Об оплате частных домовладений

На практике нередко возникают вопросы о том, вправе ли организации негосударственной формы собственности устанавливать свои тарифы и ставки оплаты за жилье и коммунальные услуги для граждан, проживающих в принадлежащих им жилых домах.

Данный вопрос урегулирован соответствующими нормами Жилищного кодекса Республики Беларусь (введен в действие с 1.07.1999 г.). Согласно ст.28 ЖК плата за пользование жилыми помещениями устанавливается по соглашению между нанимателем и наймодателем и не должна превышать максимально допустимой нормы. Это требования распространяется на жилые помещения как государственного, так и частного фонда, к которому и относится жилье, принадлежащее организациям негосударственной собственности.

В соответствии с п.1.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.1999 г. №1232 "Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами" (в редакции постановления Совета Министров от 31.01.2001 г. №128) плата взимается исходя из общей площади занимаемого жилого помещения и с учетом ставки платы за пользование им, устанавливаемой Министерством экономики. Постановлением Минэкономики от 29.10.2001 г. №171 установлена плата с населения за пользование жилыми помещениями (техническое обслуживание) в размере 11,34 руб. за 1 кв.м общей площади в месяц.

Кроме того, в соответствии с п.1.5 постановления Совета Министров от 25.08.1999 г. №1332 наниматели и собственники жилья должны производить обязательные ежемесячные отчисления на капитальный ремонт жилых домов в размере 50% от суммы платы за их техническое обслуживание. Пунктом 3 данного постановления собственникам жилищного фонда (предприятиям, учреждениям, организациям), в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, не заключившим договоры на их обслуживание с жилищно-эксплутационными организациями местных Советов депутатов, рекомендовано ежемесячно производить отчисления на капитальный ремонт этого жилищного фонда на специальные счета местных исполнительных и распорядительных органов, открываемые для аккумулирования средств, поступающих от населения на капремонт жилищного фонда. Таким образом, создается дополнительный (кроме бюджетного) источник финансирования работ по капремонту жилья и осуществляется переход от прежней системы накопления средств на ремонт, обесценивающихся в результате инфляции, к сбору средств, которые должны немедленно использоваться на финансирование капремонта жилых домов независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности жилья.

В соответствии с со ст.65 ЖК плата за коммунальные услуги взимается исходя из фактического потребления этих услуг в натуральном выражении, исчисляемого по показаниям индивидуальных или групповых приборов учета либо по установленным местными властями нормативам, а также исходя из тарифов на коммунальные услуги, устанавливаемых законодательством.

Расчет конкретного размера платы граждан за пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги должен осуществляться в соответствии с Инструкцией, утвержденной Минжилкомхозом 23.09.1999 г. по согласованию с Минэкономики.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с п.1.1 постановления Совета Министров от 24.04.2000 г. №571 гражданам, для которых сумма платы по установленным нормам за коммунальные услуги, за пользование (техническое облуживание) жилым помещением и отчислений на капремонт превышает с учетом действующих льгот 15% совокупного дохода семьи, предоставляются безналичные жилищные субсидии. Размер такой субсидии определяется как разность между суммой этих платежей и суммой, составляющей 15% совокупного дохода семьи (см. также Положение о порядке и условиях предоставления гражданам безналичных жилищных субсидий, утвержденное постановлением Совета Министров от 24.04.2000 г. №571).

Безналичные жилищные субсидии предоставляются службами субсидирования местных исполнительных и распорядительных органов гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного и частного фонда, а также в общежитиях, по заявлениям жильцов с приложением сведений о составе и доходах семьи. Источником финансирования указанных субсидий являются средства соответствующих местных бюджетов, внебюджетных фондов и целевых сборов, предусмотренных ежегодным законом о бюджете республики.

Гражданам, проживающим в жилых домах (помещениях), которые относятся к частному жилищному фонду и не находятся на обслуживании ЖРЭО, ЖЭС, субсидии начисляются на оплату предоставляемых коммунальных услуг.

Безналичные жилищные субсидии могут предоставлять своим работникам и организации (в том числе и негосударственной формы собственности), имеющие ведомственный жилищный фонд, если это предусмотрено коллективным договором. Соответствующие рекомендации для таких организаций содержатся в Методических материалах для разработки коллективных договоров, изданных Федерацией профсоюзов Беларуси в 2000 году.Виктор Савицкий, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 07 за 2002 год в рубрике недвижимость

©1995-2024 Строительство и недвижимость