«Подводные камни» внешнеторговых контрактов

Сегодня, уважаемые читатели, мы начинаем публикацию серии статей, посвященных приемке товаров - одному из этапов поставки. В данном материале описываются некоторые проблемы, с которыми может столкнуться отечественный покупатель при поставке продукции из-за рубежа, а также возможные пути их решения.

Думается, мы не откроем для вас Америку, если скажем, что контракты, одной из сторон по которым выступает иностранное юридическое лицо, зачастую содержат положения, ставящие субъектов хозяйствования Республики Беларусь в достаточно невыгодное положение. Поэтому прежде чем обратиться к непосредственному анализу процедуры приемки, давайте рассмотрим, какие же "подводные камни" может заложить в договор иностранный контрагент и как следует их обходить.

Например, договоры на поставку товара, поставщиком по которым выступает иностранная фирма, очень часто содержат положения об усложненном претензионном порядке разрешения споров. В частности, один из внешнеторговых контрактов, с которыми нам приходилось работать, содержал следующий пункт:

"Претензии по качеству и количеству будут рассматриваться Продавцом только в случае предоставления Покупателем сертификата анализа, сделанного независимой международной организацией". Повторимся, что зарубежные фирмы осторожны и предпочитают перестраховаться, заключая договоры с белорусскими компаниями, поэтому пункты аналогичного содержания в контрактах далеко не редкость. Посему считаем необходимым прокомментировать данное положение.

Итак, оно означает следующее: чтобы претензия покупателя по количеству либо качеству поставленного товара была рассмотрена продавцом, последнему должен быть предоставлен сертификат анализа, сделанного независимой международной организацией. На наш взгляд, в условиях Республики Беларусь такой организацией может выступать Белорусская торгово-промышленная палата либо независимая лаборатория, входящая в структуру Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь.

Однако из содержания вышеприведенного пункта контракта далеко не ясно, о сертификате какого анализа идет речь: анализа документов, подтверждающих недостачу; анализа самой процедуры приемки; анализа недостачи или какого-либо иного анализа. А, по общему правилу, исходя из Положения о приемке товаров по количеству и качеству (утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г. № 285), участие независимого эксперта в приемке товара на территории Республики Беларусь не обязательно.

Поэтому наш совет - при заключении договоров поставки, в которых белорусская фирма выступает покупателем, надо стараться избегать включения в текст соглашения пунктов похожего содержания. Если же этого по известным причинам избежать не удается, нужно с максимально возможной четкостью прописывать, о каком конкретно анализе идет речь и какая конкретно организация должна его выполнять. В противном случае при выявлении недостачи предъявление покупателем претензии будет осложнено необходимостью предоставления дополнительных документов, а это, в свою очередь, позволит недобросовестному иностранному контрагенту потянуть время и увеличит убытки белорусской фирмы.

Еще одна проблема, с которой может столкнуться отечественный покупатель импортного товара, такова. По договору поставки он получает иностранный товар, уплачивает за него все необходимые таможенные платежи (попросту говоря - "растамаживает"), а затем во время последующей приемки товара по количеству и качеству обнаруживается, что он оказался некачественным.

Белорусское законодательство (если, в соответствии с положениями конкретного договора поставки, оно является применимым правом) в данной ситуации предоставляет покупателю несколько возможных вариантов действий. Например, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положения о поставках товаров в Республике Беларусь (утверждено Постановлением Кабинета министров Республики Беларусь от 08 июля 1996 года № 444), покупатель может требовать от продавца устранения недостатков товара, соразмерного уменьшения его цены, замены товара и т.д.

В любом случае, если цена была уплачена продавцу еще до получения товара покупателем и отношения между сторонами носят одноразовый характер, при поставке товара ненадлежащего качества в более затруднительном положении оказывается покупатель. Продавец свои деньги получил, - и возвращать их либо предпринимать еще какие-либо действия по требованию покупателя не особо заинтересован. Таков наихудший вариант развития событий.

Но не стоит исключать возможности того, что продавец пойдет-таки навстречу покупателю и "любезно" согласится заменить товар при условии, что уже полученный некачественный товар покупатель вернет ему за свой счет (хотя, по закону, в случае ненадлежащего исполнения обязательств все убытки должен возмещать продавец).

То есть складывается такая ситуация: покупатель уплатил цену товара, уплатил таможенные платежи, теперь для замены некачественного товара он должен еще заплатить за его транспортировку назад продавцу (уплатив вывозные таможенные пошлины), а затем - еще раз "растаможить" замененный товар... Думается, понятно, какие расходы ждут покупателя при такой раскладке.

Выход из сложившейся ситуации видится следующий. В договоре поставки следует закрепить положение о том, что приемка товара осуществляется до пересечения последним таможенной границы Республики Беларусь. Если такая приемка выявит несоответствие товара условиям договора по качеству, все расходы покупателя будет составлять сумма командировочных расходов его представителей, участвовавших в приемке.

Можно, конечно, еще посоветовать избегать включения в договор условий о предоплате, но здесь все зависит от обстоятельств заключения каждого конкретного контракта. И самая общая рекомендация - не следует экономить деньги на предварительной юридической экспертизе заключаемого договора. Здесь, как и с человеческим здоровьем, - возможные проблемы легче предупредить, чем исправить.

В следующей статье данной серии на примере специально разработанной для "Строительства и недвижимости" схемы мы рассмотрим постадийное развитие процесса приемки товара, прокомментировав его общие правила.Илья ЛАТЫШЕВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2002 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость