На пути к совершенству


Качество всегда было незыблемой основой любого человеческого труда — что посеешь, то и пожнешь. Во все времена человек подходил к делу не только с эстетической, для души и глаза, но и с практической стороны, чтобы служило как можно дольше. Со временем на это в силу разных причин стали меньше обращать внимания. Во многом эта проблема возникает из-за дезорганизации, халтуры, спешки, нехватки опыта. Поэтому целесообразным считается проведение различных конференций по различным направлениям. Одна из них — международная научно-техническая конференция по теме “Диагностика и повышение потребительских качеств автомобильных дорог и мостов” — состоялась в БелдорНИИ.

В рамках конференции обсуждались актуальные проблемы науки и практики по следующим направлениям:
— современная диагностика автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (мостов) и ее использование;
— система управления ремонтом и содержанием покрытий автомобильных дорог и мостов;
— новые технологии содержания и ремонта дорожных покрытий;
— функционирование автомобильных дорог в системе дорожно-транспортного комплекса;
— качество автомобильных дорог и безопасность дорожного движения;
— проблемы разработки и внедрения систем управления качеством строительства и содержания автомобильных дорог и мостов;
— подготовка и повышение квалификации кадров по проблемам диагностики и обеспечения качества автомобильных дорог и мостов.
В работе конференции принимали участие гости, работники и ученые Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства образования, Департамента “Белавтодор”, РУП “БелдорНИИ”, РУП “Белдорцентр”, БГПА.
Республика Беларусь по своему географическому положению находится на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства восточной и западной Европы, регионы черноморского побережья и балтийского моря. Транзитное движение по территории Республики Беларусь осуществляется по основным коридорам — это II транспортный коридор — Запад-Восток и IX Север-Юг с ответвлением IXВ. Общая протяженность транспортных коридоров в республике составляет 1530 км. В настоящее время транспортная интенсивность по этим автодорогам составляет порядка 30 тыс. автомобилей в сутки. При этом IX транспортный коридор соответствует дороге Санкт-Петербург — Витебск — Могилев — Гомель — Одесса с ответвлением IXВ — Гомель — Минск — Вильнюс, а II транспортный коридор — это Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, то есть эта дорога соединяет Германию, Польшу, Беларусь и Россию и получила название М1/Е30. Она пересекает республику по диагонали с запада на восток на протяжении 606 км. Для учета транспортных нагрузок на протяжении всего этого участка дороги имеются автоматизированные центры учета интенсивности движения (около 8 на трассе). Данные исследования автоматизированными центрами показали, что только по этой дороге проходит около 9-11 тыс. автомобилей в сутки. Большую часть этого потока представляют собой тяжело груженные транспортные средства с высокими осевыми нагрузками.
Следует отметить, что в соответствии с принятым правительствами Беларуси и России соглашением о сотрудничестве и развитии дороги М1/Е30 (подписанным в 1996 году) производится модернизация и реконструкция последней с целью доведения ее до международных стандартов в соответствии с требованиями европейского соглашения о международных автомагистралях. Однако, несмотря на это, изношенность дорог и объемы деформаций на покрытии остаются значительными и требуют существенных капиталовложений в эту важную транспортную артерию. Тут, по сути, дело даже не в том, что дороги изношены и имеют деформации, а в том, что сегодня Запад переходит на транспортные нагрузки, которые составляют 13 тонн на ось. Не трудно представить, что будет, если пустить такой транспорт по нашим дорогам, а позволить, чтобы движение осуществлялось вокруг республики или какими-либо другими путями — это значило бы снизить доходы, которые сегодня имеются за счет транзитного транспорта. Поэтому эту проблему необходимо решать как можно быстрее. На проводимом семинаре было также принято решение о строительстве на этой дороге сети транспортных терминалов, где большегрузные автопоезда могли бы выгружать груз для автомобилей меньшей грузоподъемности, работающих на местной сети дорог (которые рассчитаны на 6-10 тонн на ось). Например, при проектировании Санкт-Петербургской кольцевой дороги предусматривается при строительстве сеть терминалов с тем, чтобы там разгружались тяжелые автопоезда. К сожалению, этот аспект был упущен дорожниками при строительстве минской кольцевой автодороги. Учитывая транспортные нагрузки при модернизации дорожного полотна, дорожники применяли асфальтобетон типа А с повышенной сдвигоустойчивостью, битум модифицированный и дисперсармированный асфальтобетон, который сейчас называется щебне-мастичным асфальтобетоном. Последний неплохо зарекомендовал себя в условиях жесткой эксплуатации. Все эти меры позволили повысить потребительские свойства дорог и удовлетворить основные требования автоперевозчиков при условии приемлемой загрузки транспортного средства.
Немаловажное значение для повышения потребительских свойств автотранспорта имеет обеспечение безопасности движения. Оно включает в себя целый комплекс дорожных мероприятий начиная с ровности, шероховатости покрытий и заканчивая разметкой, знаками, барьерными ограждениями. Покрытие дорожной части должно обеспечивать коэффициент сцепления зимой — 0,3, летом — не менее 0,45. Согласно международному индексу по ровности ровность дороги должна быть не более 5,3 метра на километр, а комплекс технических средств организации дорожного движения призван обеспечить надежное информирование участников дорожного движения о маршрутах движения, о необходимых направлениях, условиях и режимах движения. Причем информирование должно обеспечиваться в любое время суток согласно европейскому соглашению об автомагистралях. Сегодня наибольшие трудности имеются в комплексе обеспечения безопасности движения на транспортных коридорах (разметка, барьерные ограждения и фотометрические показатели). Поэтому белорусские дорожники совместно с Московским автомобильно-дорожным институтом начинают проводить программу по оценке безопасности дороги М1/Е30 от Бреста до Москвы с целью выработки конкретных мероприятий для доведения этой дороги до европейских стандартов.
Большой интерес к дороге М1/Е30 проявил и секретарь Союзного государства Беларуси и России П.П. Бородин, пропагандирующий создание единой транспортной артерии от Бреста и чуть ли не до Владивостока. В связи с этим выделяются соответствующие денежные средства для решения научных и дорожных проблем.
Отмечалось и то, что дорога и экология представляют собой единый узел. Как уже отмечалось выше, через Беларусь за сутки проходит около 30 тыс. транспортных средств, которые представляют существенную угрозу для близлежащих территорий, учитывая все те же европейские стандарты. Большую угрозу для дорожной экологии представляет пыль, газообразные и твердые продукты, горюче-смазочными материалы, частицы истирания дорожных покрытий и шин, противогололедные соли. По данным Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь, ежегодное поступление в атмосферу загрязняющих веществ от автотранспорта составляет около 1 млн. тонн. Это примерно 70 процентов общего объема выбросов, происходящих от всех предприятий и организаций, рабочих объектов. Особое беспокойство вызывает переносимые вдоль трассы радионуклиды чернобыльского выброса, главным образом цезия, стронция. Около 40 процентов населения страдает от превышения уровня шума, в основном из-за транспорта (этот показатель соответствует 87,6 Дцб. при норме 55). В результате все это может привести к нарушениям функций человеческого организма, а также к дорожно-траспортным происшествиям. Статистика показывает, что на дороге Брест-Москва, которая максимально приближена к европейским стандартам, ежегодно гибнут около 100 человек в авариях. Для определения конкретных эффективных способов обеспечения экологической безопасности дорог РУП “БелдорНИИ” провел комплекс исследований, на основании которых будут разработаны практические рекомендации для осуществления природоохранных мероприятий. В этих целях для оценки окружающей среды вдоль трассы в настоящее время разворачивается система экологического мониторинга, который включает в себя автоматический учет интенсивности дорожного движения (на трассе круглосуточно работает 8 пунктов), постоянный контроль метеопараметров (на трассе установлено 12 метеопостов), по которым можно оценивать влажность, направление ветра, температуру покрытия. Планируется также в ближайшее время установка на месте пунктов учета и интенсивности движения газоанализаторов для учета выброса оксида углерода. На основании изучения экологических параметров планируется разработать систему локального мониторинга на отрезке дороги Брест — Минск — граница России, рассчитанную с учетом местных факторов на всю дорогу. Планируется ввод устройства технологической связи по всей трассе, которая будет давать данные по метеоусловиям, интенсивности движения и экологической обстановке. Экологические параметры являются очень важной составляющей для участников дорожного движения.
Дорога сегодня представляет довольно сложный комплекс конструкций, коммуникаций. Все это делает наши дороги привлекательными и удобными, что позволяет получить экономические выгоды за счет увеличения грузопотока по территории нашего государства.
С этим напрямую связано развитие туризма, гостиничного бизнеса, сети автозаправок. Дорожный фактор во всех этих позициях доминирует, поэтому необходимо развивать интеграционные процессы между научными организациями, ВУЗами и производственными предприятиями в теоретических и практических задачах по диагностике автомобильных дорог как основы транспортного мониторинга. От этого комплекса мер в целом зависит развитие и благосостояние нашего государства.

Юрий ЛУКАШЕВИЧ, фото Виктора ДОРОДНЫХ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2002 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость