Уплотняющие машины

Определение. Уплотняющие машины (компакторы) представляют собой самоходные колесные машины для разрушения, уплотнения, смещения, профилирования и загрузки грунта и твердых бытовых отходов (далее ТБО) на полигонах их складирования.


Идея создания. Занимаясь проблемой переработки и складирования ТБО в Беларуси и России уже несколько лет, а в частности, изучая работу уплотняющих машин непосредственно на полигонах складирования ТБО, мы сделали вывод, что применяются еще старые технологии, имеющие ряд недостатков. Как правило, свезенные на полигон отходы смещаются и разравниваются только бульдозерами. При таком методе ТБО практически не уплотняются. Давление, оказываемое гусеницами на поверхность грунта небольшое, и поэтому из-за недостаточного уплотнения образуется мягкая воздушная подушка, которая подвержена самовозгоранию, особенно в летний период, способствует скоплению гниющей жижи. Кроме того, сегодняшний метод смещения и разравнивания ТБО бульдозерами способствует только разрастанию наших свалок и привлечению все больших и больших площадей. Но ТБО нужно не только разровнять и сместить в разные стороны, но и разрушить, по возможности измельчить, уплотнить, а также пересыпать грунтом.
Зарубежный опыт. Если обратиться к западному опыту, то там уже давно применяются для этого специализированные коммунальные машины, которые называются компакторами. Такие машины позволяют не только разравнивать ТБО, но используя свои технические возможности, в отличие от бульдозера, эффективно его уплотнять. Эти машины более приспособлены для данных видов работ и как раз занимаются уплотнением отходов, но на наших полигонах, к сожалению, такие машины не используют.
Производством подобных уплотняющих машин занимаются ведущие мировые компании, производители коммунальной и строительной техники. Например, Bomag BC-670B, Bomag Compactor, Hanomag Compactor CL 66 D turbo (Германия), Stalowa Wola-Compactor 515K, Fadroma Compactor-L220C (Польша), Novostroj KTO-150 (Словакия), все они представляют собой самоходные колесные машины, состоящие из базового шасси, оснащенные металлическими колесами с шипами на периферии и бульдозерным или погрузочным оборудованием, смонтированным на базовом шасси.
Концепция отечественного компактора. Для изготовления базовой машины использовали серийный фронтальный погрузчик на колесном ходу. От использования базы типа трактора К-700 пришлось отказаться, так как гидромеханическая трансмиссия погрузчиков позволяет плавно развивать скорость машины от нуля и выше при максимальных нагрузках, у К-700 этого добиться практически невозможно, отчего коробка передач трактора регулярно выходит из строя. Далее, после демонтажа компакторного оборудования уплотняющую машину можно снова использовать как фронтальный погрузчик. И наконец, должна быть приемлемая стоимость такой машины, исходя из сложного финансового состояния наших коммунальных служб.
Устройство и принцип работы. Два передних металлических колеса снабжены шипами пирамидальной формы со смещенными рядами. Шипами осуществляется измельчение и уплотнение ТБО и грунта. Два задних металлических колеса имеют протектор, который позволяет уплотнять и выравнивать ТБО и грунт, не создавая рыхлой колеи. Имеется чистящее устройство (металлический кронштейн с регулируемыми ножами) для очистки передних колес от налипания почвы и застрявших твердых отходов. Увеличенный отвал корытообразной формы с решеткой в верхней части позволяет перемещать за один проход 3–5 м.куб. отходов. Грязезащитные кожухи служат для защиты вращающихся частей и элементов гидрооборудования базовой машины.
При движении уплотняющей машины металлическими колесами с шипами осуществляется разрушение и уплотнение ТБО или грунта, а отвал в опущенном положении смещает и разравнивает отходы и грунт. При этом решетка в верхней части отвала не ухудшает обзорности, а множество шипов с увеличенными контактными площадками позволяют производить равномерное уплотнение мусора или грунта. Погрузочное оборудование позволяет поднимать отвал и осуществлять погрузку ТБО и грунта.
Опыт производства и эксплуатации. В Беларуси уже около трех лет выпускаются уплотняющие машины на базе серийных отечественных пневмоколесных погрузчиков. Выпускает такую машину предприятие ОАО "Инвестмент Технолоджис Центре" (г.Минск). Предприятием были изучены материалы ведущих производителей, и на основе их были созданы свои компакторы. Так, например, машина КП-18 (на базе фронтального погрузчика ТО-18Б) прошла испытания на полигоне бытовых отходов "Северный" под Минском при содействии ГП "Экорес", за что хочется им выразить благодарность. Три машины в данный момент успешно работают в Польше. Отзывы о работе уплотняющей машины положительные, цена в три раза дешевле западных аналогогов. Степень уплотнения такой машины составляет 35–50%. Существуют возможности производства таких машин массой от 18 т до 30 т на базе погрузчиков ТО-18Б и ТО-28 (пр-во ОАО "Амкодор-Ударник", г.Минск), ПК-2701 (пр-во "Орловского з-да погрузчиков"), МоАЗ-40484 (пр-во Могилевского автозавода).
Перспективы развития. На сегодняшний день уплотняющими машинами уже заинтересовались многие коммунальные службы стран СНГ. Очевидно, что назрела необходимость в применении новой методики складирования ТБО, их утилизации и захоронения, отвечающей современным требованиям экологии.
Прогнозируя эту тенденцию, ОАО "Инвестмент Технолоджис Центре" постоянно совершенствует конструкцию уже выпускаемых моделей и технологию их изготовления. Так, например, максимальный срок изготовления любой машины составляет не более 30 дней. Также возможен вариант доработки уже имеющихся на балансе предприятий погрузчиков в компакторы. По индивидуальным заказам КБ предприятия выполняет переоснащение и спецдоработку иных машин, проектирование и изготовление механизмов и оборудования для коммунальных и дорожных служб.

Я.Е. НОРКИН, главный конструктор


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2002 год в рубрике del - техника

©1995-2024 Строительство и недвижимость