Галина Полянская: «Только хороший человек может создать гуманную среду»


С 15 по 22 сентября в Минске будет проходить XI международный смотр-конкурс лучших дипломных проектов выпускников 2002 года специальности “Архитектура” и “Дизайн”. Первым в списке его организаторов указан Белорусский национальный технический университет. Очевидно, львиная доля забот по проведению этого интеллектуального соревнования приходится на архитектурный факультет БНТУ. Не первый год деканом этого своеобразного подразделения с гармоничным сочетанием художественного и технического начала работает доцент, кандидат архитектуры Г. Полянская. С ней наша беседа.

— Галина Владимировна, почему лишь одиннадцатый по счету смотр-конкурс состоится в Минске?

— На этот вопрос нелегко ответить однозначно. Наш архитектурный факультет, являющийся, так исторически сложилось, самым главным представителем белорусской архитектурной школы, постоянно участвовал в этих смотрах-конкурсах на протяжении не одного десятка лет. Международными смотры стали, как нетрудно догадаться, одиннадцать лет назад.
XI смотр-конкурс наконец-то состоится в Минске, в первую очередь потому, что наша архитектурная школа и наш Белорусский национальный технический университет сейчас, как никогда раньше, готовы к тому, чтобы принять у себя представителей четырех десятков архитектурных ВУЗов и факультетов из всех стран СНГ, а также европейских стран. Мы созрели, скажу без обиняков.
Кроме того, в этом году нашей белорусской архитектурной школе исполняется 50 лет. Понятно, что если этот юбилей будет отмечаться на фоне солидного международного смотра-конкурса, на который приедет много гостей, он получит адекватные своему значению организационное и содержательное воплощение, огласку и резонанс.

— Какова история международных смотров-конкурсов, как ее “делали” белорусские участники и что, по большому счету, скрывается под определением “международный”?
— Начало международным смотрам-конкурсам было положено в 1991 г. в Москве, где было большое представительство европейских архитектурных школ. Потом были Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань и другие города, а в прошлом году гостей принимал Ростов-на-Дону. Мы не пропустили ни одного смотра. И даже когда в начале 1990-х гг. было невероятно тяжело с финансами, мы находили спонсоров. А тогдашний завкафедрой архитектуры жилых и общественных зданий В. Ангелов, проявляя только ему присущую находчивость, возил конкурсные работы, например, в далекий Новосибирск.
Приятно, что к нам желающих приехать чуть ли не рекордное количество. Интерес к Беларуси значителен. Одна только московская архитектурная школа прислала заявку на 22 участника.
Что касается “международности”, то она в нашем случае не декоративная, а самая что ни на есть настоящая. В 1996 г. во время Конгресса Международного союза архитекторов в Барселоне была принята Хартия по архитектурному образованию, в которой говорится об интеграции национальных архитектурных школ при обязательном сохранении их самобытности. С тех пор при Международном союзе архитекторов стали работать 5 региональных отделений по архитектурному образованию. 2-й регион охватил все архитектурные школы бывшего Советского Союза, а также Греции, Польши, Словакии, Чехии и других стран. Недавно в Минске состоялось заседание рабочей группы 2-го региона, членом которой я являюсь. Я постоянно участвую в этих ежегодных встречах, на которых ее 12 членов обмениваются опытом и решают вопросы кооперации и интеграции. Важная задача — добиться признания наших дипломов на европейском уровне.
В июле этого года в рамках работы секции по архитектурному образованию Конгресса Международного союза архитекторов в Берлине все 5 региональных рабочих групп будут отчитываться о своей работе. И, разумеется, в таком контексте наш смотр-конкурс весьма интересен международной архитектурной общественности.
На минскую встречу приезжали сопредседатель нашей рабочей группы, президент Российской академии архитектуры и строительных наук А. Кудрявцев (он же ректор МАрхИ) и вице-президент Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию А. Степанов. Они отметили правильность того, что мы в свое время настояли на том, чтобы провести XI смотр-конкурс в Минске. Именно настояли, ведь Россия, не секрет, доминирует в этих делах. А чтобы мы полностью соответствовали всем требованиям, у нас сейчас открывается кафедра дизайна (решение об этом уже есть).

— В чем главная идея смотров-конкурсов? Претерпевает ли трансформацию подход к выбору их целей сообразно изменению реалий нашей жизни? И какова, грубо говоря, польза от этих мероприятий?
— Главная идея в том, чтобы каждая архитектурная школа показала свой уровень, и чтобы все друг у друга учились, не варясь в собственном соку. На итоговых заседаниях смотров всегда очень четко и жестко обсуждаются результаты работы участников. Определяются, так сказать, рейтинги школ, анализируется тематика проектов, ее актуальность и т. д. В этом году для меня как декана важен еще один момент: все работы, которые к нам привезут, у нас же и останутся. А это великолепный методический материал для нового рывка нашей архитектурной школы.
Вообще на смотры от нас ездила сильная команда: декан (принято, что должны приезжать ректоры и деканы всех архитектурных школ) и представители кафедр. Но всем ездить невозможно. И на этот раз преподавателям и студентам из Минска и молодых архитектурных школ Бреста и Гомеля, а также белорусским техникумам предоставляется уникальная возможность увидеть все своими глазами.
Происходит трансформация выбора целей. В рамках каждого смотра проводится научная конференция, тематика которой непременно соответствует потребностям текущего момента. Тема минской конференции: “Архитектурное образование: глобальные тенденции и региональные традиции”. Мы заявили ее и потому, что к нам приедет много наших партнеров из европейских стран, в частности: Бельгии, Италии, Польши, Словакии, Чехии. Надеюсь, что и Литва тоже будет участвовать. И конечно, будут представлены все страны СНГ. Причем минский смотр особенно интересен архитектурным школам СНГ как раз потому, что на нем в отличие, например, от казанского и ростовского будет достаточно большое представительство из дальнего зарубежья.
Пользу смотров переоценить невозможно. Для всех архитектурных школ они означают переход к новому качеству работы. Когда на смотре, скажем, 5 наших работ из 8 заявленных получают 1-ю категорию, да еще оцениваются грамотами Международного союза архитекторов или Союза архитекторов России и т. д., — это о многом говорит. Это показатель нашей работы.

— А бывали ли явные провалы у каких-либо архитектурных школ, у каких-либо участников?
— Безусловно, без этого не обходится. Только участвовать недостаточно, нужно и работать на должном уровне. Но поражение заставляет догонять лидеров. К слову, дипломным работам присваивается 3 категории: 1-я (это, по сути, оценка “отлично”), 2-я (это “четверка”), 3-я (это “троечка”). Ну а Гран-при и дополнительные дипломы, грамоты и т. п. — это исключительно высокая оценка.
Система оценки работ такова. Все приехавшие на смотр работают в общественной референтуре по всем номинациям: “Градостроительство”, “Архитектура жилых и общественных зданий”, “Архитектура промышленных зданий”, “Ландшафтная архитектура”, “Дизайн” (“Средовый дизайн” и “Предметный дизайн”). При этом работы рецензируются представителями разных школ, и делаются соответствующие доклады. Потом работы на основе рекомендаций рецензентов оцениваются специальными комиссиями, которые дают предварительные оценки. И, наконец, свои вердикты выносит конкурсная комиссия, делающая, как мы выражаемся, “проходку” в то время, когда все остальные участники уезжают на экскурсии. А в заключительный, обычно 5-й по счету день происходит обсуждение результатов и торжественное вручение Гран-при, дипломов, грамот и призов. И, конечно, хорошо, что на смотре работает каждый участник.

