокруг света — не выходя из дома
Несколько лет назад семья Кларк из британского города Фулмера решила полностью обновить стиль своей жизни, сменив роскошный старинный замок с теннисным кортом и бассейнами на мобильную квартиру, устроенную внутри автобуса, получившего название “Улитка”.
Специально построенный в Германии автобус, длина которого почти 10 метров, оборудован современнейшей техникой: посудомоечной и стиральной машинами, системой газового отопления, телевизором с плазменной панелью, мощным компьютером и системой спутниковой связи. Под раковиной “Улитки” есть даже место для гаража — в нем разместился двухместный микроавтомобильчик. Над гаражом — роскошная двуспальная кровать.
Название “Улитка” — это и не слишком высокая скорость автобуса, и принцип — перемещаться по свету вместе с домом и всем прочим, необходимым для жизни. Кларки действительно задумали объехать на “Улитке” весь мир. Первой страной путешественников стала Германия, где мобильный дом прошел окончательную отделку и доводку. А вообще найти компанию для создания такого автобуса было непросто. Заказчики остановили свой выбор на фирме из немецкого города Польх близ Кобленца. Немецкие мастера спроектировали раздельные спальни, ванную, столовую и гостиную, а также рабочий кабинет. Автобус оснащен восьмилитровым дизельным двигателем, солнечными батареями и системой водоочистки и может проехать без дозаправки 2000 км. Конечно, пришлось получить права на вождение грузового транспорта, а также армировать окна и стены на случай попадания в неспокойные регионы.

Мобильные перегородки транспортабельны и экономичны
Постоянно меняющийся спрос обгоняет технологии производства наиболее употребляемых сегодня внутренних перегородок, выполненных на керамической и гипсовой основе. Например, эти стены не обеспечивают необходимого акустического комфорта, недостаточно крепки как опорные конструкции для крепления различных приспособлений, а также не могут быть убраны за ненадобностью или перемещены при перепланировке помещения. Чтобы создать условия звуковой и визуальной интимности — они так необходимы человеку для сохранения внутреннего равновесия в этой импульсивной жизни, — а также обеспечить возможность объединения нескольких помещений, разработаны мобильные стены. Они убираются посредством складывания или используя феномен скользящих дверей.
Такие перегородки легки в обращении и позволяют создавать различные варианты соединений между двумя комнатами: через двери, окна и прозрачные экраны. Если заказчик пожелает, можно исключить любые элементы, открывающие визуальный доступ из одного помещения в другое. Этим легко блокируется визуальный контакт или, наоборот, он оставляется, сохраняя при этом звуковую изоляцию.
Преимущество мобильных стен в транспортабельности и экономичности, поскольку они изначально могут быть использованы как самые простые перегородки, а при необходимости могут быть усовершенствованы.

Дополнительное отопление — от солнца
Светопрозрачные элементы зданий — окна, остекленные балконы и лоджии, атриумы, зимние сады кроме всего прочего могут служить для пассивного сбора солнечной энергии. Если при проектировании подобрать величину в площадь остекления, ориентируясь на получение максимальной инсоляции в холодное время года (при этом в солнечные дни необходимо использовать солнцезащитные устройства), можно получить значительную экономию энергозатрат в отопительный период. Выигрыш за счет дополнительного отопления солнечной энергией может достигать 12 процентов. Это значение возрастает при наличии в конструкции дома наклонного остекления — мансардных окон или зимних садов.
А вот застекленная лоджия или зимний сад могут служить в качестве источников дополнительного тепла в осенне-зимний период. Дело в том, что светопрозрачные конструкции достаточной величины обладают так называемой неотапливаемой буферной зоной, в которой воздух прогревается за счет солнечной энергии. Если избыточный теплый воздух по вентиляционному каналу подать в отапливаемые внутренние помещения здания, можно сэкономить до 20 процентов энергии, потребляемой на обогрев.

Утилизация стеклобоя по-фински
Год назад после шестилетней разработки был запущен завод в Финляндии по производству строительной и облицовочной декоративной плитки из стеклобоя. Конечный продукт — это строительная эко-плитка, на 100% изготовленная из стеклобоя.
Тарочное стекло (водочные и пивные бутылки) собирается по всей Финляндии, — это примерно 40 000 тонн в год, крошится до определенной стадии- фракции и привозится на завод. Причем качество этой тары не важно. Потом запуск в производство, процесс спекания в печи при определенной температуре и за определенное время, во время самого производства добавляются цветовые пигменты. Выходит конечный продукт — строительная плитка 20 цветов. В плитке 95% стекла и 5% связующего элемента, тоже стекла. Т.е. плитка на 100% из стекла. По прочности при сжатии, изгибе, водопоглощению, истираемости не уступает ни одному другому материалу, в том числе и граниту (ниже описание самой плитки).
Сейчас идет отработка следующего этапа технологии, — производство плитки из мониторного стекла (экраны компьютеров, телевизоров и т.д.). Примерный срок запуска этой линии в Финляндии — 2003-2004.
Таким образом, нашли одно из решений проблемы утилизации стеклобоя в Финляндии, за что министр по экологии присудил им государственную премию во время открытия завода в прошлом году.
3 месяца назад состоялась презентация этой продукции в Петербурге. Плитка была представлена разным организациям, связанными со строительством в Петербурге (всего 16 предприятий и организаций), в том числе самый большой в Петербурге проектный институт, большой холдинг по продажам строительных материалов, архитектурные фирмы, крупные и небольшие строительные компании.
Мнения всех руководителей было единым — очень интересный строительный материал. Но на данный момент цена плитки в России неконкурентоспособна. Поэтому в настоящий момент выбрана другая стратегию — продажа самой технологической линии (мини-завода), исходя из того, что в России, также как и в Финляндии, существует проблема утилизации отходного стекла, только российские города по размеру гораздо больше.
В настоящее время в Финляндии выпускается продукция по данной технологии.
Продукция — фасадная и декоративная плитка.
Предназначение — внешние фасады зданий (жилые дома, коттеджи, офисы); внутренние отделочные работы (например, бассейны); украшение садов (дорожки); внутренние помещения баров, ресторанов, кораблей (столешницы, полы, стены).
Клиенты — строительные организации, архитектурно-проектные организации, частные клиенты.
Используемое сырье — переработанное отходное тарное стекло — 95%, связующий элемент, особая запатентованная смесь стекла — 5% (не цемент, не бетон, не кварц); конечный продукт — 100% стекло.
Физические свойства: плотность — 2000 кг на куб.метр; прочность не уступает граниту, число Moh 7; расширение при нагревании, как у бетона; не поддается воздействию природным изменениям, “дышащий материал” с хорошими вентиляционными свойствами; графит легко смывается; нет необходимости повторного покрытия красками (цвета уже содержатся внутри плитки); гарантия 50-100 лет; в Финляндии получен международный сертификат на прочность, гигиену, экологию; по своим свойствам не уступает продукции других финских производителей плитки — Thermosol, Minerit, LTM-Company.
Размеры плит в производстве — 300Х400Х25 мм; 400Х600Х25 мм; 600Х800Х25 мм; можно делать и толщиной 15 мм; вес одной плиты — 5.5 кг.
Цвета (пигмент подмешивается при процессе сжигания): в производстве сейчас 20 цветов; цветовая гамма неограниченна (за исключением нескольких ярко-красных).
Поверхность — грубая (первоначальная необработанная); отшлифованная; с нанесением стекла.
Крепление — алюминиевый профиль; смесь.

Подготовил Вячеслав ГИЛЕВИЧ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 32 за 2002 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость