электросварочное оборудование
сварочные инверторы
сварочные полуавтоматы
сварочные трансформаторы
газосварочное оборудование
редукторы
резаки
горелки
 

смета нужна
ВЧЕРА?!?


Сметный отдел компании
МИКРОЛАН
составит смету
в кратчайшие сроки



+375 (25) 936-48-14

Два примера использования финансового менеджмента

Одним из наиболее значимых сфер управления современной подрядной организацией является финансовая политика. Мероприятия по повышению конкурентоспособности, разрабатываемые службой маркетинга, должны обеспечивать получение максимальной прибыли, что в сопоставлении сиздержками служит критерием эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в долгосрочном периоде.

С переходом на рыночные методы хозяйствования в практике строительных фирм получили применение расчеты самоокупаемости, основанные на определении точки безубыточности, в которой доходы равны расходам. Это позволяет определить минимальный объем строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами, когда наступает самоокупаемость затрат за счет получения доходов.

Точка рентабельности — маяк в ценообразовании
Расчет точки рентабельности имеет непосредственное практическое применение в определении ценовой политики.
Микроэкономическая теория требует больше, чем может дать реальность. Это осложняет перенос ее моделей в производственную практику. Тем не менее теория влияет на практическое ценообразование.
Функция “цена—сбыт” описывает зависимость между ценой и объемом сбыта в зависимости от поведения покупателей.
Производственные затраты, покрытие которых необходимо для существования предприятия, дают еще одну переменную, учитываемую в политике цен. В моделях теории цен они описываются функцией затрат, раскрывающей связь между объемом сбыта и величиной производственных затрат. Обычно различают S-образную и линейную функцию затрат. Первая показывает, что с ростом производства прирост затрат на каждую единицу продукции сначала падает, а затем растет. Линейная функция означает постоянный прирост затрат на каждую дополнительно произведенную единицу продукции.
Необходимо помнить, что названные модели подходят к совершенным рынкам. Поэтому важно идентифицировать, насколько реальный рынок близок к рынку совершенному. Условиями совершенного рынка принято считать: поведение участников рынка в согласии с принципом максимизации собственной выгоды; бесконечно быстрое приспособление к изменениям условий среды (цен, количества товара и т.д.); отсутствие всяких предпочтений пространственной, временной, личностной или вещественной природы; совершенная обозреваемость рынка.
При всем разнообразии ценовых политик предприятий на рынке, по сути их можно разделить только на две группы: адаптивную и активную политику цен.
Адаптивное поведение особенно характерно для атомической конкуренции продавцов на совершенных рынках. Такая структура характеризуется наличием множества продавцов с относительно небольшими долями рынка. Доля рынка каждого из них настолько мала, что его поведение не оказывает никакого влияния на уровень цен. Цена, образующаяся на рынке, является для каждого данностью. Если он назначит более низкую цену, то привлечет такой спрос, который не сможет удовлетворить по причине ограниченной мощности своего производства. Если он превысит рыночную цену, то, согласно законам совершенного рынка, потеряет всех клиентов.
Производитель на рынке с такой структурой может сбыть всю свою продукцию по рыночной цене. Функция цена — сбыт проходит параллельно абсциссе на высоте рыночной цены. Выручка от продажи также выражается прямой зависимостью от цены и сбыта.
Один из центральных вопросов теоретических моделей цен — поиск комбинации цены и сбыта, оптимальной с точки зрения максимизации прибыли продавца. В описанных условиях рынка оптимум прибыли может быть достигнут только через изменение затрат производителя, которые зависят от объема сбыта.
Оптимальная политика цен на таком рынке зависит от вида функции затрат. При функции затрат S-образного вида максимум прибыли достигается в точке, где кривые выручки и затрат имеют одинаковое приращение. В этом случае повышение или уменьшение количества сбываемого товара привело бы к уменьшению прибыли.
В случае прямой зависимости между сбытом в штуках и затратами при допущении, что граничные затраты лежат ниже уровня рыночной цены, каждая продаваемая единица приносит дополнительную прибыль. Предприятие, стремящееся к максимуму прибыли, будет всегда стремиться работать на верхней границе производственной мощности.
При атомической конкуренции состояние рынка, как правило, нестабильно. Отсутствие барьеров для вступления на рынок ведет к росту общего предложения и падению цен. Имеет значение тот факт, что экономические субъекты, стремясь к максимизации прибыли, должны приспосабливать объем своего сбыта к падающей цене в соответствии с функцией граничных затрат.
Классическим примером активной политики цен в микроэкономической теории служит существование монополии на совершенном рынке или ситуация несовершенного рынка. Несовершенство рынка дает экономическим субъектам возможность действовать в определенных случаях как монополистам.
Признаком подлинной монополии является предложение товара только одним экономическим субъектом. Монополист, в отличие от полиполиста, может установить или рыночную цену, или объем предложения. Общая выручка полиполиста всегда растет с ростом сбыта. Монополист же должен обращать внимание на то, что изменение цен и связанное с этим изменение количества сбываемых единиц товара ведет к увеличению или уменьшению выручки. Модели, связывающие цены, объем сбыта, затраты и прибыль, в монопольном случае довольно сложны и рассматриваться не будут.
Олигополист также проводит активную политику цен. На олигополистически структурированном рынке цена зависит от общего предложения всех продавцов. Каждый из них способен повлиять не только на свой сбыт. Если один из участников рынка увеличит свой объем продажи, то общее количество товара на рынке увеличится, цена упадет, и доходы конкурентов снизятся. Поэтому олигополист всегда должен учитывать реакцию своих конкурентов.
Возможны следующие стратегии: конкурентная борьба или ценовой картель, который имеет элементы монопольной ситуации и является оптимальным с точки зрения участников. Однако все конкуренты — участники картеля — должны придерживаться соглашения, что в реальности часто бывает проблематично.

Как можно уменьшить свои издержки
Если фирма не получает прибыль, то возникает вполне понятное стремление свернуть производство или покинуть данный вид бизнеса вообще. В этом случае, даже если переменные издержки сводятся к нулю, то фирма все равно получает убытки, равные по величине постоянным издержкам.
Но есть и другие решения, связанные не с максимизацией прибыли, а с минимизацией убытков. Не зря “точка рентабельности” носит и другое название — “точка безубыточности”. Предпринимательская фирма будет минимизировать убытки, производя строго в той точке, где предельный доход будет равен предельным издержкам. Если предельный доход меньше предельных издержек, то прежде чем закрыться, есть смысл сравнить предельный доход и средние переменные издержки: так определяется точка минимизации убытков.Рис. 1. Максимум прибыли полиполиста на совершенном рынке при S-образной функции затрат
В условиях сформированного конкурентного рынка фирма вынуждена считаться с тем, что предельный доход есть ни что иное, как прибыль, покрывающая предельные издержки. Как помним, предприятие стремится максимизировать общую прибыль, а не прибыль на определенную единицу продукции.
Издержки строительной фирмы можно уменьшить за счет минимизации постоянных издержек. Например, издержек, связанных с использованием машин и механизмов. Распространенным способом у нас является не содержание собственного парка, а аренда дорогостоящего оборудования, чаще всего предоставляемая генподрядчиком.
В арсенале инструментов финансового менеджмента подрядных организаций есть и другие возможности, например, лизинг, представляющий из себя комплекс экономических отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное пользование для производственной деятельности.Рис. 2. Максимум прибыли полиполиста на совершенном рынке при линейной функции затрат
На рисунках: Е — выручка; К — общие затраты; Kf — постоянные затраты; G — прибыль; X — количество проданных единиц; Xo — оптимальное количество; KG — граница мощности.


Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
Предметом договора финансовой аренды может быть любое движимое и недвижимое имущество, используемое для предпринимательской деятельности, за исключением земельных участков и других природных объектов.
В зависимости от состава участников (субъектов) сделки делятся на:
1. прямой финансовый лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в аренду пользователю, минуя посредника (двухсторонняя сделка);
2. косвенный лизинг, когда передача имущества пользователю происходит через посредника (лизинговую компанию или банк). В данном случае имеет место трехсторонняя сделка (поставщик–посредник–пользователь).
Лизинг представляет следующие преимущества лизингодателю:
— расширяет номенклатуру продукции, с которой он выступает на внутреннем и внешнем рынках;
— обеспечивает реализацию технических средств и предоставление услуг, продажа которых на других условиях невыгодна или невозможна;
— повышает экономическую эффективность сдаваемых в долгосрочную аренду машин и оборудования путем отбора выгодных контрактов;
— создает и расширяет круг своих и постоянных партнеров, укрепляет с ними деловые связи, минуя посредников.
Лизинговые операции дают возможность лизингополучателю:
— приобрести необходимое имущество без значительных единовременных капитальных затрат;
— частично устранить риск потерь, связанный с моральным износом технических средств;
— снизить налогооблагаемую прибыль, так как расходы по лизингу относятся на себестоимость продукции (работ, услуг);
— учитывать особенности деятельности предприятия в договоре лизинга (сезонность, цикличность производства и другие факторы);
— получить упрощенное заключение лизингового договора по сравнению с получением кредита банка, что очень важно для малых и средних предприятий.

Для изготовителя (поставщика) лизинг открывает следующие перспективы.
Создаются предпосылки для снижения расходов на рекламу, изучение рынка, поиск потребителей. Эти услуги непосредственно предоставляет лизингодатель, а производитель может сконцентрировать срои ресурсы на выпуске машин и оборудования.
В лице лизингодателя изготовитель находит постоянного и надежного партнера, который готов оплатить всю стоимость заказа.Рис. 3 Взаимоотношения между участниками лизинговой сделки
Появляется реальная возможность включить в список потенциальных покупателей технических средств тех потребителей, которые из-за недостатка собственных или заемных средств оказались бы вне сферы экономических интересов производителя, лишились бы его потенциальной прибыли.
Предоставляется возможность выразить лизингодателю недовольство потребителем, вызванное поломкой машин и оборудования в результате неумелой эксплуатации или неудовлетворительного обслуживания.
Использование возвратного лизинга дает возможность производителю существенно улучшать свое финансовое положение.
Если предприятие остро нуждается в оборудовании, но испытывает дефицит финансовых ресурсов для покрытия текущих расходов, то ему очень выгодно реализовать это оборудование лизинговой компании и одновременно, заключив арендный договор, продолжать его эксплуатацию. Это не исключает последующего выкупа имущества после окончания сроков договора и восстановления прав собственности на него.
Перспективность лизинга и его производственная функция обуславливается все возрастающей потребностью строительных организаций в обновлении основных производственных фондов, развитии мощностей предприятия, проведении технического перевооружения и возможностью частичного решения задач без больших первоначальных вложений с гораздо меньшими издержками по сравнению с использованием кредита. Лизинг — один из наиболее распространенных методов материально-технического обеспечения производства, который открывает возможность использовать в производственной деятельности не только отдельные виды машин, оборудования, но и целые укомплектованные технологии. Он создает условия для применения наиболее передовой техники в условиях ее быстрого старения и острого дефицита финансовых средств, их перемещения с рынка ценных бумаг в инвестиции в развитие производства.
Как показывает мировой опыт, наиболее привлекательным имуществом, используемым в лизинговых операциях, являются автотранспорт, машины и оборудование. Опыт применения лизинга в странах Западной Европы, США, Японии свидетельствует о укреплении производственного сектора экономики. Лизинг создает условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей, стимулирует приток капитала в производственную сферу.
Развитие лизинговой деятельности в строительстве республики зависит как от экономической и политической ситуации в стране, так и хорошего знания руководителями и специалистами строительных предприятий сущности и преимуществ финансового механизма.

Светлана ГЛАЗКОВА

© Строительство и недвижимость

стройматериалы:
беседки
аренда техники:
бытовки на шасси в аренду
ножницы по металлу в аренду
сваебойные установки в аренду в России
подметальные машины в аренду в России

полезные ссылки
Биологическая очистка сточных вод для крупных систем автономной канализации