— Часто ли представленные проекты в той или иной мере получали практическое воплощение? Как влияют смотры-конкурсы на развитие “взрослой” архитектуры? Насколько интересны они архитектурной общественности?
— Вообще, все архитектурные школы, в том числе и наш факультет, стараются делать реальные проекты. Тематику нам дают Минстройархитектуры, иногда Минжилкоммунхоз, облисполкомы, горисполкомы. Очень активен в этом плане главный архитектор Минска А. Чадович. Немало проектов делается по социальной линии: например, наши дипломники проектируют реабилитационные центры. Денег на проектирование почти нет, и бесплатные студенческие идеи могут пригодиться хотя бы для разработки архитектурно-планировочного задания на проектирование. Многие фирмы тоже заказывают проработку интересующих их тем, так как, имея общую идею, они хотят определиться с более-менее конкретным решением. В этом случае есть выбор. Если фирма закажет работу одному архитектору-профессионалу, он выполнит 2-3 варианта, а если архитектурному факультету — много вариантов.
Естественно, смотры влияют на развитие “взрослой” архитектуры. Надо сказать, они пользуются огромной популярностью у архитекторов-практиков, которые подпитываются идеями неиспорченной различными ограничениями молодежи. На смотрах можно увидеть не только злободневные работы, но и интереснейшие проекты городов будущего, неожиданные дизайнерские разработки и другие очень оригинальные работы. И я часто видела, как архитекторы-практики делали зарисовки конкурсных работ.
Архитектурной общественности в лице Союза архитекторов, членом Правления которого я являюсь, будущий смотр тоже интересен, и Союз вошел в число его соучредителей. К нам приедет президент Международной ассоциации Союзов архитекторов, тоже вошедшей в соучредители, И. Воскресенский, приедут многие главные архитекторы регионов и городов, а также многие президенты Союзов архитекторов. Конечно, финансовые проблемы существуют (известно, в какой ситуации находятся общественные организации), но несмотря ни на что, я уверена, большинство желающих приедет.

— Сможет ли конкурсные работы посмотреть любой желающий, и какова форма, как говорят архитекторы, подачи этих работ?
—Посмотреть можно будет абсолютно каждому. 15 сентября пройдет подготовка к выставке, а с 16-го по 20-е включительно она будет открыта для всех в актовом зале главного корпуса БНТУ. В городе будет соответствующая реклама. Кстати, мы собираемся учредить номинацию от нашего университета “Мнение профессионалов”. Архитекторы будут заполнять специальные опросные листы и опускать их в ящики, как при голосовании.

— А если непрофессионал захочет дать оценку? Придет, например, пенсионер, интересующийся архитектурой и дизайном?
— На этот случай у нас будет книга отзывов. Разве не интересно узнать, что думают потребители нашей продукции? К тому же смотр-конкурс — дорогое удовольствие, и хочется получить от него максимальную отдачу. Не исключено, что возникнет номинация “Симпатии публики”.
О форме подачи. Когда-то приходилось возить в буквальном смысле слова тяжелые проекты, выполненные, как правило, на 8 планшетах размером 1х1 м. Пересылка стоила бешеных денег. Сейчас представляются фотокопии. Это 2 планшета 60х80 см с полной подачей дипломного проекта, а также дополнительных фрагментов, которые позволяют глубже понять идею проекта. На смотры привозят и электронные версии, поэтому у нас в зале будут стоять компьютеры, видеомагнитофоны и телевизоры. Обязательно требуется также аннотация проекта.

— Будут ли “фирменные” особенности у смотра-конкурса, проводимого в Беларуси? Что Вы можете пожелать тем, кто неравнодушен к будущему нашей “материально организованной среды”?
—Организаторы всегда представляют страну и город, где проходит смотр. Мы не исключение. Будет интересная поездка всех участников в Мир и Несвиж. Состоится, конечно же, экскурсия по Минску. Будет встреча в Доме архитектора с президентом Союза архитекторов Беларуси и главным архитектором белорусской столицы. Каждый будет говорить, что сделано, делается и будет сделано в Беларуси, какие у нас проблемы и как их преодолевать. Предвижу, что будет активный обмен мнениями. Полагаю, это и есть “фирменные” особенности.
Что пожелать? Работать, работать и еще раз работать! А закончу я своим традиционным напутствием начинающим учебу первокурсникам: “Дорогие будущие архитекторы, вы пришли к нам, чтобы получить профессию архитектора. Эта профессия очень сложная, это образ жизни. Но вы для начала должны уяснить главное. Архитектор творит не просто “материально организованную среду”. Эта среда непременно должна быть гуманной. И только хороший человек может создать такую среду. Мы вас научим архитектуре, но вы должны быть еще просто хорошими людьми. Для меня это очень важно, потому что за молодежью будущее”.

Подготовил Д. ЖУКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 2002 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость